АНАЛИТИКА

Спрос на системы Business Intelligence (BI), потребность в которых заказчики начинают ощущать сразу же после внедрения учетных приложений, в скором времени будет расти еще большими темпами. Дело в том, что крупнейшие поставщики ERP-систем обещают встроить процедуры анализа, прогнозирования, классификации и оптимизации, применявшиеся прежде узкой кастой топ-менеджеров и корпоративных аналитиков, в модули, автоматизирующие текущую операционную деятельность предприятий. Какова же ситуация на рынке BI сегодня? В какой-то мере ответ на этот вопрос дает исследование, проведенное известной аналитической компанией IDC.

Взгляд сверху

В этом исследовании оценивается состояние данного сегмента по итогам прошедшего 2005 г. Общий объем мирового рынка BI, выросший за год на 11,5%, составил 5,7 млрд. долл. (53% этой суммы приходится на американский континент, 36% - на страны EMEA и 11% - на Азиатско-Тихоокеанский регион). Во внимание принималось только ПО, предлагаемое на рынке в виде стандартных пакетов (packaged software), а следовательно, не рассматривались уникальные заказные разработки. Учитывались доходы от продажи лицензий, последующих апгрейдов и технического сопровождения, но не от оказания сопутствующих услуг (обучение, консалтинг, внедрение).

Если без средств обеспечения безопасности предприятие не сможет выжить, то без технологий BI - преуспеть.

IDC предупреждает, что при сравнении результатов нынешнего исследования с прошлогодним следует обратить внимание на то, что принятая ею структура сегментов рынка BI выглядит теперь несколько иначе. В частности, ПО витрин данных (Data Mart) отнесено к сегменту средств конечного пользователя для анализа данных, формования запросов и отчетов (Query, Reporting, Analysis, или QRA), инструменты интеллектуального и статистического (технического) анализа включены в новый сегмент ПО, объединяющий более сложные и изощренные методы обработки (Advanced Analytics). Кроме того, средства BI, Data Mining и генерации отчетов, встроенные в СУБД, которые раньше "проходили по статье" хранилищ данных (Data Warehouse), отныне учитываются наравне с другими инструментами BI. И хотя объем сегмента средств BI, встроенных в СУБД, относительно невелик (554 млн. долл.), растет он вдвое быстрее (на 19,9% в год) сегмента автономных продуктов (10,5%). В последнем же доминирует ПО категории QRA (4,0 млрд. долл.), а на долю Advanced Analytics приходится лишь 1,157 млрд. долл.

Наиболее популярной платформой BI-приложений является Windows (54,5% всего объема продаж), далее следуют Unix-системы (20,6%) и мэйнфреймы (12,1%). Хотя по темпам роста Linux опережает все остальные ОС, доля ее на рынке BI пока еще очень мала (0,6%).

Отрасль BI не избежала общей тенденции - консолидации: если в 2003 г. первая десятка ее вендоров контролировала 57,9% рынка, то в 2005-м - уже 62,3%. Объясняется это зачастую не только органическим ростом лидеров, но и их склонностью к покупкам других игроков. Первую позицию занимает компания Business Objects (795,3 млн. долл.), вторую - SAS (582,4 млн. долл.), третью - Cognos (567,2 млн. долл.). Обращает на себя внимание тот факт (см. диаграмму), что распределение вендоров по доходам весьма плоское: здесь нет явного лидера, претендующего на монопольное положение. И все-таки у каждого игрока есть свои особенности, сильные и слабые стороны.

Распределение доходов вендоров

на мировом рынке BI, (%)

Кто в лидерах

Первые пятерки всего рынка BI и его наиболее развитого сегмента QRA по своему составу не отличаются. И если в области QRA позиции компании SAS не очень сильны (она контролирует здесь лишь 5,3% рынка и занимает пятое место), то в сегменте Advanced Analytics ей нет равных (с долей 28,3% она более чем вдвое опережает следующую за ней фирму SPSS). Остальные члены первой пятерки все свои доходы получают за счет средств QRA (лишь у Microsoft при общем объеме продаж 351,3 млн. долл. на долю инструментов Advanced Analytics приходится 13,1 млн. долл.). Как отмечают аналитики IDC, поставщики классических средств QRA (Business Objects, Cognos, Hyperion) находятся под жестким прессингом конкуренции и для сохранения нынешних темпов роста вынуждены все в большей степени смещать фокус своего внимания с универсальных BI-технологий на горизонтальные (управление эффективностью бизнеса - BPM, анализ людских ресурсов, цепочек поставок, клиентской базы) и вертикальные (финансы, телекоммуникации, страхование) бизнес-приложения, требующие мощной аналитической функциональности.

Особое положение занимает корпорация Microsoft, пришедшая на рынок BI значительно позже конкурентов, но демонстрирующая впечатляющие темпы роста (25,5% в 2005 г. и 125,1% - в 2004-м). Свой первый OLAP-сервер она выпустила в конце 1997-го, но наибольших успехов добилась в последние годы, предоставляя аналитическую функциональность (Reporting Services, Analysis Services) в виде сервисов, встроенных в СУБД SQL Server. Появление одного из них (Reporting) как раз и вызвало более чем двукратный рост продаж в 2004 г. Еще одна потенциальная точка ее роста - продукт Excel, который в рамках данного исследования IDC не учитывался. Если же планы Microsoft по превращению Excel в средство конечного пользователя ее BI-систем будут реализованы, распределение мест в первой пятерке может заметно измениться.

