WEB-КЛИЕНТЫ
После драматической борьбы за лидерство на рынке Web-браузеров между Netscape Navigator и MS Internet Explorer (IE) во второй половине 1990-х годов на несколько лет установилось затишье, и эта тематика явно ушла из основного фокуса внимания профессиональной ИТ-прессы и аналитиков. Действительно, драматизм борьбы десятилетней давности, когда Microsoft бросилась вдогонку за уходящим поездом под названием "Интернет", довольно хорошо иллюстрирует динамика выпуска IE: за шесть лет корпорация выпустила семь (точнее, шесть с половиной) версий своего интернет-проводника, причем в самые напряженные этапы борьбы обновления выходили с интервалом в несколько месяцев.
После победы, методы достижения которой привели к тому, что Microsoft попала в целую череду судебных разбирательств по поводу нарушения антимонопольных законов, корпорация могла позволить себе расслабиться: со времени появления текущей версии IE 6 прошло уже пять лет. Да и к чему было суетиться с модернизацией, когда браузер Microsoft полностью доминировал на рынке?! Так, по данным опубликованного в начале августа отчета компании Janco Associates (www.e-janco.com/browser.htm), пик популярности IE пришелся на январь 2003 г. - тогда его доля составляла 92,4%. Но с тех пор этот процент стал медленно, но верно снижаться: 84,0% (июль 2005-го), потом 75,9% (июль 2006-го).
Конкурентами IE выступают браузеры из лагеря Open Source (см. таблицу), и наиболее опасный соперник из них - это Firefox (разработка Mozilla.org), который за 2004 г. смог повысить свое присутствие на рынке с нуля почти до 10%. Причем его доля продолжает расти - в прошедшем июле она составила 13,7%. Заметно прибавил и Netscape, повысив за последний год свой процент с почти нулевой отметки до 5%. (Мы уже публиковали обзор наиболее популярных браузеров в PC Week/RE, N 9/2006, с.34.)
Динамика изменения долей рынка Web-браузеров
Анализируя процессы на рынке Web-браузеров, аналитики отмечают, что некоторое снижение популярности IE, безусловно, связано с замедлением темпов его обновления. Однако отметим, что для Microsoft браузер является лишь компонентом настольной Windows и по срокам модернизации довольно четко совпадает с выпуском этой OC. В целом IE пока остается явным лидером, однако время, когда он мог не замечать конкурентов, прошло.
Как раз сейчас наступает очень интересный момент в борьбе на поле Web-клиентов: все основные игроки проводят радикальное обновление своих продуктов, - так, в нынешнем августе Microsoft выпустила уже третью бета-версию IE 7, а Firefox 2.0 представлен сегодня первым публичным бета-вариантом.
Opera9, в отличие от своих грозных конкурентов, представлен уже окончательной, а не бета-версией
По мнению западных экспертов, тестировавших новые версии Web-браузеров и изучавших мнения пользователей, выпуск IE 7 сможет не только остановить снижение доли рынка этого браузера, но даже опять повысить ее. Эта версия включает много новшеств по сравнению с предыдущим вариантом (см. PC Week/RE, N 17/2006, c.1), в частности она вобрала в себя целый ряд возможностей, которые были реализованы ранее конкурентами (например, взаимодействие с разными Web-сайтами с помощью вкладок). Улучшены также средства программного расширения функционала IE 7 за счет подключения дополнительных модулей. Правда, и на этот раз Microsoft не решилась интегрировать браузер со средой VBA-программирования, что позволило бы писать макросы конечным пользователям. Но для автоматизации работы с IE по-прежнему можно применять эту программу в качестве клиента OLE Automation через ее систему COM-объектов.
И наконец, Microsoft предприняла серьезные шаги в плане повышения безопасности своего браузера. Впрочем, многие аналитики признают, что более значительное (по сравнению с конкурентами) число обнаруживаемых брешей в IE объясняется не столько качеством самой программы, сколько тем, что именно против нее как лидера рынка направлен основной поток атак хакеров.
В то же время представители сообщества Open Source критикуют Microsoft за то, что она совсем не спешит с внедрением в свой браузер новейших клиентских Web-технологий (например, векторной графики). Казалось бы, такая медлительность работает не в пользу IE, но, как показывает исследование Janco, тут может проявиться обратный эффект. Дело в том, что в своем технологическом развитии Firefox вынужден идти на нарушение совместимости с IE как отраслевым стандартом де-факто, и это не очень нравится многим пользователям, особенно корпоративным. Некоторые из них (по данным западных исследователей) даже рассматривают вариант обратного перехода с Firefox на IE. К тому же по мере роста популярности Firefox на него приходится все больше внимания хакеров, и в последнее время количество сообщений об обнаружении в нем проблем с безопасностью заметно увеличивается. В то же время плюсом этого браузера является многоплатформенность (Windows, Linux, Mac OS).
Ну а тем, кого интересуют самые последние новинки в клиентских Web-технологиях, наверное, имеет смысл познакомиться с Opera (www.opera.com). В последние годы именно этот браузер отличался наибольшим числом инноваций, и его последняя версия Opera 9, выпущенная в июне 2006 г., по результатам тестирования основных представленных на тот момент продуктов, проведенного eWeek Lab (www.eweek.com), заняла первое место (Analyst’s Choice).
В целом же эксперты в области Web-браузеров отмечают, что все продукты этого года находятся примерно на одном качественном уровне. Несмотря на то что в последние два-три года IE 6 заметно отставал от своих конкурентов (бедный пользовательский интерфейс, недостаточные возможности расширения и пр.), сегодня Microsoft имеет все шансы опять увеличить свое присутствие на этом рынке благодаря своим технологическим и маркетинговым преимуществам.
На конкурентные возможности Web-браузеров безусловно окажет влияние и уровень поддержки ими новых технологий создания клиентских Web-приложений, в первую очередь AJAX, но сейчас говорить о конкретной реализации такого функционала еще рано. Ситуация здесь во многом зависит от того, как будут развиваться отношения между поставщиками AJAX-решений (см. PC Week/RE, N 20/2006, с. 25).
Но вполне определенно можно сказать, что в пользу IE 7 будет играть выпуск уже через полгода Windows Vista с ее новыми возможностями, некоторые из них будут доступны также из среды этого Web-браузера. Поможет его распространению и то, что Microsoft будет использовать интернет-механизмы Windows Update/Automatic Updates для перехода пользователей с предыдущих версий IE.
В то же время популяризации конкурирующих Web-браузеров может способствовать недавнее громкое обещание Microsoft не чинить препятствий OEM-партнерам, которые вместе с предустановленными ОС Windows будут записывать на новые ПК и приложения других разработчиков. Любопытно посмотреть, захотят ли и смогут ли производители техники воспользоваться такой возможностью.
Независимый обзор новых версий трех ведущих Web-браузеров можно найти в отчете "Which New Browser Is Best: Firefox 2, Internet Explorer 7, or Opera 9?" по адресу: www.extremetech.com.