ПАРТНЕРСТВО

    

Вопрос, вынесенный в заголовок, не может не возникнуть у любого, кто попытается понять суть новой программы развития центров компетенции (ЦК) Oracle, подаваемой московским офисом корпорации как ребрендинг уже существовавших ранее структур. Ведь здесь не появилось каких-либо новых логотипов, слоганов или маркетинговых инициатив. Да и состав "членов ЦК" существенных изменений не претерпел. По мнению генерального директора "Oracle СНГ" Бориса Щербакова, смысл ребрендинга в том, что если в первые годы существования центры компетенции выполняли скорее маркетинговые и пропагандистские функции, то теперь они могут решать реальные практические задачи.

Первая попытка создания подобных центров относится к 2002 г., и была она на первый взгляд наиболее успешной: статус ЦК получили тогда сразу 27 партнеров Oracle. Год спустя, правда, выяснилось, что "кооптация в ЦК" многих из них была явно преждевременной, и число центров сократилось до шести. Среди таковых оказались, в частности, "Борлас", ФОРС, РДТЕХ и TopS BI, сохранившие этот статус до наших дней. В последующие годы количество ЦК менялось от шести до девяти и немного варьировался состав "ареопага компетентных". Судя по всему, деятельность этих структур не приносила желаемой отдачи ни представительству Oracle, ни организовавшим их партнерам. Как рассказал директор по работе с партнерами представительства Oracle в СНГ Павел Захаров, хотя критерии отбора претендентов на звание ЦК существенных изменений не претерпели, контролироваться их выполнение теперь будет гораздо строже.

В следующем году партнеры могут получить статус ЦК по шести технологическим направлениям, причем каждому партнеру разрешается быть "суперкомпетентным" сразу в нескольких областях. Сейчас таких областей шесть: интеграция приложений (Integration), информационная безопасность (Information Security), аналитика и хранилища данных (Business Intelligence и Data Warehousing), порталы (Portal), распределенные вычисления и консолидация ИТ-ресурсов (Grid and Consolidation) и организация совместной работы (Collaboration Suite). В некоторых из них компетентных партнеров много: по Grid and Consolidation это КРОК, "Открытые технологии", РДТЕХ; по Portal - ФОРС, TopS BI, "ICL - КПО ВС" (единственная немосковская компания); по Business Intelligence и Data Warehousing - "Борлас", ФОРС, TopS BI. В других - по одному: в Information Security - РНТ, в Integration - "Борлас". А пьедестал с надписью Collaboration Suite пока и вовсе пуст.

Oracle предоставит ЦК технологическую и маркетинговую поддержку и обещает рекомендовать компании, организовавшие их, своим заказчикам. Такие компании фактически получают дополнительное конкурентное преимущество перед остальными членами партнерской сети Oracle. Не зря ведь все они планируют увеличить объем своего бизнеса по этим направлениям на 50-300%, а директор ИТ-департамента КРОКа Игорь Никулин даже назвал ожидаемую сумму - более 4 млн. долл. Но чтобы получить искомое звание, необходимо ежегодно выполнять ряд условий: в штате фирмы должно быть не менее четырех сертифицированных специалистов, нужно создать демоцентр и за год выполнить не менее трех успешных проектов. Но будет ли присвоение желанного статуса определяться только этими формальными условиями, или "Oracle СНГ" станет регулировать численность ЦК исходя из каких-то других соображений? Ведь если не делать этого, то по некоторым наиболее популярным технологиям, например портальным, число ЦК со временем достигнет нескольких десятков, что лишит саму идею подобного ранжирования всякого смысла.

Павел Захаров: “Хотя критерии

отбора претендентов на

звание ЦК существенных

 изменений не претерпели,

 контролироваться их выполнение

 теперь будет гораздо строже”

Создается впечатление, будто регулирование такого рода осуществляется уже сегодня. К примеру, в ЦК РНТ, судя по выпущенному этой фирмой пресс-релизу, не четыре, а лишь два специалиста, сертифицированных по технологиям обеспечения безопасности Oracle. Потребность же в таких технологиях сейчас, как никогда, велика. В то же время президент ФОРСа Алексей Голосов посетовал, что и сам не очень понимает, почему его компания получила статус ЦК именно по двум указанным выше направлениям, а не по каким-то еще, к примеру, по технологии Integration.

Хотелось бы обратить внимание на другую потенциальную опасность. Разумеется, получение конкурентного преимущества - хороший стимул для борьбы за статус ЦК, способствующий расширению сети подобных центров. Но сможет ли такой подход способствовать более широкому распространению знаний и опыта во всей партнерской сети? Не получится ли так, что одни (имеющие статус ЦК) будут вести львиную долю проектов с использованием новых технологий, а другим из-за этого не удастся выполнить норму в три проекта и они навсегда останутся "рядовыми членами партии"? Что побудит ЦК делиться собственными ноу-хау с другими партнерами Oracle - своими прямыми конкурентами?

Звание ЦК придется подтверждать каждый год. С одной стороны, это неплохо, поскольку не позволит никому расслабляться и почивать на лаврах. С другой - выглядит несколько странно: ведь мастерство, как говорится, не пропьешь. Если в прошлом году компания была компетентной, а в нынешнем по не зависящим от нее причинам сделала не три, а два проекта, стала ли она менее опытной и квалифицированной? Все эти вопросы актуальны не только для центров компетенции Oracle, но и для большинства аналогичных образований, создаваемых другими вендорами. Вернее, их представительствами. Вот и данная программа, как пояснил Павел Захаров, инициирована не на мировом уровне, а только в странах СНГ. Значит, и находить решения указанных проблем придется не кому-то в головном офисе, а менеджерам "Oracle СНГ".