БЕЗОПАСНОСТЬ

В связи с неудавшимися террористическими актами, предотвращенными в Лондоне нынешним летом, международные аэропорты ужесточили специальный досмотр пассажиров, вылетающих в Канаду, США и Великобританию. До отмены новых правил досмотра в салон самолета нельзя будет проносить какие бы то ни было электроприборы, мобильные телефоны и персональные компьютеры - их придется сдать в багаж. Данные меры являются временными, но сколько они продлятся, пока сказать сложно, так что пассажирам, совершающим трансатлантические рейсы, в ближайшие месяцы надо будет научиться летать без своих электронных устройств.

Гаджетомания

Временный запрет на взятие на борт воздушных судов электронных портативных устройств - результат перестраховки служб безопасности. Видимо, офицеры полиции никак не могут забыть случай с крушением в 1988 г. самолета "Боинг-747" авиакомпании Pan American неподалеку от города Локерби, Шотландия. Впоследствии выяснилось, что лайнер был взорван с помощью пластиковой взрывчатки Semtex, спрятанной внутри портативного кассетного плейера Toshiba. Правда, в настоящее время подобные ситуации маловероятны, ведь в крупных аэропортах работают автоматизированные системы безопасности, многие из которых теперь будут усовершенствованы.

Уже сейчас для обеспечения авиационной безопасности действует целый комплекс систем. К примеру, камеры слежения в пунктах приема багажа и в посадочной зоне определяют лиц, находящихся в розыске, по федеральным базам данных, дополнительно они отслеживают каждого пассажира, прошедшего регистрацию, до момента посадки на борт. Специальные устройства типа "электронный нос" сканируют пассажиров на наличие мельчайших частиц взрывчатых веществ всех известных типов и радиоактивных материалов. Совсем скоро к ним добавят системы распознавания взрывчатки, которая может быть закамуфлирована под безобидные жидкости, причем "обнюхивать" пассажиров будут прямо перед паспортным контролем. Компьютерные программы распознавания изображений, соединенные со сканерами багажа, мгновенно отслеживают любые подозрительные предметы, находящиеся в сумках пассажиров. Сейчас многие подобные системы рассчитаны только на индивидуальный опыт операторов, квалификацию которых, разумеется, необходимо серьезно повышать. Безусловно, к этому стоит добавить специальные детекторы металла, способные полностью сканировать тело человека без утомительного выкладывания мелочей типа ключей или монеток в отдельный пластиковый бокс для пропуска через сканер, а также обязательный личный досмотр всех вылетающих пассажиров.

В дополнение к существующим системам планируется ввести несколько новых. Одна из них - аппаратно-программный комплекс, который позволит осуществлять автоматический учет находящихся на борту пассажиров и их багажа. При этом оператор такого комплекса сможет точно сказать, какого пассажира нет (к примеру, он опоздал или не прошел регистрацию), в режиме реального времени сверить фамилии пассажиров со списком разыскиваемых или нежелательных персон, а также указать, где находится багаж, который необходимо выгрузить, если сдавший его пассажир не явился к отправке воздушного борта, - локализация такого багажа осуществляется благодаря нанесению на багажные бирки RFID-меток.

Еще один пример - система бортового наблюдения. Именно ей будет поручено выявлять с помощью встроенных миниатюрных камер подозрительных людей в салоне, а также контролировать перемещения всех пассажиров и персонала в зоне закрытых участков авиалайнера во время полета. Особенно это актуально в больших самолетах типа "Боинга-747" или "Аэробуса-380", которые берут на борт несколько сотен пассажиров и имеют три-четыре палубы, - теперь никто из пассажиров не останется без присмотра для сбора бомбы из различных компонентов. Доступ к данным будут иметь пилоты, а также вооруженные агенты службы безопасности в штатском, уже несколько лет сопровождающие все дальние авиарейсы под видом обычных пассажиров, - трансляция на их персональные коммуникаторы будет осуществляться с помощью технологии Wi-Fi непосредственно внутри салона.

