ЮБИЛЕИ
Текущий год - юбилейный в истории мобильной связи. 110 лет назад, в 1896-м, А. С. Попов провел эксперимент по передаче первой радиограммы на расстояние в 250 м; 60 лет назад, в 1946-м, в американском Сан-Луисе заработала первая сеть радиотелефонов, которые обменивались информацией на разных частотах с использованием базовых станций. И еще одна дата - 15 лет назад, в 1991 г., в Санкт-Петербурге была образована компания "Дельта Телеком", построившая первую сеть сотовой связи в России.
Первопроходцы на связи
Историю сотовой связи двигали вперед потребности корпоративных заказчиков и отдельных бизнесменов. Именно для того, чтобы постоянно быть в курсе самой последней информации, они стимулировали телефонные компании производить все более и более совершенные средства связи. Вспомним, как появилась беспроводная связь, коммерческая эксплуатация которой началась в 1901 г. Тогда английской компании "Макони" удалось передать сигналы со станции Польдю в Англии на станцию Сент-Джонс в Ньюфаундленде (США). Необходимо это было для того, чтобы повысить скорость передачи бизнес-информации, дотоле проходившей только по кабелю, а именно - биржевых сводок, котировок акций, курсов валют и, конечно, прогнозов погоды, жизненно важных для обеспечения бесперебойного судоходства. К 1915 г. беспроводная связь уже была установлена на торговых и военных судах, частных яхтах - всего к прообразу сотовой связи было подключено более 400 портов по всему миру. Они обменивались данными о проводке транспортных караванов, о стоимости продовольственных и промышленных товаров, получали новости. Безусловно, за все это надо было платить. К примеру, стоимость переговоров между Лондоном и Нью-Йорком составляла 7,5 пенсов за 5 минут - достаточно большие по тем временам деньги. Однако спрос на передачу информации по радиосвязи рос постоянно - например, в Канаде и Бразилии существовали газеты, получавшие новости о ситуации в мире целиком и полностью за счет беспроводной связи "Макони". С помощью новых каналов связи стали передавать и бизнес-корреспонденцию для частных заказчиков, правда, клиентам приходилось платить за каждое отправленное слово. Но они не скупились - подчас даже несколько строчек текста о намерениях конкурентов или условиях контракта были на вес золота.
Трубки Benefon и пейджер - весьма
передовые средства связи
для своего времени
История собственно сотовой связи, когда радиотелефоны использовали базовые станции для обмена информацией, начинается в 1946 г. Тогда компания AT&T Bell Laboratories создала радиотелефоны, устанавливаемые в автомобилях. Конечно, вся аппаратура вначале была громоздкой и тяжелой - переключение абонента между каналами связи в поисках свободной частоты осуществлялось вручную, а радиопередатчик позволял пассажирам или водителю лишь связаться с АТС и таким образом совершить звонок. Всего эта "первобытная" система связи поддерживала около трех десятков пользователей - ее основными клиентами стали бизнесмены, совершающие деловые поездки из Нью-Йорка в Бостон. Такие телефоны предпочитали не покупать (их стоимость составляла десятки тысяч долларов, а весили они под 30 кг), а брать в аренду. Единственным отрадным моментом было то, что повременных тарифов не существовало - разговаривать разрешалось неограниченное количество времени.
Для "корпоративных пользователей" использовалась сотовая связь и в СССР - здесь она появилась в конце 1950-х, когда стильные и современные по тем временам аппараты "Алтай" стали устанавливать в правительственных "Чайках", "Волгах", а их гражданские аналоги с усеченным функционалом - в такси, машинах скорой помощи и т. д. Частных абонентов, само собой, не подключали.
