УСЛУГИ

Еще полтора года назад казалось, что Министерство информационных технологий и связи РФ вот-вот закрепит за сотовыми абонентами право сохранять номер при переходе от одного оператора к другому. К сожалению, этим прогнозам не суждено было сбыться - введение столь полезной услуги на территории всей страны откладывается как минимум до 2010-2012 гг.

Напряженное ожидание

Все технологически продвинутые операторы связи считают, что абонент вправе рассчитывать на то, что в случае смены оператора связи ему не придется менять телефонный номер, в известность которого для всех нужных ему людей он инвестировал с самого момента его приобретения. Поэтому ему должна быть предоставлена услуга MNP - "Mobile number portability", или "Переносимость мобильного номера". Причем действовать принцип сохранности номера телефона должен не только в мобильных, но и в фиксированных сетях. Хотя городским телефонным сетям в России, техническое состояние которых не всегда соответствует запросам рынка, подобное решение государственных органов прямо сейчас было бы крайне неприятно. Это привело бы к необходимости лавинообразно увеличивать инвестиции в основные средства. С этим мнением согласен и заместитель министра информационных технологий и связи РФ Борис Антонюк. По его мнению, осуществить перенос номера можно как на цифровых, так и на аналоговых станциях, но это слишком дорогостоящая и сложная процедура. В принципе ничто не мешает ввести MNP в тех регионах, где городские АТС уже модернизированы, но практически это трудноосуществимо - регулирующие органы пока придерживаются принципа "либо сразу по всей стране, либо нигде". "У нас закон технологически нейтрален, поэтому если мы говорим, что вводится какая-то услуга, то она должна вводиться для всех абонентов", - заявил Борис Антонюк. Ждать "всеобщего равенства", по-видимому, придется еще как минимум шесть-семь лет - тогда цифровизация фиксированных операторов по всей России будет тотальной.

Возможность сохранить за абонентом номер телефона должна быть обеспечена не только в мобильных, но и в фиксированных сетях.

С сотовыми операторами ситуация другая. Их сети полностью цифровые, но они смотрят на проект переносимости номера с явным подозрением и скепсисом. Дело в том, что пока не ясны процедура переноса номера, порядок взаиморасчетов и правила организации такой услуги. Над подобными разъяснениями специалисты профильного Министерства связи и информационных технологий РФ работают, но, хотя им помогает целая рабочая группа из представителей ассоциации GSM, ассоциации СОТЕЛ, ОАО "Связьинвест", ФГУП ЦНИИС и т. д., никто не знает о точных сроках появления их окончательного варианта.

Кроме того, введение этого сервиса увеличивает у операторов мобильной связи "головную боль" - им необходимо будет наращивать инвестиции в удержание имеющихся у них абонентов, ведь получится, что громкими рекламными акциями по популяризации подключения к новым тарифам "кассы не сделать". Дело в том, что, согласно универсальному закону торговли, привлечение новых абонентов стоит примерно в пять раз больше, чем удержание старых. В связи с высоким проникновением сотовой связи в России (в некоторых лицензионных зонах оно уже вышло за рамки 100%), первостепенной задачей является концентрация на выручке, а не на увеличении абонентской базы. Этот тезис требует от операторов перестройки своей маркетинговой политики, которая действовала без изменения на протяжении всех последних лет с конца 90-х, когда провайдеры мобильной связи развернули активную региональную экспансию. Однако каждый из операторов подспудно хочет внедрения MNP, но только на тех территориях, где его проникновение пока недостаточно или он проигрывает по абонентской базе. Ведь с помощью "вкусных" условий обслуживания возможно будет перетянуть на свою сторону как крупных корпоративных клиентов, так и средний класс пользователей (абоненты с ARPU выше 30-45 долл.) - здесь будет важна не массированная рекламная обработка рынка, а адресные предложения уже имеющимся у них абонентам как с помощью direct-mail, SMS-сообщений, работы с профессиональными коммьюнити в сети Интернет, так и с помощью звонков из call-центров. Все это, конечно, приведет к раскачиванию рынка и миграции определенных целевых групп абонентов в сторону не то чтобы более дешевых, а скорее более привлекательных тарифов, причем эти миграции могут быть сезонными. Мобильные абоненты смогут сохранить за собой любые федеральные десятизначные номера, причем вместе с DEF-кодом - первыми тремя цифрами номера, которые в настоящее время однозначно определяют оператора сотовой сети и являются частью абонентского номера.

Главное сейчас - это прописать порядок реализации так нужного абонентам сервиса MNP.

 

Технология и факты

Проблема MNP имеет несколько аспектов. Первый - маркетинговый. Дело в том, что при внедрении подобных систем наряду с либерализацией регулирующие органы всегда вводят заградительные тарифы или процедуры, которые защищают от демпинга. К примеру, можно ввести недельный период перерегистрации, плату в 25-50 долл. единовременно, из которых, скажем, половину будет платить оператор, принявший абонента, тому оператору, от которого абонент ушел, - своеобразные отступные. То есть воспользоваться таким предложением, как было сказано выше, смогут в основном пользователи среднего класса. Таковых примерно 12-15% абонентской базы любого оператора. Конечно, и VIP-абоненты (в среднем 5% абонентской базы) смогут сменить своего оператора с сохранением телефонного номера, но, как показывает практика, это достаточно инертные потребители. А вот средний класс платит за свою связь сам - поэтому операторам придется кардинально пересматривать свои взаимоотношения с этой категорией абонентов. Придется вводить для них новые, более удобные тарифы, расширять возможности тарифных модификаторов, с помощью которых абоненты могут получать выгодные звонки на определенные типы вызовов, устанавливать реально работающие скидки и снижать цены на внутрисетевой роуминг (в идеале - отказаться от него совсем).

Второй аспект внедрения MNP - экономический и организационный. Начальные затраты на постройку новой инфраструктуры составят, по разным оценкам, от 80 до 100 млн. долл., что в масштабах страны, да еще разделенные на количество крупных операторов, не так значимо. Однако организационные моменты способны занять очень много времени. Параллельно с этим надо будет создать общую базу телефонных номеров в едином центре. Далее - выбрать базового оператора, который станет центральным звеном в распределении звонков, поступающих на сотовые номера. Крайне вероятно, что такой компанией окажется "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ), через которую сейчас должны пропускать трафик все сотовые операторы. Также необходимо будет унифицировать биллинговые системы операторов для наилучшего обмена данными об абонентах.

Как будет развиваться ситуация, покажет время. Главное сейчас - это прописать порядок реализации так нужного абонентам сервиса MNP и запустить его хотя бы в сотовых сетях связи, оставив проблему переносимости фиксированных номеров на потом.

Версия для печати