ПИТАНИЕ

    

Корпорация sony готова обменять почти шестьмиллионов литиево-ионных батарей для ноутбуков

16 августа торговая ассоциация IPC-Association Connecting Electronics Industries (www.ipc.org) объявила о том, что один из ее подкомитетов - OEM Critical Components Committee (куда входят представители Dell, Lenovo и других крупных производителей ПК) соберется в середине сентября для обсуждения вопросов, связанных с выработкой стандартов на перезаряжаемые литиево-ионные батареи, которые широко применяются для питания современных портативных электронных устройств. Предполагается, что в ходе предстоящих заседаний подкомитета будут разработаны предложения по стандартизации конструкции аккумуляторных элементов, их технических параметров и требований к безопасности.

Как отмечается в материалах ассоциации, решение о необходимости выработки соответствующих регламентирующих документов было принято подкомитетом еще некоторое время назад с учетом того, что батареи являются одной из ключевых (критических) составляющих, от которых зависит работоспособность мобильной электроники (а именно такого рода компоненты как раз и должны попадать в поле зрения OEM Critical Components Committee). Не исключено, однако, что упомянутое заявление было спровоцировано событием, произошедшим буквально накануне: 15 августа стало известно об отзыве корпорацией Dell 4,1 млн. литиево-ионных батарей, которыми комплектуются ее ноутбуки. И так уж совпало, что анонс о созыве подкомитета был оглашен его председателем - Джоном Гроссо, по месту своей основной работы в Dell отвечающим за качество поставляемых этой корпорации комплектующих. В соответствии с информацией Dell, отзыву подлежали батареи, проданные вместе с ноутбуками семейств Latitude, Inspiron, XPS и Precision в период с апреля 2004-го по июль 2006 г.

Конечно, известие об отзыве батарей вряд ли следует считать чем-то исключительным: к сожалению, отказы техники, в том числе и электронной, не такая уж большая редкость. Поначалу казалось, что этот случай отличает лишь одна важная особенность - масштаб акции: по информации американской комиссии по надзору за безопасностью потребительской продукции (U.S. Consumer Product Safety Commission, CPSC, www.cpsc.gov), данный отзыв ионно-литиевых аккумуляторов является самым крупным в категории электроники за всю историю деятельности этой организации.

Но спустя десять дней ситуация с Dell получила новый поворот: 24 августа корпорация Apple Computer также объявила об отзыве литиево-ионных батарей, используемых в мобильных Мас’ах - 12-дюймовых iBook G4 и PowerBook G4, а также 15-дюймовых PowerBook G4, которые были проданы в период с октября 2003-го по август 2006 г. (все указанные модели оснащены процессорами PowerPC). Правда, партия отзываемых аккумуляторов оказалась существенно меньше по размерам ("всего" 1,8 млн. штук), чем в упомянутом выше случае с Dell.

Некоторые факты об отзыве литиево-ионных батарей

По оценкам аналитиков, отзыв батарей затрагивает не более пятой части проданных за соответствующие периоды ноутбуков Dell и свыше 30% портативных ПК Apple.

Поводом для отзывов потенциально опасных батарей послужило несколько обращений пользователей по вопросу возгорания ноутбуков (возникавшего вследствие перегрева аккумуляторов). Заодно выявилась существенная деталь: и в первом, и во втором случае производитель перезаряжаемых батарей был один и тот же, а именно батарейное подразделение Sony (Sony Energy Devices). В связи с возникшими обстоятельствами комиссия CPSC принялась с пристрастием изучать мобильные ПК других поставщиков, в которых используются аккумуляторные батареи Sony, и призвала соответствующие компании изучить вопросы безопасности функционирования их продукции.

А министерство экономики, торговли и промышленности Японии (www. meti. go.jp) заявило о том, что Dell и Apple должны изучить причины возникших с ионно-литиевыми аккумуляторами проблем (с целью исключения аналогичных инцидентов в дальнейшем) и опубликовать соответствующие выводы не позднее 5 сентября, пригрозив в случае невыполнения данного требования применить к обеим компаниям штрафные санкции, предусмотренные японским законодательством.

Не дожидаясь окончания расследования CPSC, Sony поспешила заявить, что новых отзывов батарей, используемых в ноутбуках, не будет, а кроме того, компания не ожидает, что последуют какие-то рекламации, связанные с аккумуляторами, которые применяются в мобильных телефонах или портативных музыкальных плейерах, поскольку там используются батареи с другим типом ячейки.

