ПРОЕКТЫ
Хейли Линн Мак-Кифри
Еще год назад в американском штате Луизиана более 600 тыс. жителей ежемесячно получали продовольственные талоны, что обходилось федеральному правительству в 600 млн. долл. в год. Но после ураганов Катрина и Рита появилось еще полмиллиона нуждающихся семей, и на дотации было дополнительно выделено 368 млн. долл. В результате расходы по этой статье достигли почти миллиарда. Подавляющее большинство талонов используется по назначению, однако около 4% из них - а это ни много ни мало 40 млн. долл.! - попросту разворовывается.
Чтобы поставить барьер на пути мошенников, правительство штата обратилось за помощью к двум фирмам: Information Builders Inc. (IBI), известной своими решениями бизнес-анализа, и ESRI, которая специализируется на географических информационных системах (ГИС). Результатом их совместной работы стала система TINA-GIS, помогающая социальным службам Луизианы бороться с нарушениями в использовании продовольственных талонов. "Мы приобрели лучшие продукты из представленных на рынке и собрали великолепную команду внедренцев, - с гордостью говорит Шервуд Лемуан, консультант из департамента социального обеспечения Луизианы. - Такой подход себя полностью оправдал. Эти компании отлично умеют управлять проектами, налаживать контакты с нашими проектировщиками и сотрудничать с офисом проектной реализации".
Программа продовольственных талонов, как известно, находится в ведении правительства штата, а финансируется управлением продовольствия и питания федерального министерства сельского хозяйства. Согласно действующим правилам, на талоны можно приобретать только основные продукты - хлеб, молоко, мясо, овощи, консервы и некоторые другие продовольственные товары. И ничего иного, даже чистящих средств, не говоря уж о предметах роскоши, алкогольных напитках и табачных изделиях, за эти талоны выдаваться не должно. В Луизиане малоимущие семьи получают дебетовые карточки покупателя, которыми они расплачиваются в пределах выделенной на месяц суммы.
Один взгляд на карту порой может сказать больше, чем десятки документов
Именно здесь и открывается простор для мошенничества. Некоторые получатели социальной помощи, договорившись с кассирами, обналичивают свои продовольственные талоны, зачастую получая на руки всего половину их номинальной стоимости. Магазинам же компенсируется полная сумма из федерального бюджета, а разница идет в карман жуликов.
В прошлом эффективных средств для борьбы с таким явлением практически не существовало - выйти на след мошенников помогали разве что доносы в полицию. Теперь же у правительства Луизианы оказалось на вооружении техническое решение противодействия подобным обманам. Этого удалось достичь, подключив к проекту целый ряд партнеров из числа ИТ-поставщиков. "Руководство штата начало с того, что приобрело у нас последнюю версию комплекта программ, куда в числе прочего вошло наше приложение WebFocus и некоторые разработки фирмы ESRI, - вспоминает Майкл Коркорн, вице-президент по корпоративной стратегии компании Information Builders. - В области обслуживания мы сотрудничаем с IBM. Дело в том, что наши специалисты успешно справились с разработкой, но затем понадобился субподрядчик, который, во-первых, мог бы поддерживать стратегические отношения с правительством Луизианы, а во-вторых, умел управлять проектами такого масштаба. Это прекрасный пример того, как несколько игроков объединяют усилия во благо своих клиентов".
В ходе борьбы с мошенничеством департаменту социального обеспечения Луизианы стало ясно, что здесь не обойтись без опытного партнера в области бизнес-анализа. Эту роль IBM доверила фирме IBI, поручив ей разработку системы TINA-GIS. Базой послужило приложение WebFocus, способное собирать данные из множества разбросанных по всему предприятию источников, составлять отчеты, обеспечивающие простой доступ к информации.
А в 2004 г. правительство Луизианы предприняло еще один крупный шаг по искоренению мошенничества и пригласило к сотрудничеству фирму ESRI, предложив ей вместе с IBI дополнить аналитический инструментарий географическими функциями. "Мы были знакомы с Information Builders и знали области пересечения наших технологий, - рассказывает сотрудник ESRI Стив Траммел. - Поэтому мы были рады возможности вместе потрудиться над общим проектом".