Основным тормозом развития мобильной связи в США была Федеральная комиссия по коммуникациям (Federal Communications Commissions (FСС), которой потребовался 21 год, чтобы официально разрешить широкомасштабное использование сотовых телефонов гражданскими лицами; производителям новых устройств пришлось долго убеждать бюрократов в том, что эта услуга будет пользоваться массовым спросом. Лавры "первооткрывателя" достались фирме Motorola - она затратила 15 лет и 100 млн. долл. на создание первой мобильной сети. Весной 1973-го сотрудники компании установили первую базовую станцию на вершине 50-этажного здания в Нью-Йорке. Эта станция могла одновременно поддерживать 30 пользователей, а коммутатор обеспечивал связь с городской телефонной сетью, т. е. позвонить можно было не только мобильному абоненту. Мартин Купер, который долгие годы руководил этим проектом, лично сделал первый в мире звонок с мобильного телефона. Очевидцы, как говорят, стояли разинув рты - терминал был новинкой и выглядел совершенно фантастически: при длине корпуса в 25 см он весил почти килограмм и стоил огромных денег. Причем позвонил Купер главе исследовательского отдела фирмы-конкурента - Bell Laboratories - Джоэлю Энгелю, который работал в сходном направлении, но не успел первым запустить мобильную сеть. Пообщались они, несмотря на веселую выходку Купера, вполне вежливо - Энгель поздравил компанию Motorola с триумфом.
С 1974 г. FCC начала весьма неторопливо выделять частоты для желающих создать коммерческие сети, а через полгода после Motorola компания Bell представила свою версию мобильного телефона. Всего услугами Motorola в 1978 г. пользовалось около 600 абонентов и почти 4 тыс. стояли в очереди - сеть развивалась медленно и емкости для новых абонентов постоянно не хватало. В 90% случаев это были корпоративные клиенты - крупные банки, страховые компании, нефтяные и машиностроительные гиганты. Но только через восемь лет, в 1982 г., FCC официально одобрила технологию сотовой связи - чтобы "пробить" это решение, основателю Motorola Полу Галвину пришлось лично демонстрировать терминал тогдашнему президенту США Рональду Рейгану, дабы убедить его в необходимости развития подобных систем связи.
Мобильный терминал Motorola Dyna-TAC 8000x, представлявший пятое поколение Dyna-TAC (разрабатывался с начала 1970-х), стал первым сотовым телефоном компании, попавшим на прилавок. Модель стоила около 10 тыс. долл., но через год цена упала более чем в два раза - до 4 тыс. долл., а в 1991-м компания предлагала сотовые "всего" за 1 тыс. долл., примерно столько же стоили тогда компьютеры.
Первые телефоны Ericsson,
продававшиеся в картонных
коробках, - первая модель массового
спроса за 40 долл.
Стандарты выбирают
Зарождение мобильной связи в Европе относят к началу 1980-х - именно тогда Швеция, Финляндия, Исландия, Дания и Норвегия договорились о том, что единым стандартом для развития подобных систем станет NMT-450 (Nordic Mobile Telephone), который предназначался для работы в диапазоне 450 МГц. Но впервые его стали использовать в 1981 г. в Саудовской Аравии (контракт на монтаж сети выиграла скандинавская Ericsson) и лишь месяцем позже - в Европе. Различные варианты NMT-450 были взяты на вооружение в Австрии, Швейцарии, Голландии, Бельгии, странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
В остальных странах в то время творился "мобильный беспредел" - каждый монтировал системы по принципу "кто во что горазд". Здесь были протоколы AMPS (Advanced Mobile Phone Service), TACS (Total Access Communications System), Radiocom-2000 и т. д. Правда, многочисленной армии пользователей они не собрали. Но все эти стандарты связи являлись аналоговыми (сети 1G) - они осуществляли передачу информации с помощью частотной или фазовой модуляции, наподобие того, как работают обычные радиоретрансляторы. Впереди всех в 1992 г. оказалась Германия, развернувшая первую систему сотовой связи GSM - это был именно тот самый стандарт, который нам известен в настоящее время (сети 2G). В 1993 г. в США стал применяться CDMA (или IS-95) в диапазоне частот 800 МГц.
Российская история
Первая в России сотовая сеть появилась в 1991 г., когда свою работу в аналоговом стандарте NMT-450i начала компания "Дельта Телеком". В то время пользоваться услугами сотовой связи могли себе позволить только состоятельные люди - до сих пор многие из них с ностальгией вспоминают то время, когда телефон стоил 2 тыс. долл. (это была Mobira - MD 59 NB2 производства Nokia, она весила 3 кг!), а минута эфирного времени обходилась в "одну у. е." Первым воспользовался новой услугой бывший тогда мэром Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, причем позвонил он по сотовому не в Москву, а мэру Нью-Йорка.