Поддержали честь японского мундира и другие компании Страны восходящего солнца во главе с Fujitsu, заявив, что у них не возникает никаких неприятностей с перегревом ноутбуков, снабженных литиево-ионными аккумуляторами Sony. С аналогичным комментарием выступила и Lenovo, а в Hewlett-Packard, например, вообще подчеркнули, что в настоящее время не используют изделий Sony для питания своих блокнотных ПК. Кроме того, представители самой Sony объявили, что случаев перегрева и возгорания мобильных компьютеров VAIO также не наблюдалось.

Кто виноват?

Первые литиево-ионные батареи появились в продаже в 1991 г.: изделия были выпущены корпорацией Sony. Постепенно и другие производители наладили массовый выпуск этого типа аккумуляторов. Преимущества литиево-ионных батарей - к ним обычно относят высокую удельную емкость (причем пока имеются возможности для ее наращивания), отсутствие эффекта памяти и жестких требований к циклу зарядки, низкую скорость самопроизвольной разрядки (в отсутствие нагрузки), легко реализуемый процесс перезарядки - привели к тому, что теперь они повсеместно используются в ноутбуках, а также цифровых фотокамерах, музыкальных плейерах, сотовых телефонах и других портативных устройствах.

Не вдаваясь в технические подробности, отметим, что современная батарея состоит из нескольких ячеек цилиндрической или призматической формы. Отрицательный электрод каждой ячейки литиево-ионного аккумулятора выполнен из композита, полученного на основе лития и углерода, а положительный - из окиси кобальта; при этом между находящимися в растворе электролита катодом и анодом расположен сепаратор, сделанный из тонкого пористого синтетического материала. Процесс зарядки и разрядки батареи обычно безопасен и хорошо управляем, однако при некоторых обстоятельствах химическая реакция в ячейке может выйти из-под контроля и привести к чрезвычайно быстрому высвобождению аккумулированной энергии. Как отмечают специалисты в области батарейных технологий, крайнюю опасность представляет нарушение структуры сепаратора, разделяющего катод и анод.

По мнению экспертов, как раз это и произошло в случае с батареями для ноутбуков Dell. Специалисты Sony признали, что из-за несовершенства производственного процесса в ячейки литиево-ионных батарей попадали мельчайшие металлические частицы, приводившие к повреждению сепаратора и, как следствие, к короткому замыканию и перегреву батареи.

Вместе с тем в Sony говорят о том, что возможность перегрева батарей кроется не только в самих ячейках, но и в том, как они взаимодействуют с электронной частью, обеспечивающей заряд и контролирующей разряд. Нормальное функционирование батареи в ноутбуке, кроме того, определяется и ее расположением по отношению к источникам тепловыделения и защитой от них.

Статистика CPSC также свидетельствует о том, что нарушение работы батарей не ограничивается одними ноутбуками: зафиксированы случаи отзыва потенциально опасных литиево-ионных аккумуляторов, используемых и в смартфонах, и в цифровых фотокамерах (см. таблицу).

Признание того, что литиево-ионные батареи таят в себе определенную опасность для потребителя, выражается хотя бы в том, что один из комитетов ООН разработал специальные рекомендации, касающиеся транспортировки этих изделий (UN ST/SG/AC.10/27/Add.2, www. unece.org/trans) и предусматривающие проведение целого ряда испытаний (ячейки и готовые батареи испытываются на устойчивость по отношению к вибрациям, нагреву, ударам, подъему на большую высоту и другим воздействиям). Существуют специализированные организации (например, Mobile Power Solutions, www.mobilepowersolutions.com), выполняющие подобного рода тесты по запросам клиентов.

И на старуху бывает проруха...

Как считают наблюдатели, последние отзывы батарей не нанесут серьезного ущерба имиджу Dell и Apple, тем более что подобные ситуации стали для них не то чтобы привычными, но за последние два-три года случаются с ними не в первый раз (снова отсылаем читателя к той же таблице). Тем не менее потенциальную опасность для Dell, в частности, эксперты усматривают в возможности уменьшения будущих объемов продаж ее ноутбуков.

