АНАЛИТИКА

Около 5% пользователей не хотят покупать обычные трубки, которые умеют “только звонить”. Им нужны многофункциональные устройства, совмещающие функции телефона и карманного компьютера, - идеальные аппараты для бизнесмена и продвинутого пользователя, которые хотят быть в курсе всех дел вне зависимости от своего местоположения.

Цифры и факты

Стоит отметить, что сейчас не так просто определить, что же такое смартфон. В связи с активным развитием мобильных технологий и увеличением функциональности широкого спектра моделей грань между сотовым телефоном и смартфоном постепенно стирается. Уже сейчас некоторые аналитические агентства перестают выделять смартфоны в отдельную категорию, заменяя это понятие общим названием “мобильный терминал”. Но тем не менее, объединив несколько различных определений, можно сказать, что по сути это небольшие компьютеры с функциями голосовой связи. То есть функция телефонного звонка и обмена короткими текстовыми сообщениями там совершенно непринципиальна и занимает не очень много ресурсов в оперативной памяти. Главное в них - емкая память, мощный процессор, распространенная платформа для загрузки приложений. Ключевой показатель, определяющий удобство смартфона и отличающий его от устройств иного класса, - возможность устанавливать дополнительные программы, расширяющие функционал приобретенного устройства.

Динамика продаж смартфонов в России в 2005 - 2006 гг.

Рынок смартфонов - особенный, во всяком случае, развивается он по своим правилам. Здесь не так важен внешний вид, как в телефонах премиум-класса стоимостью в сотни и тысячи долларов. Гораздо важнее предельная, тотальная насыщенность самыми новыми технологиями и функциями. Средняя цена устройства в 2005 г. (время расцвета рынка) составляла 589 долл. за единицу (данные компании Divizion), что в 3,5 раза больше средней цены на мобильный телефон, составившей в том же году 165 долл. В первом полугодии 2006-го средняя цена “умного мобильника” чуть упала, однако мнения продавцов о том, насколько цены снизились, разделились. Верхнюю планку указывает компания Divizion - 523 долл., оценки сотрудников “Евросети” чуть менее оптимистичны - порядка 500 долл., а наиболее консервативную оценку ситуации демонстрируют аналитики “Связного” - по их мнению, порядок цен на смартфоны находится в “коридоре” 420-450 долл. за единицу. Однако все опрошенные нами специалисты сходятся в том, что падение цен продолжится, поскольку рынок меняется - бывшие еще совсем недавно передовыми технологии (модули Wi-Fi, емкие карты памяти, красочные цветные дисплеи и т. д.) стали дешевле в производстве, да и жесткая конкуренция не дает производителям задирать цены.

Объем российского рынка смартфонов, по данным аналитического отдела компании Divizion, составил в прошлом году 558 млн. долл. - за эти деньги было куплено 947 тыс. устройств (3% рынка телефонов в штучном выражении, или 10,7% - в денежном). Причем если за первые три месяца 2005 г. было реализовано всего 12,5% от годового объема продаж, то в IV квартале - в три раза больше: 36,5%.

Распределение по регионам рынка современных устройств в целом повторяет географию компьютеризации страны - треть всех смартфонов была продана в Центральном ФО, 15,7% - в Южном и 13,3% в Поволжском, остальные округа - по ниспадающей с наихудшим результатом в Дальневосточном ФО (всего 3% рынка).

В первом полугодии 2006-го доля смартфонов не падала, а даже проявила легкую тенденцию к росту - по версии Divizion, на конец II квартала она поднялась на 0,5% и составила 3,5% от общего рынка мобильных телефонов. По всей России было приобретено 478 тыс. устройств на 250 млн. долл. К концу года, как утверждается в исследовании Divizion, количество проданных умных трубок должно вырасти с прошлогоднего почти 1 млн. до 1,3 млн. шт., при этом доля смартфонов должна увеличиться до 4,6% (прогноз “Связного” - до 5,5%), а в денежном выражении этот сегмент рынка может вырасти почти на 40% и достигнуть 800 млн. долл. Андрей Наумов, руководитель информационно-аналитического отдела группы компаний “Связной”, связывает эту тенденцию с ростом количества замен старых телефонов новыми, более прогрессивными моделями, в качестве которых все чаще выбираются именно смартфоны. Фактически у этой рыночной ниши сформирована стабильная пользовательская аудитория со значительным потенциалом роста. Свою роль играет в этом процессе и развитие потребительского кредитования - в рассрочку пользователи приобретают более дорогую модель, нежели могли бы себе позволить при немедленной оплате покупки.

