ОБЗОРЫ
... Дадим мы тебе информацию о всеинформации, то есть сделаем тебе собственноручно Демона Второго Рода. Демон этот магичен, термодинамичен, неклассичен и статистичен, и станет он из старого бочонка или из чиханья экстрагировать и доставлять тебе информацию обо всем, что было, что есть, что может быть и что будет.
Станислав Лем. Кибериада
О понятии информации
В июле в России был принят новый закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Соответственно утеряла силу прежняя редакция от 1995 г. (исправлявшаяся в 2003 г.). Среди заметных отличий - полное удаление из нового закона понятия "информатизация" и исчезновение статьи "Обязанности государства" - теперь в законе освещены лишь основы госполитики в области ИТ. Но, пожалуй, наиболее серьезное нововведение - это определение понятия информации, которое принципиально отличается от старого. В прежнем законе информацией назывались сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Это определение ближе докомпьютерным взглядам на информацию. В сегодняшнем законе информацией названы сведения, сообщения или данные независимо от способа их поиска, хранения, обработки, предоставления или распространения. Насколько такое определение подходит для компьютерной эры?
История понятия информации начинается со схоластики - отрасли философии, зародившейся около тысячи лет назад. В схоластике впервые была выдвинута концепция правил мышления, своеобразной технологии рационализма (первоначально она использовалась для интерпретации текстов). Впоследствии труды схоластов привели к возникновению математической логики. Массовое развитие средств дистанционной связи (телеграфа, телефона, радио) дало жизнь теории сигналов, а впоследствии и кибернетике, где понятие информации стало ключевым. Однако в теории сигналов Шеннона понятие информации не затрагивает содержание этой информации - работа ведется только с сигнальным ее представлением в процессе передачи. В кибернетике же используется более философский, эпистемологический, познавательный подход, ориентированный уже на смысл, передаваемый информацией.
Подобная принципиальная терминологическая раздвоенность выражается и на законодательном уровне. Закон "Об информации..." недаром принимался одновременно с законом "О персональных данных" и с поправками, вносимыми в закон "О связи". Во многом он ориентирован на поддержку на государственном уровне электронного документооборота, на крайне важное массовое внедрение электронно-цифровой подписи (ЭЦП), которая теперь равнозначна собственноручной подписи, и на информационную безопасность. По этим причинам главенствующей в законе оказалась форма представления информации, так как содержание, вещь субъективная, целиком зависит от способов интерпретации данных.
Информация возникает именно в тот момент, когда абстрактные данные начинают обрабатываться. Причем в зависимости от конкретного способа обработки из исходных данных может быть получена совершенно разная информация. Одни и те же пять цифр могут быть как размером зарплаты, так и кодом запуска стратегических ракет. Это отражено в определении Шеннона - информация, представленная в форме сигналов, неотделима от акта передачи, то есть неразрывно связана с некоторым процессом. И в случае кибернетического определения смысл данным придает интерпретирующая принимающая система. При этом, что важно, этот смысл не связан с формой представления данных - но он всегда зависит от способа их обработки! Например, размер зарплаты хранится в компьютере либо в четырехбайтовом целочисленном виде, либо как пятибайтовая последовательность из пяти символов, либо как длинная двоичная строка с зашифрованными сведениями и т. д. Каждый раз для ее корректного использования необходим специальный алгоритм.
Одно из лучших классических кибернетических определений информации гласит: "Информация - это данные и методы, их обрабатывающие". Если уж и использовать на законодательном уровне понятие информации, то как минимум зависящее от способов обработки данных! Информация - это не материальный объект, который можно объективно измерять, это скорее свойство материи. Она, в отличие от данных, зависит не от носителя, а от способа обработки и всегда хранится в закодированном виде. При этом любой байт исходных данных получает смысловую нагрузку только в момент его интерпретации.
В физическом мире информация представляется сигналами, однако ценность ее (как значение этих сигналов) возникает в результате воздействия этих сигналов на принимающую сторону, где они получают некую субъективную оценку. Таким образом, информация (не существующая в реальном мире как материальный объект) всегда создается пользователем, который либо интерпретирует данные, вкладывая в них некоторый смысл, либо оценивает полученное сообщение, которое само по себе не может быть информацией, так как всегда привязано к некоему исходному факту или событию. Информация, согласно теории системного анализа, как раз является мерой той неопределенности (выражающейся возникающими связями и отношениями), которая снижается вследствие получения сообщения. Она также выступает в роли средства (или способа) снижения этой неопределенности. Но сообщение или данные, хранящиеся на компьютере в цифровой форме (закодированные символы), получают ценность только тогда, когда они обработаны определенным методом - например, программой визуализации текста.