По словам Коркорна, и ESRI, и IBI прекрасно сознавали, какую ценность представляет географическая информация для разрабатываемой системы. "Обсудив положение дел с руководителями штата, мы поняли, что имеем дело с проблемой, которую очень трудно анализировать и решать без картографирования, - констатирует он. - Когда отслеживаешь действия мошенников, один взгляд на карту порой может сказать больше, чем десятки документов".
Прежде всего обе компании подготовили единую концепцию, которую представили в отдел социального обеспечения Луизианы. По замыслу разработчиков на карту предстояло нанести местоположение розничных магазинов, имеющих право принимать продовольственные талоны, а также мест проживания получателей социальной помощи. Сопоставление этих данных позволило бы выявить общие тенденции движения продовольственных талонов.
Основу такой карты составили геокоды (т. е. географическая информация о различных объектах) 165 тысяч участвующих в программе магазинов розничной торговли, которые предоставила фирма Tele Atlas. Дополнительно была использована демографическая информация, полученная в ходе переписи населения.
Для успешной реализации проекта роли были распределены следующим образом: IBI взяла на себя всю работу по интеграции, а ESRI занялась картографической стороной дела. Это позволило создать общий интерфейс, обеспечивший связь между WebFocus и ГИС. Вся информация в системе распределена по нескольким уровням, что позволяет быстро находить самые подробные сведения и просматривать взаимосвязи между отдельными элементами данных. А карта дает возможность "взять под колпак" подозрительный район, а затем выяснить, что там происходит.
"От общего анализа мошенничества с продовольственными талонами мы перешли к непосредственному выявлению таких случаев. Накопленный при этом опыт бизнес-анализа и полученная информация помогают департаменту социального обеспечения не только бороться с нарушениями, но и совершенствовать свою работу, чтобы лучше обслуживать граждан", - отмечает Лемуан. Раньше в магазинах штата продовольственными талонами ежедневно оплачивалось порядка 80 тыс. покупок, но во время и после ураганов количество таких транзакций выросло до полумиллиона в день. В чрезвычайных условиях проявилось еще одно немаловажное достоинство новой системы. Предоставляя властям штата ежедневные сводки обо всех льготных платежах, она позволила определять, какие магазины еще в состоянии работать и куда мигрирует население. "Подобная информация поступала к нам и раньше, но у нас не было ни инструментария, ни ресурсов, ни технологий для ее оперативного анализа и обработки", - рассказывает Лемуан.
Теперь, когда новое решение развернуто, властям Луизианы остается дожидаться результатов, чтобы в полной мере оценить его возможности по обнаружению случаев жульничества. Вот только судебная система работает медленно, поэтому об окупаемости вложенных средств на данном этапе говорить еще рано. "К сожалению, пока речь идет только о подозрениях в мошенничестве, ведь факт преступления должен установить суд. А на это могут уйти годы", - говорит Лемуан. Но главное, у правоохранительных органов штата появилось средство для выявления потенциальных мошенников, позволяющее повысить эффективность следствия.
К тому же система помогает не только раскрывать уже совершенные правонарушения, но и, как надеются власти Луизианы, принимать профилактические меры для их предупреждения в будущем. "TINA-GIS способна выявлять признаки мошенничества из миллионов операций с продовольственными талонами. Разве можно было представить такое раньше, когда работа ограничивалась анализом отчетов отдельных магазинов? - задает риторический вопрос Лемуан. - За считанные минуты система исследует множество подозрительных признаков, тогда как прежде разбирательство лишь с одним из них могло длиться часы, а то и дни. Да и результаты теперь можно получить в любом виде - хоть на карте, хоть в отчете".
Данный проект вполне может заложить основу для долговременного и плодотворного сотрудничества ESRI и IBI. По словам Траммела, совместная разработка вызвала интерес, и от других организаций уже начинают поступать заявки на создание подобных решений. "Мы отлично сработались, хорошо разобрались в технологиях друг друга и положили начало интеграции наших разработок, - с радостью отмечает и Коркорн из Information Builders. - Теперь мы можем идти дальше, продвигая совместную продукцию и тесно интегрируя свои решения в различных комбинациях. Наш альянс создает уникальное преимущество, усиливает позиции обеих компаний в конкурентной борьбе".
Хейли Линн Мак-Кифри - независимый журналист из калифорнийского г. Белмонта (США). Связаться с ним можно по адресу: hailey@cyberdeacon.com.