ERP
IDC опубликовала результаты исследования российского рынка систем корпоративного управления
Высказанное нами предположение о замедлении темпов роста российского рынка ERP (см. PC Week/ RE, N 11/2006, с. 1), как следует из выпущенного только что отчета IDC, было близко к истине. Если в прошлом году сегмент интегрированных систем управления предприятием (ИСУП) вырос на 52,8%, то в 2005-м - лишь на 21%. Общий его объем составил 236 млн. долл. Впрочем, некоторые лидеры рынка сомневаются в том, что указанное замедление было действительно столь значительным.
Хотя состав первой пятерки не изменился, в ней произошла одна заметная трансформация: отечественная компания "1С" переместилась с пятого на третье место (см. диаграмму 1), а ее доля практически удвоилась (с 4,6 до 9,7%). Эту тенденцию мы тоже прогнозировали (см. PC Week/RE, N 31/2005, с. 1) с учетом того, что версия платформы "1С: Предприятие" 8.0 (только ее продажи и принимает во внимание IDC) будет со временем неизбежно вытеснять предыдущую 7.7. Любопытно, что весь прирост доли "1С" (на 5%) обеспечен за счет остальных членов лидирующей пятерки: SAP, Oracle и Microsoft потеряли по 1%, а "Галактика" - 2%. Как и год назад, первая пятерка контролирует 87% отечественного рынка ERP. Аналитики IDC, отмечая, что в 2005 г. на 3% выросла суммарная доля российских вендоров (до 18,6%), объясняют это тем, что системы корпоративного управления становятся все более востребованы нашими средними и малыми предприятиями, предпочитающими более экономичные отечественные решения.
Диаграмма 1. Доли ведущих поставщиков в общем
объеме продаж и поддержки ИСУП в России
за 2005 г., %. Всего 236 млн. долл.
Я бы не придавал этому росту уж очень большого значения: если посмотреть аналогичный отчет IDC за 2001 г., можно убедиться, что и тогда эта доля была не намного меньше (15%). А учитывая особенности методологии IDC, не признававшей принадлежность прежних версий систем "1С" к категории ИСУП (в англоязычных терминах EAS - Enterprise Application Suite) и не включавшей компанию "1С" в свои исследования, может быть, следует говорить и о снижении этой доли.
Какова роль СМБ
Относительно роста спроса со стороны предприятий СМБ у основных игроков нет единого мнения. Косвенным свидетельством в пользу подобной тенденции могло бы служить снижение средней стоимости проекта внедрения ERP-системы. По словам директора департамента бизнес-приложений Oracle СНГ Андрея Драченко, они не собираются наращивать активность в секторе СМБ, поскольку спрос со стороны крупных заказчиков растет так же, как и год назад. Иное мнение у директора российского подразделения Microsoft Business Solutions Евгения Воронина: "Хотя сегодня 70% российского рынка ERP приходится на крупные организации, за предприятиями, которые можно отнести к среднему бизнесу, будущее. Именно здесь, на мой взгляд, с каждым годом все больше и больше внедрений решений класса ERP". Что касается стоимости проектов, то те из них, что реализуются на платформе Microsoft Dynamics AX (бывшая Axapta), становятся дороже, и объясняется это тем, что крупнее становятся заказчики, выбирающие этот продукт. Проекты же на основе Microsoft Dyna-mics NAV (Navision), наоборот, удешевляются, что связано с появлением готовых отраслевых решений. Президент корпорации "Галактика" Николай Красилов считает, что прямой корреляции между масштабом заказчика и стоимостью проекта нет. "Стоимость проекта в большей степени зависит от того, насколько сложные задачи планируется решить с помощью ERP-системы, какими услугами поставщика воспользуется заказчик, требуется ли проведение дополнительных разработок, и в меньшей степени - от стоимости лицензий на программный продукт, - убежден он. - Иногда проект, реализованный на предприятии среднего бизнеса, по своим объемам и затраченным ресурсам может в разы превосходить проект, выполненный на крупном предприятии". В прошедшем году 65% доходов "Галактики" пришлось на средний рынок и 35% - на корпоративный. По мнению г-на Красилова, рост стоимости проектов не в последнюю очередь связан с ростом ставок оплаты труда специалистов-внедренцев.