За 15 лет в нашей стране успели поработать фирмы, использовавшие все стандарты сотовой связи и различные модели бизнеса. Компании "первой волны", к примеру "Дельта Телеком", "Московская Сотовая связь", "Сонет", "Корбина", были нишевыми и ориентировались только на бизнес-абонентов, предлагая им большое количество безлимитных тарифов за вполне солидные деньги, средний размер модельной линейки терминалов и значительную стоимость "входного билета" (по некоторым тарифам - тысячи долларов). Но люди, которым важно было всегда быть на связи, платили. Доминирующим среди продуктов, которые продавали эти сети, был голосовой трафик - об SMS, о дополнительных информационно-развлекательных сервисах задумывались мало, а для скоростной передачи данных не было ни скоростных протоколов, ни желания покупать соответствующее оборудование.
Интересна история миграции компаний между стандартами сотовой связи. "ВымпелКом", созданный в сентябре 1992 г. Дмитрием Зиминым, инженером-оборонщиком и доктором технических наук, и являющийся сейчас одним из двух крупнейших операторов сотовой связи в России, сначала предоставлял услуги в аналоговом стандарте AMPS. Но уже через год после старта (он состоялся в январе 1993 г.) компания инвестировала средства в модернизацию оборудования под более совершенный - цифровой - стандарт DAMPS. Эта сеть была впоследствии продана оператору "Корбина", а сам "ВымпелКом" еще через пару лет полностью перешел на стандарт GSM, поскольку именно он представлялся самым перспективным. Однако на этом поле оказалось сразу несколько игроков, и конкуренция мгновенно ужесточилась. Одну из первых GSM-сетей запустили в конце июня 1995 г. в компании "Нижегородская Сотовая связь". Тогда в ней было всего 20 сотрудников, один коммутатор и шесть базовых станций. В столице с 1994 г. развивалась компания МТС, предложившая абонентам стандарт GSM-900, совместимый с европейским и позволявший общаться в России и за рубежом по одному и тому же телефонному номеру. В Санкт-Петербурге, тоже с 1994-го, работала компания "Северо-Западный GSM", которая до начала 2000-х была практически монополистом по предоставлению услуг сотовой связи в Северной столице. Кстати, именно "Северо-Западный GSM" стал впоследствии основой и самым мощным филиалом холдинга "МегаФон".
Раритетная модель Sony
для сетей GSM
Августовский кризис 1998 г., безусловно, ударил по экономике сотовых компаний - операторы столкнулись с оттоком клиентов. Иностранные бизнесмены, главные клиенты в то время, уезжали на родину, а отечественные компании резко снижали потребление услуг связи (многие из них просто разорялись). Однако, как говорится, нет худа без добра - дабы спасти положение, все без исключения сотовые операторы начали реализацию проектов для массового рынка. Первопроходцем стал "ВымпелКом" - к осени 1999 г. этот оператор предложил пакет услуг "Би+", рассчитанный на абонентов с невысокими доходами. Именно с появлением "телефонов в коробках" начинается бурный рост абонентов мобильной связи в нашей стране - такой терминал можно было купить за 49 долл., включая налоги, при этом в качестве бонуса каждый клиент получал карту предоплаты на 10 долл.
Только в 1998-1999 гг. в GSM-сетях начали запускать столь привычный сегодня автоматический роуминг внутри страны. До этого абонентам, разъезжающим по стране, в каждом городе приходилось получать новую SIM-карту с новым номером. Тогда же появились карточки экспресс-оплаты, без которых многие абоненты сейчас уже не представляют себе мобильной связи. На этом же рубеже во многих сетях начали внедрять посекундную оплату разговоров, которая позволила абонентам экономить около 20% от суммы своего ежемесячного платежа, - большинство звонков по продолжительности не превышали одну минуту.
