ЦОД

Современный автомобиль по праву считается высокотехнологичным продуктом. Хотя бы потому, что буквально напичкан управляющей электроникой (автоматическими системами запирания/открывания дверей, управления коробкой передач, приведения в действие подушек безопасности и т. п.). По некоторым оценкам, около трети стоимости новой автомашины приходится на ее электронную начинку (в том числе микропроцессоры и соединительные кабели). Кроме того, оставаясь в первую очередь средством передвижения, автомобили часто комплектуются встроенными аудио- и даже видеосистемами, давно не рассматриваемыми как атрибуты роскоши. Все чаще машины оснащаются и встраиваемыми системами спутниковой навигации.

Высокие технологии используются и при создании автомобилей: наверное, уже не осталось фирм, которые бы не применяли САПР в работе над новыми проектами. А ведущие автопроизводители освоили более сложные системы, скажем для моделирования деформации машин при аварии. Не столь давно еще были популярны и разговоры об использовании конструкторами систем виртуальной реальности.

Замечания о высокотехнологичном характере в полной мере относится и к гоночным автомобилям, принимающим участие в соревнованиях Формулы-1. В гонке за скоростью создатели спортивных машин полагаются на новейшие достижения механики, материаловедения и других дисциплин. И конечно же многие компании на собственном опыте убедились в том, что применение информационных технологий также является ключом к успеху на скоростных трассах. В их числе и Ferrari.

Антонио Калабрезе:

“Информационные технологии для предприятия -

это не самоцель, а средство решения бизнес-задач”

Крайне сжатые сроки разработки и необходимость анализа больших объемов данных на всех этапах (при проектировании болидов, их испытаниях, спортивных соревнованиях) вызывают потребность в использовании мощных ИТ-ресурсов. По этой причине в последние годы Ferrari провела большую работу по консолидации своих ИТ-систем, в процессе которой в 2004 г. развернула в Маранелло (городе, где расположена штаб-квартира итальянской компании, ее исследовательские и тестовые лаборатории и часть производственных мощностей) центр обработки данных (ЦОД), специально предназначенный для обслуживания потребностей, которые вытекают из участия фирменной команды Scuderia Ferrari в Формуле-1. В список таких потребностей прежде всего входит решение задач по совершенствованию аэродинамики болидов.

Над выполнением проекта по созданию ЦОД (а на его реализацию ушло примерно девять месяцев) специалисты Ferrari работали в тесном взаимодействии с партнерами - корпорациями AMD, APC и Fluent.

Новый центр было решено разместить в исторической постройке (там начиналась деятельность ее основателя - Энцо Феррари), что накладывало определенные ограничения при прокладке инженерных коммуникаций (для подачи электропитания, воды и т. п.) и обеспечении пожарной безопасности сооружения.

В качестве основы ИТ-инфраструктуры ЦОД специалисты Ferrari выбрали интегрированное решение APC Infra-StruXure, объединяющее компоненты электропитания и кондиционирования, стойки, элементы системы управления состоянием среды и обеспечения безопасности, оценив преимущества данного решения с точки зрения повышения готовности, улучшения адаптивности, снижения сроков развертывания и полной стоимости владения.

По словам представителей Ferrari, архитектура APC InfraStruXure оказалась одним из немногих решений, удовлетворяющих не только их текущим, но и будущим потребностям (например, необходимости наращивания вычислительной мощности, в том числе при переходе на многоядерные процессоры новых поколений).

По информации Meta Group, в 2002 г. расходы типичного производителя автомобилей на обслуживание своего ЦОД составляли в среднем 28% от общего объема ИТ-расходов.

Компьютерная часть комплекса представляет собой высокопроизводительный Linux-кластер, построенный на базе 64-разрядных процессоров AMD Opteron, а также дисковые системы хранения. По информации Ferrari, в кластер объединены примерно 1000 процессоров (причем в настоящее время больше половины из них - двухъядерные), которые обеспечивают выполнение аэродинамических расчетов, обработку результатов аэродинамических испытаний, а также анализ телеметрической информации (в режиме реального времени), получаемой в ходе заездов с датчиков, установленных на болидах.

Для проведения всех перечисленных аэродинамических расчетов инженеры Ferrari используют программные средства корпорации Fluent (как сообщил ее менеджер по продаже и маркетингу Джорджо Бучилли, фирменные программные разработки применяет примерно 90% команд - участниц Формулы-1).

Недавно модернизированный ЦОД Ferrari (первоначально все установленные в нем серверы были оснащены одноядерными 64-разрядными Opteron’ами) был представлен европейским журналистам. Директор Scuderia Ferrari по ИТ Антонио Калабрезе констатировал, что с вводом ЦОДа ситуация с применением информационных технологий существенно изменилась: прежде компании приходилось уделять существенное внимание мониторингу использования ИТ-ресурсов, теперь компания может сосредоточиться на решении своей главной задачи - проектировании первоклассных машин. По словам г-на Калабрезе, главное достоинство созданного ЦОДа - его надежность. А по вычислительной мощности ЦОД Ferrari входит в число 500 наиболее мощных компьютерных систем.