В корпорации "Парус", как рассказал директор ее центра корпоративных решений Алексей Казарезов, в 2005 г. средняя стоимость лицензии снизилась благодаря тому, что они стали продвигать продукты с "облегченной" функциональностью. "Это не означает, что происходит смещение активности корпорации в сегмент СМБ, наш фокус не поменялся, - пояснил он. - Просто мы даем своим партнерам возможность выйти на тот круг заказчиков, которым раньше решения "Паруса" были недоступны по цене. Сегодня мы еще не ведем масштабное "наступление" на данный сегмент рынка. Скорее можно говорить об ограниченном эксперименте, который в общем-то оказывается весьма успешным".
Диаграмма 2. Отраслевая структура
российского рынка ИСУП в 2005 г., %
По-прежнему наибольшая активность наблюдается в сырьевой и связанных с нею отраслях непрерывного производства и транспорта (см. диаграмму 2). Впрочем, таково распределение в среднем. У каждого вендора есть свои "облюбованные" ниши. Как рассказал нам Евгений Воронин, наибольшей популярностью бизнес-приложения Microsoft пользуются в оптовой и розничной торговле, машиностроении и приборостроении, пищевой промышленности, телекоммуникациях, добывающих отраслях и энергетике. По мнению же Андрея Драченко, в исследовании IDC несколько недооценена энергетика, которая должна бы входить в первую тройку самых активных отраслей. Николай Красилов, в свою очередь, обращает наше внимание на оживление в приборо- и машиностроении, где для достижения успеха бывает необходимо обеспечить взаимодействие систем ERP, CAD/CAM и PDM. В 2005 г. больше всего доходов "Галактика" получила в нефтегазовом комплексе (18,3%), но вплотную за ним следуют машиностроительные предприятия (18,0%). Ключевыми отраслями для "Паруса", по словам Алексея Казарезова, вот уже два года остаются нефтяная, энергетическая и машиностроительная. А на рынке в целом очень велик спрос еще и со стороны поставщиков услуг логистики, энергетических и торговых предприятий.
Вернутся ли златые дни?
Каковы же потенциальные точки роста, способные вернуть данному сегменту рынка "второе дыхание"? Евгений Воронин называет три такие точки. Во-первых, станет больше компаний, заинтересованных в зарубежных инвестициях и вынужденных сделать свой бизнес более прозрачным с точки зрения западных стандартов управления и отчетности. Во-вторых, продолжится рост конкуренции, требующий от предприятий более эффективного управления. В-третьих, мощным стимулом может стать давно обсуждаемый массовый переход на стандарты МСФО. "Самый большой, еще не охваченный сегмент рынка - это госсектор, - считает Андрей Драченко. - Из-за сложности и зарегулированности процедур выбора и закупок процесс там очень продолжителен по времени, но, начавшись, он принесет существенную долю оборота тем компаниям, которые смогут стать поставщиками продуктов и услуг в этом секторе. Другим перспективным направлением являются финансовые институты и, вероятно, строительство". По мнению Николая Красилова, российский рынок ERP переживает период насыщения, вследствие чего немалая часть нынешних проектов связана с развитием функциональности систем, внедренных в прошлые годы, а новых заказчиков становится меньше. Предприятия выделяют все больше средств на "смежные" проекты по внедрению систем CAD/CAM, PDM, MES, CRM, BI и интеграции их в единое информационное пространство. Он полагает, что повторения бурного роста рынка ERP-систем ожидать не следует. Солидарен с ним в этом вопросе и Алексей Казарезов, объясняющий активность 2003-2004 гг. повышенным спросом на средства автоматизации со стороны крупнейших отечественных корпораций, аппетиты которых в настоящее время в основном удовлетворены. Рост рынка ERP в ближайшие годы будет обеспечиваться за счет автоматизации предприятий не очень крупного масштаба. Кроме того, вполне возможна повышенная активность в отдельных сегментах машиностроительной отрасли, связанных с военно-промышленным комплексом и занимающихся выполнением заказов нефтедобывающих и транспортирующих предприятий.
