Оптовая торговля: особенности и технологии
Чтобы уяснить разницу между отдельными видами торговой деятельности, обратимся к официальным источникам: “Приобретение и продажа товаров могут быть отнесены к розничной торговле, если они предназначены для личного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Соответственно оптовая торговля связана с приобретением и реализацией товаров юридическим и физическим лицам для осуществления ими предпринимательской деятельности вне зависимости от того, применяются наличные или безналичные расчеты” (Гражданский кодекс РФ, ст. 492). Примерно такой же подход демонстрирует Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93), утвержденный постановлением Госстандарта России. Согласно его толкованию, в понятие оптовой торговли включается деятельность по продаже товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям либо другим оптовым торговцам.
Во многом отсюда проистекают и те особенности оптовой торговли, которые определяют основные требования к информационным системам, используемым в этом сегменте.
Сегодня большинство серьезных оптовиков постепенно превращаются в логистических операторов, обеспечивающих товаропроводящие цепочки от производителя к конечному потребителю. Норма прибыли, характерная для данного вида деятельности, невелика, поэтому ее стандартизация (в отношении процессов, документов и пр.) и автоматизация весьма востребованы как основные пути к минимизации издержек. В то же время, стремясь достичь стабильного положения на рынке, оптовые компании стараются улучшить сервис, предлагая своим клиентам те или иные привлекательные для них условия: разнообразные скидки, удобные условия оформления заказов, дополнительные операции по обработке товаров и т. п. Для обеспечения всего этого ИС для оптовой торговли должна обладать высокой степенью гибкости и настраиваемости - ведь важно не только учесть пожелания клиентов, но и сделать удобной и производительной работу менеджеров.
Постоянное снижение нормы прибыли оптовых торговцев и логистических операторов заставляет их увеличивать масштабы бизнеса (для поддержания его рентабельности) - соответственно растет количество клиентов, ассортимент продвигаемой продукции, спектр и качество услуг. Естественно, и ИС должна уметь хранить и быстро обрабатывать большие и очень большие объемы данных, обладать возможностями для их анализа и наглядного представления. Важными требованиями в этом случае являются производительность и надежность системы, а при крупном масштабе бизнеса - скорость ввода данных в ИС. Последнее требование обеспечивается не только дружественным и эргономичным интерфейсом, но и возможностями сопряжения системы с разнообразным компьютерным оборудованием, используемым для этой цели (сканеры и принтеры штрихкодов, КПК, терминалы сбора данных - ТСД и пр.). Не последнюю роль играют и устройства, позволяющие контролировать товарные запасы, предохраняя их от злоупотреблений (проще говоря, от краж), - системы видеонаблюдения и оборудование для оперативного проведения инвентаризации (те же ТСД, КПК и т. д.). Наконец, большое значение имеет возможность внедрения системы без остановки работы предприятия (иначе слишком велики будут убытки) - здесь, разумеется, большую роль играют не столько свойства системы (хотя и они тоже), сколько организационные моменты процесса внедрения.
В нашем обзоре мы попытались рассмотреть разные стороны и особенности автоматизации оптовых компаний. Важность управленческого (финансового) учета и аналитических возможностей системы для организации планирования и ритмичной работы фирмы хорошо видна на примере результатов внедрения ИС “Парус” в ГК “Продоптима”. Необходимость оптимизации взаимодействия с клиентами, прямо влияющая на бизнес компании “Холдинг 78”, отразилась в автоматизации организованного здесь call-центра. Наконец, такие формы торговой деятельности, как мобильная торговля (торговля “с колес”, сбор заказов и пр.), также подкреплены специальными ИС, которые не только помогают улучшить работу выездного представителя, но и взаимодействуют с системами управления торговлей (на примере интеграции ERP-системы SAP Business One и ИС для мобильной торговли “Оптимум”).