Вендоры в бою

Среди производителей идет активное соперничество, только позиции Nokia в рейтинге непоколебимы - твердое первое место. По мнению Divizion, этой компании принадлежало 81,4% российского рынка в 2005 г. и 78,7% на середину 2006-го. А аналитики Mobile Research Group полагают, что на Nokia приходится 75% всех продаж, причем самые продаваемые модели - Nokia 3230 и 6630. Тем временем за остальные ступени пьедестала идет серьезная схватка. Если по итогам прошлого года (по версии Divizion) второе место занимала Sony Ericsson (7,2% рынка), третье - Siemens (6,4%), четвертое - Motorola (2,7%, в основном за счет снижения цен на модель MPx220), а на пятом расположилась компания НТС (бренд Qtek, 1,7%), то в первом полугодии 2006-го все обстоит иначе. Из рейтинга выбывает Siemens в связи с завершением поставок на российский рынок модели SX1 и отсутствием в модельном ряду вендора BenQ-Siemens смартфонов. Второе место с ходу захватывает Samsung - благодаря выводу на отечественный рынок новых смартфонов и снижению уровня цен компания получает 11,1% рынка (по мнению Mobile Research Group - 18%), оставив позади SonyEricsson с 5,9%. На четвертое место претендует Qtek (2,5%), которая мощным рывком отбрасывает на ступень ниже компанию Motorola - она получает только 1,3%.

Распределение продаж смартфонов

в России в 2005 г. по федеральным округам, %

Предпочтения европейских пользователей схожи. Согласно данным исследовательской компании M:Metric, во Франции, Германии, Великобритании наиболее популярны смартфоны Nokia 6680, 6630, 6600, 7650, N70, перешедшие здесь уже в категорию массовой продукции. А в США, где уровень проникновения смартфонов оценивается всего в 2%, предпочитают покупать сравнительно дорогие Palm Treo 650CDMA, Palm Treo 650GSM, RIM BlackBerry 7520, ориентированные на профессионалов (в основном это корпоративные пользователи). Возможно, на американском рынке утраченные позиции сможет вернуть Motorola с помощью своего смартфона с литерой Q - он был представлен как стильное, но продуктивное устройство для широкого круга покупателей.

Распределение продаж смартфонов

в России по вендорам в первом

полугодии 2006 г., %

Развитие рынка смартфонов должно благоприятно сказаться на рынке дополнительных услуг. Согласно данным M:Metric, покупатели смартфонов жадно поглощают и все новинки мобильного мультимедиа: во Франции владельцы таких устройств в 11 раз чаще слушают музыку, чем владельцы других телефонов, а в США - в 7 раз. Видео популярно среди 15,1% обладателей смартфонов, против 1,8% в целом по рынку. В США это соответственно 7,8 и 1,3%.