Защити себя сам

Пока чиновники и офицеры спецслужб не договорятся между собой, испытывать неудобства придется самым обычным пассажирам, которые будут на время перелета оставаться без своей портативной техники. Учитывая широкое распространение мобильных компьютеров и мобильных телефонов, а также других электронных устройств, процент недовольных пассажиров, полагаю, существенно увеличится. Ведь теперь время, проведенное в трансатлантическом полете, будет потеряно безвозвратно, между тем как раньше был шанс поработать на компьютере.

Основная проблема, которая встает перед путешественниками, - как именно защитить свою технику от кражи в аэропорту или от банальной порчи при погрузке. Ведь достаточно навалить пару чемоданов потяжелее на легкий кейс с ноутбуком - и о сложной, но хрупкой электронной игрушке можно забыть навсегда. Вряд ли грузчики, пусть и в аэропортах международного класса, получат специальные разъяснения на эту тему - у них и без того хватает работы из-за задержанных рейсов и огромного количества багажа, который надо немедленно погрузить в улетающие лайнеры. Таким образом, спасение своих компьютеров - дело рук самих пользователей. Исходя из собственного опыта и, конечно, многочисленных рекомендаций от авиакомпаний (часто, к сожалению, весьма поверхностных) могу посоветовать придерживаться нескольких простых правил.

Во-первых, багаж рекомендуется закрывать на замки - чем более они уникальны, тем лучше. Безусловно, материал, из которого сделан чемодан или сумка, должен быть прочным, что исключит их вскрытие злоумышленниками "на пробу" в условиях дефицита времени. Дополнительно можно завернуть портативный компьютер во что-нибудь мягкое (к примеру, специальный пенопакет, можно и в одежду) и упаковать в сумку для защиты от повреждений, а также для того, чтобы его замаскировать. Идеальным вариантом был бы специальный металлический кейс - такие модели выпускаются в различных исполнениях и предназначены для ноутбуков с самой разной диагональю экрана. Наверное, не стоит говорить о том, что на такой сумке (кейсе) не должно быть специальных обозначений, указывающих, что в ней находится электроника, - это может стоить вам компьютера, особенно при перегрузке багажа в крупном транзитном аэропорту, где контроль за действиями персонала слабее.

Во-вторых, стоит установить на компьютер пароль со сложной комбинацией чисел и букв для предотвращения неправомерного доступа к данным. Причем пароль стоит поставить на включение компьютера - лучше всего в BIOS, поскольку пароль на пользовательский профиль в Windows можно легко обойти. Имеет смысл инсталлировать специальное ПО для шифрования отдельного раздела диска, где хранится почта и личные файлы; обычно стоимость таких программ редко превышает 59 долл., что можно считать ничтожной величиной при защите данных, которые могут стоить десятки и сотни тысяч долларов. В качестве дополнения можно использовать специальное программное обеспечение, помогающее дистанционно отслеживать украденную технику, - при выходе в Интернет компьютер отсылает свой IP на указанный адрес электронной почты владельца. В данном случае также рекомендуется программа, интегрированная в BIOS компьютеров, - она "выживет" даже после переустановки ОС.

В-третьих, обратите особое внимание на то, чтобы сделать копию ценных данных перед путешествием, - это поможет минимизировать риск их потери в случае воровства. Лучше организовать копирование на внешний жесткий диск, что позволит перенести информацию с учетом структуры каталогов. Для сохранения небольшого количества информации стоит использовать перезаписываемые диски DVD или карты флэш-памяти, которые могут быть считаны большинством современных компьютеров. Причем перевозить их можно с собой - они не подпадают под запрет. Также надо обратить внимание на использование сервисов удаленного резервирования и хранения данных - к примеру, почта на домене gmail.com может хранить до 2 Гб данных пользователя, обеспечивая удобный доступ через Web-интерфейс с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Есть аналогичные сервисы и для мобильных телефонов, которые обеспечивают дистанционную синхронизацию адресной книги, контактов и расписания, - связь с центральным сервером провайдера осуществляется с помощью GPRS/EDGE.

