АНАЛИТИКА
В 2005 г. мировой рынок антивирусного ПО вырос по сравнению с 2004-м на 13,4% и достиг 4 млрд. долл. Такую оценку приводит компания Gartner Group.
При этом доли корпоративного и потребительского сегментов примерно совпадают: на первый приходится 51,5%, на второй - 48,5%. По мнению аналитиков, антивирусы, ориентированные на конечного пользователя, начинают превращаться в товар массового спроса. Это повлечет изменение как самих продуктов, так и их функциональности, а также окажет влияние на корпоративные системы.
Распределение антивирусного рынка в 2005 г.
Растут и запросы потребителей. Им теперь требуется защита не просто от вирусов, но и от шпионского ПО, нужны функции межсетевого экрана и возможности блокировки программ в зависимости от их поведения (behavior blocking). Поэтому сейчас пользователь вынужден покупать несколько отдельных инструментов. Но рынок защитного ПО для настольных ПК консолидируется, и, видимо, скоро ведущие игроки будут стараться выпускать комплекты, решающие все задачи безопасности.
Что касается состояния рынка антивирусов, то он уже достиг зрелости. Три лидера контролируют 86%. Компания Symantec продолжает доминировать, за ней с некоторым отрывом следуют McAfee и Trend Micro. Четвертое место занимает Panda Software, которая хотя и отстает от конкурентов по объему поставок, зато обгоняет их по темпу роста - за год он составил 23,8%.
Определяя доли вендоров, раньше Gartner исходила из количества проданных новых лицензий. Но теперь в связи с ростом популярности ПО с открытым кодом и новых схем лицензирования, таких, как хостинг и подписка на ПО, компания перешла к оценке на основе общего дохода от продаж ПО, который поступает от новых лицензий, обновлений, подписки, хостинга, технической поддержки и сопровождения.
В ближайшем будущем темп роста рынка защитного ПО сохранится. По крайней мере аналитики прогнозируют двузначную величину этого показателя. Но структура спроса несколько изменится. Интерес к автономным антивирусным и антишпионским продуктам начнет падать, а к многофункциональным пакетам обеспечения безопасности - увеличиваться. К тому же выход на эту сцену корпорации Microsoft скорее всего повлечет ценовую войну, что может отрицательно отразиться на доходности рынка.