Единая платформа будущего

Определить, каким будет устройство ближайшего будущего, - задача непростая. Но если посмотреть результаты исследования компании ORC International, то желания и вкусы мобильных абонентов более-менее становятся ясны. К примеру, довольно значительное количество владельцев мобильных аппаратов хотело бы видеть те или иные компоненты пакета Microsoft Office в качестве одного из обязательных приложений на своем телефоне - 45% опрошенных компанией абонентов поддержали эту идею. А это значит, что около половины пользователей отдадут предпочтение уже знакомой им по “большим” компьютерам платформе Microsoft. Второе место было отдано мобильному ТВ - 44% пользователей. На третьем месте по симпатиям потребителей оказалась клавиатура QWERTY (39% голосов), а сразу за ней 32% опрашиваемых высказались за наличие в новом телефоне радио. 31% пользователей желал бы видеть на своем телефоне встроенную фотокамеру с приличным разрешением и программы для обработки цифровых фотоснимков. Таким образом, вырисовывается смартфон с большим, цветным и четким экраном, который позволяет работать с видео (просматривать файлы, получать видеоконтент по беспроводным сетям), оснащен разнообразными протоколами для быстрой связи с окружающим миром (в обязательном порядке EDGE и Wi-Fi), обладает клавиатурой и стилусом для управления разнообразными программами. Скорее всего, среди минимального набора функций можно будет обнаружить поддержку технологии WiMax. Кроме того, считает Андрей Наумов, “появятся уникальные возможности для национальных компаний - удаленный доступ всех региональных сотрудников к корпоративным сетям и базам данных, быстро будут совершенствоваться характеристики встроенных фотокамер, появятся вторые камеры для проведения видео-конференций”.

В первой половине 2007 г. можно ожидать “технологического взрыва” - в качестве отраслевого стандарта будет, по всей вероятности, утверждена Windows Mobile. В том, что Microsoft сумеет сделать производителям такое предложение, от которого будет невозможно отказаться, никто не сомневается. Бизнес-аргументов в виде преференций разработчикам, снижения стоимости лицензий для производителей, дополнительных бесплатных возможностей для пользователей компании не занимать. Нет сомнений, что и разработчики, и пользователи поддержат такую раскладку сил - перевести программы, созданные для платформы Windows, с “больших” компьютеров на смартфоны гораздо легче, чем создавать все заново для множества ОС различных разработчиков. “Если раньше каждый производитель был вынужден писать свою собственную операционную систему и прикладные программы для сотового телефона, а параллельно еще и разрабатывать “железо”, то сейчас все станет проще: как и в случае с компьютерами, будет существовать некий стандарт или их группа, по которым независимые поставщики станут проектировать различные узлы и компоненты”, - отметил Денис Черников, руководитель департамента портативной техники ОАО “Евросеть”. Производитель смартфонов сможет выбрать наилучшие компоненты, заказать дизайн на основе аутсорсинга и поставить для управления лицензированную версию ОС. В упрощенном виде он соберет “из кирпичиков” любое устройство, которое потребует определенная целевая аудитория пользователей.

Производить эти устройства будут в основном те, кто зарекомендовал себя как OEM-поставщик. По мнению Дениса Черникова, такими компаниями станут ASUSTeK Computer, MiTAC, Quanta, Lenovo, Gigabyte Technology и некоторые другие. Не исключено, что фирмы, слабо представленные на рынке традиционных сотовых телефонов, также постараются поискать счастья в секторе смартфонов. В данном случае речь о Haire, Voxtel, Fly.

Примером грядущих новинок может послужить устройство Gigabyte GSmart I, ожидаемое на российском рынке уже в III квартале нынешнего года. Это не просто смартфон, а фактически миниатюрный медиацентр - Pocket PC под управлением Windows Mobile 5.0 с фотокамерой 2,1 мегапиксела, интерфейсами Bluetooth и Wi-Fi, а также с тюнером для прослушивания радио и приема ТВ-программ. Такая возможность доступна за счет наличия тюнера PAL/NTSC, причем чтобы насладиться телевидением, единственное, что придется сделать, - это подключить внешнюю антенну к специальному разъему на боку устройства.

Очевидно, конструктивные отличия между будущими моделями разных вендоров окажутся минимальными, а все интересное сосредоточится внутри. Если сейчас за каждую дополнительную функцию покупатель платит больше, то в недалеком будущем ситуация, очевидно, кардинально изменится. Появление новых функций не потребует выпуска новых моделей, а конкуренция развернется на рынке ПО, скажется на дизайнерских изысках и повлияет на удешевление производства. В итоге потребитель получит обладающий серьезными вычислительными ресурсами персональный цифровой терминал, который существенно упростит вопросы коммуникаций между абонентами, а о протоколах и способах связи можно будет не задумываться.

Версия для печати