В-четвертых, строго контролируйте свой багаж. Лучше перед отлетом сфотографировать свой ноутбук и другие электронные гаджеты на камеру мобильного телефона, чтобы в случае утери багажа сразу продемонстрировать их внешний вид работникам соответствующей службы аэропорта. Желательно записать их модели и серийные номера, по которым можно организовать поиск. Стоит вести точный учет багажных квитанций, следить, чтобы на сумки с электронными устройствами были прочно наклеены бирки - это необходимо для того, чтобы вовремя предъявить претензии при их утрате или порче.

Приятного полета

Несмотря на серьезность ситуации и реальность террористической угрозы, меры по ограничению провоза ручной клади носят, к счастью, строго локальный характер - проносить электронные устройства на борт запрещено только для рейсов в США, Великобританию и Канаду, остальные страны (в том числе и входящие в Евросоюз) под эти ограничения не подпадают. Однако вне зависимости от продолжительности полета крупный проект Connexion, дающий возможность с мобильного устройства осуществить выход в Сеть, будет закрыт - это произошло после тщетных попыток Boeing найти покупателя на терпящее убытки предприятие. По оценкам наблюдателей, в день сервисом пользовалось не более тысячи клиентов, при этом в год он обходился компании в 150 млн. долл. И хотя это уже второй случай за последние месяцы ухода компаний из этого сегменте (в июне Verizon Communications отказалась от усилий по развитию собственного бортового сервиса), у некоторых оставшихся фирм, таких, как LiveTV и AirCell, желание продолжать работу в этом направлении сохраняется. Правда, говорить о массовом внедрении услуг доступа в Интернет на борту самолетов уже, как видим, к сожалению, не приходится. Напомним, что доступом от оператора Connexion пока оснащено порядка 150 "боингов" одиннадцати авиакомпаний - у конкурентов показатели гораздо скромнее.

Возможно, спасти ситуацию сможет желание авиакомпаний, заинтересованных в новых источниках дохода, и операторов связи, уже "поделивших" землю, продвигать проекты, которые позволили бы осуществлять разговоры по мобильным телефонам во время полета. Причем именно с абонентских устройств, находящихся в ручной клади, - это избавит их от необходимости "обвешивать" салон своими трубками с Wi-Fi- или DECT-модулями. К примеру, в начале 2007 г. авиакомпания Air France и специально созданный для проекта провайдер OnAir начнут предоставлять услуги сотовой связи на борту авиалайнеров. В салоне самолета будет установлена миниатюрная базовая станция, которая сможет обслуживать GSM-телефоны пассажиров по тарифу 2,5 долл. за минуту разговора. Сейчас мобильные разговоры в полете запрещены - использование сотовых телефонов может оказать нежелательное влияние на радиосистемы, используемые при взлете и посадке самолета.

Также экономически выгодным проектом будет монтаж рядом с каждым креслом розеток для подзарядки техники (весьма часто времени работы аккумуляторов не хватает на длительные перелеты продолжительностью 12-15 часов). Помогут и коммуникационные порты для наушников и небольшие дисплеи в спинках впередистоящих кресел - с их помощью несложно организовать доступ к музыкальному и видеоархиву с возможностью загрузки понравившихся медиаэлементов в электронные гаджеты пассажиров (оплата - по кредитной карте). Вполне вероятно, такой "бизнес над облаками" поднимет индекс инноваций сотовых операторов связи. Учитывая полную реальность подобных планов, можно надеяться, что запрет на провоз электронных гаджетов будет снят и пассажиры снова получат доступ к своим электронным устройствам во время долгих перелетов.

Версия для печати