Что касается Sony, то ее репутация как производителя высоконадежных компонентов, безусловно, оказалась подмоченной. Более того, корпорации придется в буквальном смысле расплатиться за инциденты с батареями для Dell и Apple: зарубежные аналитики считают, что обмен практически 6 млн. батарей обойдется Sony в сумму от 171 до 258 млн. долл. (некоторые эксперты в своих прогнозах исходят из оценки ущерба для Sony примерно в 50 долл. в расчете на одну батарею; при этом они полагают, что не все пользователи обратятся за обменом).

Впрочем, для японской корпорации такие расходы не являются драматическими, если учесть, что в прошлом финансовом году прибыль Sony составила 1,64 млрд. при общем объеме продаж 64,4 млрд. долл. По оценкам одного японского эксперта, батарейный бизнес является для компании более прибыльным по сравнению со средним по всей ее продукции показателем, принося ежегодный доход около 8,6 млн. долл. (при том, что оборот по этому направлению составляет примерно 4% от общего оборота Sony).

5 сентября компания Matsushita Electric Industrial (владеющая торговой маркой Panasonic) заявила о намерении отозвать шесть тысяч батарей для ноутбуков, которыми были оснащены некоторые ее модели портативных ПК, проданные в Стране восходящего солнца в апреле и мае прошлого года. Повод для отзыва - тот же самый, что и в недавних случаях с отзывом ноутбучных батарей корпорациями Dell и Apple: потенциальная опасность перегрева аккумуляторов. В отличие от "коллег по несчастью" представители Matsushita не назвали компанию - производителя батарей, однако сообщили, что таковым не являются ни сама Matsushita, ни Sony.

В этой связи неприятным последствием для корпорации может стать переход ее клиентов к другим производителям батарей. Правда, ни Dell, ни Apple не делали официальных заявлений о смене поставщика. В западной прессе, наоборот, встречаются ссылки на заявление Dell о том, что она сохранит отношения с Sony как поставщиком батарей для ноутбуков. Что касается Apple, то эта компания в аналогичной ситуации уже меняла поставщика батарей - раньше эту роль выполняла южно-корейская фирма LG Chem.

Ликвидация последствий

Сможет ли повториться столь масштабная ситуация с отзывом батарей в будущем? Представители Sony отвечают на этот вопрос отрицательно: по их словам, компания еще в начале года усовершенствовала производственный процесс, что должно обеспечить большую безопасность выпускаемых ею изделий (батареи, подлежащие обмену, произведены, по информации Sony, до внесения соответствующих изменений на производстве).

Пока же на специальных сайтах Dell (www.dellbatteryprogram. com) и Apple (support.apple.com/ batteryprogram), в том числе и на их русскоязычных версиях (например, www.apple.ru/batteryexchange), размещены условия обмена потенциально опасных батарей. Знакомясь с этими условиями, понимаешь: процесс обмена не быстрый (может продолжаться несколько месяцев). При этом сам акт обмена батарей компании, впрочем, не делая на этом особого ударения, называют бесплатным. На мой взгляд, с этим утверждением можно поспорить. На самом деле пользователь в период выполнения процедуры замены батарей может если не нести реальные убытки, то по крайней мере испытывать большие неудобства. Конечно, ему предлагают работать с ноутбуком от стационарной электрической сети, но как же быть с мобильностью, о преимуществах которой поставщик так много и красиво рассказывал, убеждая купить этот самый ноутбук?!

Однако в компании Apple IMC, например, не согласны с такими доводами. "По условиям программы обмена батарей Apple призывает прекратить использование старой батареи до прихода заменяемой, но потребитель может продолжить ее использование, - считают там. - Обязательное условие - не оставлять портативный компьютер без присмотра, ведь теоретически перегрев батареи может случиться во время ее зарядки от сети". В общем, получается, что пользователю предлагают действовать на свой страх и риск.

В заключение отметим, что последние случаи с отзывами батарей, вероятно, могли бы стать хорошим стимулом для поиска новых решений в области источников питания для портативных систем. А пока лучше не думать про то, что во время авиарейса рядом с тобой в кресле окажется человек с ноутбуком, который питается от потенциально опасной батарейки. Тем более что самолет и сам по себе - опасная штука...

Между прочим, в 2004 г. федеральное управление авиацией США (US Federal Aviation Administration) запретило - ввиду потенциальной опасности - перевозки литиево-ионных батарей в грузовых отсеках пассажирских самолетов.