Информация и законность
По причине нематериальности информации вряд ли возможно создать законченный и непротиворечивый законодательный документ. Как минимум для этого требуется подготовка онтологического словаря и привлечение философов и методологов, которые владеют аппаратом построения корректных определений. Так, дефиниция - методологическая операция определения терминов - исходит из ограниченности любого понятия и поэтому требует не описательного подхода ("сведения, сообщения, данные"), а выработки смысловых границ и выявления ключевых признаков, которые отличали бы, например, информацию от данных. В законе же вместо методологического определения дано скорее описание (или характеристика). Недаром Большая советская энциклопедия предлагала более гибкое определение информации, включая в него в дополнение к сведениям и сам процесс передачи или получения этих сведений. Отметим также определение, предложенное ЮНЕСКО: "Информация - это универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения".
Информация - это способ, с помощью которого организационно закрытая структура обеспечивает собственную жизнеспособность и эффективность. |
Виртуализация всего мира постоянно вызывает к жизни новые формы общественных взаимоотношений, которые ранее в законотворчестве (весьма консервативной области знаний) вообще не возникали. В результате нечеткость современных законов может привести к проблемам в сферах имущественных прав на информацию и обеспечения ее безопасности. Например:
- Сообщение само по себе не является информацией, пока не подвергается интерпретации и анализу. Так, сообщение в процессе передачи по каналам связи может быть искажено, и в реальных системах связи исходная посылка обычно отличается от принятой. Для восстановления оригинального содержимого к принятому сообщению необходимо применить определенные методы восстановления (а предварительно его желательно специальным способом закодировать, чтобы облегчить впоследствии процесс восстановления). Такой процесс подразумевает управление всей приемо-передающей системой, а организация безопасности применительно к самому сообщению в отрыве от такой системы теряет смысл. Другими словами, информация сначала фиксируется неким формальным способом (например, кодируется в цифровом виде) и лишь потом структурируется пользователем, который извлекает смысл из "сырого" сообщения, которое само по себе не имеет никакой ценности. Эту бинарную структуру когнитивного акта возникновения информации подробно описал известный немецкий философ Эдмунд Гуссерл в книге "Логические исследования".
- В процессе хранения сообщения количество и ценность содержащейся в нем информации как меры уменьшения неопределенности вследствие энтропии со временем снижается (дорого яичко к Христову дню). Но этот процесс возможно учесть документально только применительно к процессу обработки сообщения.
- Часто информация представляется не данными, а алгоритмами. Скажем, в стеганографии для передачи информации собственные данные нередко вообще не формируются - достаточно алгоритма наподобие "взять первую букву текста А, вторую букву текста Б...". На жестком диске, пожалуй, любого компьютера можно найти некую случайно сложившуюся последовательность чисел, которая будет представлять собой какой-нибудь секретный шифр. Однако он имеет смысл, очевидно, только в зависимости от способа его обработки - но по закону уже само наличие "сырых" данных, независимо от способа их интерпретации, автоматически является признаком наличия информации! И наоборот - если разместить на общедоступном сервере пиратский софт или фильм и предварительно его закодировать, например простенькой командой xor, то получившаяся "информация" формально не будет пиратской, так как возникает исключительно в зависимости от способа ее обработки, а не является какими-то данными в типовом формате.
Информация - это способ оптимального поведения
Современное общество становится все более виртуальным. Ценность всевозможных материальных объектов - допустим, сырьевых ресурсов - уже давно зависит не от себестоимости производства, а от информации. Стоимость нефти связана не с реально добываемыми объемами сырья, а с постоянно меняющимися рыночными рисками. При этом главенствующим нередко становится сам способ подачи исходных фактов, когда даже объективные сведения о ситуации на рынке искажаются и представляются в виде, выгодном для каких-то отдельных участников. О важности таких виртуальных сигналов рынка много писал американский экономист и нобелевский лауреат Кеннет Эрроу. Понятно, что закон "Об информации" нацелен на конкретную область правовых отношений. Он ориентирован прежде всего на правовую поддержку обширной сферы электронного документооборота и ЭЦП. Но тем важнее выверенность и стратегичность правовых формулировок!
Известные чилийские нейробиологи - директор Института когнитивной терапии Умберто Матурана и его ученик Франциск Варела, много лет занимавшиеся теорией познания и написавшие немало книг по лингвистике и кибернетике, отмечали: "Чем бы информация ни была, она не является инструкцией, а скорее - конструкцией; не репрезентацией, а скорее тем способом, благодаря которому адекватное поведение обеспечивает жизнеспособность автономной системы в процессе ее функционирования". Или, говоря проще, информация - это способ, с помощью которого организационно закрытая структура (в частности, государство) обеспечивает собственную жизнеспособность и эффективность. Способ, а не данные!
С автором можно связаться по адресу: sbo@pcweek.ru.