С расширением круга пользователей парадигма поисковых систем будет вытеснять традиционные QRA-интерфейсы формирования запросов.

Весьма своеобразно положение компании SAS: она единственная из первых пяти получает более половины своих доходов от продажи инструментов Advanced Analytics. И хотя ее резервы в области QRA далеко не исчерпаны (в 2005 г. ей удалось увеличить продажи продуктов такого рода на 26%), лидерство в сегменте Advanced Analytics позволяет рассчитывать на то, что прогнозируемый рост спроса на подобные технологии SAS удастся использовать в полной мере. В исследовании IDC целый ряд ее продуктов, предназначенных для решения общих задач статистического анализа, оптимизации и прогнозирования, во внимание не принимался, но ситуация может измениться, если эти инструменты найдут широкое применение в пакетных аналитических бизнес-приложениях для тех или иных отраслей.

Глядя на цифры, приведенные IDC с точностью до четвертого знака, невольно задумываешься о реальном уровне их достоверности. И дело здесь не только в том, что добываемая ее аналитиками сырая информация изначально не столь точна, - многое, как видно из сказанного выше, определяется на этапе классификации продуктов, включаемых в категорию BI. Взять, к примеру, лидеров рынка ERP, компании Oracle и SAP, занимающие в рейтинге IDC шестую и восьмую позиции. С одной стороны, обе они предлагают набор BI-инструментов как отдельно, так и в рамках прикладных платформ Oracle Fusion Middleware и SAP NetWeaver. А с другой - эти же инструменты продаются ими в составе бизнес-приложений, входящих в Oracle E-Business Suite и mySAP Business Suite. Как следует из разъяснения IDC, продажи через первый канал в ее исследовании учитывались, а через второй - нет. В то же время аналогичная дилемма в случае с BI-функциями, встроенными в СУБД (а таковые есть не только у Microsoft, но и у Oracle), была решена совершенно иначе.

Третья волна

По мнению экспертов IDC, развитие рынка BI характеризуется 15-летними циклами. Первый (с 1975-го по 1990 г.) был связан с именами SAS, IBI и IBM и имел целью формирование отчетности на мэйнфреймах. Второй (с 1990-го по 2005 г.) начался на волне распространения клиент-серверной архитектуры и породил такие известные сегодня фирмы, как Business Objects, Cognos и Hyperion. В это время появились дружественные к пользователю средства QRA, серверные BI-платформы и Web-интерфейсы.

Наиболее популярной платформой BI-приложений является Windows (54,5% продаж), далее следуют Unix-системы (20,6%) и мэйнфреймы (12,1%). На долю Linux пока приходится лишь 0,6%.

Третий цикл, который продлится до 2020 г., будет ознаменован расширением целевой аудитории пользователей средств BI: если сегодня эти средства предназначаются в основном узкой группе аналитиков, то в дальнейшем будут применяться большей частью сотрудниками предприятия (а также его клиентами, партнерами по бизнесу, поставщиками и государственными органами) для выполнения повседневных управленческих процедур. В процессе принятия решений эти менеджеры будут использовать весь арсенал средств QRA и Advanced Analytics, а также широкую гамму мобильных клиентских устройств. Аналитические процедуры будут включены в четко определенные бизнес-процессы принятия решений, что устранит случаи принятия менеджерами диаметрально противоположных решений на основе одних и тех же исходных данных. Вместо формальных отчетов и красивых индикаторов на "приборной панели", просто демонстрирующих происходящее, пользователь должен получать рекомендации по осуществлению тех или иных операций с учетом текущей обстановки (контекста).

Вполне возможно сближение и взаимопроникновение традиционных BI-технологий и методов работы с неструктурированными данными. В частности, с расширением круга пользователей парадигма поисковых систем будет вытеснять традиционные QRA-интерфейсы формирования запросов. Несмотря на имеющийся интерес к BI-решениям Open Source, поддерживаемый такими компаниями, как Pentaho, JasperSoft и Actuate, он не получит, по мнению IDC, серьезного развития (во всяком случае, в ближайшие пять лет). Скорее масштаб указанных задач способствует дальнейшей консолидации рынка BI, тон на котором будут задавать четыре-пять крупнейших игроков.

Относительно российского рынка бытуют две точки зрения, в какой-то мере противоречащие друг другу. Одни эксперты говорят о том, что отечественными компаниями потребность в решениях BI по-настоящему еще не осознана. Другие убеждены, что руководители предприятий, вкусившие первые результаты внедрения учетных систем, хотели бы более эффективно использовать накопленную информацию. В данном исследовании IDC не комментирует ситуацию в отдельных странах, однако, как отмечалось не столь давно одним из ее менеджеров (см. PC Week/RE, N 46/2005, с. 1), сегмент BI растет в России на 40% в год и в 2004 г. его объем составил 29,6 млн. долл. Можно предполагать, что при сохранении таких темпов в 2005 г. он превысил 40 млн. долл. Указанные цифры могут служить аргументами в пользу обеих точек зрения. С одной стороны, наш рынок - это лишь 0,7% мирового, с другой - темпы его роста вчетверо выше. Думается, более активное развитие рынка BI в нашей стране неизбежно. Ведь как констатирует IDC: "Если без средств обеспечения безопасности предприятие не сможет выжить, то без технологий BI - преуспеть".