К началу 2000 г. МТС и "ВымпелКом" внедрили в своих сетях WAP-сервис, с помощью которого пользователи через сотовый телефон могли загружать текстовые данные со специальных WAP-сайтов, размещенных в Интернете. Информация была аналогична Wев-сайтам, но адаптирована для небольших экранов сотовых телефонов. Правда, спрос на такие сервисы был невелик - даже порталы с бизнесинформацией, в частности "БиОнЛайн-Портал", не приносили ощутимых доходов, потребителей пока в основном интересовал только голосовой трафик. Рост индекса инноваций (доходы от передачи коротких сообщений, данных, отчисления от контент-провайдеров) операторы впервые почувствовали в начале 2000-х, когда запустили целенаправленную программу стимулирования SMS-общения для своих абонентов: в течение многих месяцев все исходящие короткие текстовые сообщения не тарифицировались.
Вышки базовых станций сотовой
связи - такой пейзаж теперь
не редкость
Первая пятилетка нового века ознаменовалась двумя основными тенденциями. Во-первых, GSM-компании начали развиваться по всей территории страны, приобретая региональные фирмы и активно привлекая массового абонента. МТС и "ВымпелКом", выйдя на нью-йоркскую биржу в начале 2000-х, имели возможность активно привлекать заемные средства для широкой региональной экспансии, чем и воспользовались. Параллельно, в августе 2001-го, стартовал проект мобильной связи "МегаФон", созданный на базе нескольких крупных региональных операторов сотовой связи, - компания быстро набрала вес и стала третьим оператором в "большой тройке".
Во-вторых, в связи с активным региональным развитием особый накал приобрела борьба за корпоративных абонентов. Именно этот сегмент пользователей стал рассматриваться как приоритетный - у каждого оператора были сформированы специальные отделы, которые привлекали крупных пользователей скидками, дополнительными преференциями по оплате, индивидуальным набором услуг и, что самое главное, сервисами передачи данных по технологии GPRS. Кстати, на этом поле с GSM-конкурентами активно стал соперничать оператор "СкайЛинк", основанный в июле 2003 г. для консолидации региональных операторов NMT-450 и реализации проекта по созданию единой федеральной сети сотовой связи стандарта IMT-MC-450 (технология CDMA2000 1X). С помощью скоростной технологии передачи данных EV-DO (в среднем в 9-10 раз более быстрой, чем GPRS) "СкайЛинк" постепенно "оттягивает" на себя часть корпоративных клиентов, у которых есть реальная потребность в организации и использовании "мобильного офиса без проводов".
Сегодня мобильной связью охвачено огромное количество абонентов - по мнению аналитиков "Евросети", определяющих данный показатель по количеству продаж мобильных терминалов, это около 70% населения страны, а по данным IKS-Consulting и J‘son&Partners, которые в качестве основы для анализа используют количество проданных SIM-карт, - все 100%. Однако свое дальнейшее развитие операторы видят в строительстве сетей следующего поколения (3G) - именно они призваны обеспечить более высокую, чем это может EDGE, скорость передачи данных, тем самым открывая возможность предоставления пользователям дополнительных контент-услуг , что увеличит индекс инноваций операторов до 30-40% (сейчас этот показатель не превышает 15%). Будущее, по мнению аналитиков, именно за дополнительными сервисами (видеозвонки и передача "тяжелого" контента - фильмов, результатов видеонаблюдения, качественного звука в формате mp3 и т. д.), поскольку передача голоса, как доминирующая услуга, постепенно начинает терять вес - зарабатывать в этом сегменте операторам все сложнее.
Оборудование базовой станции -
именно в таком контейнере сигналы
сотовых телефонов принимают из
радиоэфира и отправляют в базовую
сеть оператора
К слову, государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) 23 октября нынешнего года планирует рассмотреть вопрос о выделении частотного спектра для 3G-сетей - в настоящий момент идут последние согласования с Министерством обороны РФ о высвобождении необходимых частот для подобных систем. Разрешения на использование радиочастот для 3G, в отличие от GSM-сетей 2G и сетей CDMA2000, будут выдаваться сразу на всю территорию РФ, но на конкурсной основе, поскольку этот ресурс является ограниченным. Плата за лицензию будет, видимо, небольшой, но, учитывая стоимость подобных проектов, построить такие сети в масштабах всей страны смогут скорее всего не более четырех операторов. Конкурсная документация, в основу которой лягут рекомендации Ассоциации 3G, будет вырабатываться специально созданной комиссией.