По-прежнему наибольшая активность наблюдается в сырьевой и связанных с нею отраслях непрерывного производства и транспорта |
Как сообщила нам руководитель программы исследований IDC по российскому рынку ПО Елена Семеновская, на госсектор приходится пока лишь 4,2% продаж, но по сравнению с прошлым годом эта доля удвоилась. Следует отметить, что под госсектором в данном исследовании понимались только органы государственного управления. А ведь если смотреть более широко, то у нас есть немало предприятий и концернов, находящихся в государственной собственности или контролируемых государством. Более того, в последние годы их число заметно увеличилось. Каким образом эта тенденция влияет на рынок ERP? С тем, что государство - далеко не самый эффективный менеджер, вроде бы никто не спорит. Немало контролируемых им структур занимает на нашем рынке еще и монопольное положение. Так ли уж нужны ему будут современные ERP-системы? По мнению Андрея Драченко, не столь важен сам факт контроля со стороны государства, как процесс перехода предприятия под контроль другого собственника. "Любой переход негативно влияет на потребность в ERP-системе, - поясняет он. - Не важно, под чье руководство переходит предприятие, - в любом случае это связано с изменением команды управленцев, реформированием стратегии и подчас пересмотром стратегических целей. Как минимум, все это задерживает процесс внедрения или выбора бизнес-приложений". Близкая позиция и у Николая Красилова: "Государство, как собственник и инвестор, не менее частных владельцев заинтересовано в динамичном развитии тех предприятий и компаний, куда вложены государственные средства. Бывают, правда, случаи, когда в результате подобной трансформации предприятие меняет внедренца ERP-системы или саму систему".
А был ли спад?
Самое удивительное, что практически все лидеры российского рынка ERP так или иначе оспаривают главный вывод исследования IDC - столь значительное уменьшение темпов роста этого рынка. Занимающая первую позицию компания SAP, отчитываясь в феврале о результатах своей деятельности в 2005 г. (см. PC Week/RE, N 8/2006, с. 35), сообщила о росте оборота на 32,5%. Вряд ли снизилась динамика и у удвоившей свою долю фирмы "1С". "Честно говоря, мы не заметили падения темпов роста, - размышляет Андрей Драченко. - Продажи бизнес-приложений Oracle в России и СНГ выросли по итогам 2006 финансового года, который завершился 31 мая 2006 г., на 50%. Поскольку наша доля рынка, согласно отчету IDC, практически не изменилась, мы предполагаем, что рынок по-прежнему растет теми же темпами, что и в прошлом году. Может быть, из-за того что методология оценки IDC на самом деле более сложна, я что-то упускаю, тем не менее прогнозируемый ею среднегодовой рост данного сегмента на 28% до 2010 г. свидетельствует о том, что, по мнению аналитиков, динамика вскоре восстановится". Близкие ощущения и у Евгения Воронина, который отмечает не стагнацию, а возросшую активность нашего рынка ERP.
Как разрешить все эти сомнения? Не думаю, что нужно метать критические стрелы в адрес IDC - единственной серьезной аналитической компании, исследующей столь непростые сегменты российского ИТ-рынка. Ей ведь приходится работать в крайне сложных условиях: немногие вендоры демонстрируют ту прозрачность, к которой они так убедительно подталкивают своих заказчиков, и добровольно раскрывают финансовые результаты собственной деятельности в нашей стране. А без информационной открытости мы еще долго не будем иметь сколько-нибудь полной картины отечественного ИТ-рынка.