АССОЦИАЦИИ

В сентябре в Москве состоялось учредительное собрание Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ, www.nair-it.ru). В нем приняли участие представители примерно 40 московских и региональных компаний, воодушевленных посланием В. В. Путина Федеральному собранию РФ, а также итогами заседания Государственного Совета России в Нижнем Новгороде в феврале нынешнего года, где были поставлены конкретные задачи по развитию инновационного процесса в сфере высоких технологий в нашей стране.

Часть этих задач уже решается. В частности, в августе в рамках выполнения поручений президента правительством РФ выпущено постановление N 476 (www. government.ru/government/governmentactivity/rfgovernmentdecisions/archive/2006/08/11/6003535.htm) о создании ОАО "Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий" (РИФИКТ), 100% акций которого находятся в федеральной собственности) и о внесении в качестве вклада РФ в уставный капитал этого ОАО средств Инвестиционного фонда Российской Федерации в размере 1450 млн. руб.

Предполагается, что по завершении создания данного ОАО (в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах") произойдет увеличение его уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций в объеме 100% размера уставного капитала минус одна акция с оплатой акций, дополнительно размещаемых посредством открытой подписки.

Затем совместно с Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации произойдет утверждение устава РИФИКТ, в котором, в частности, будет закреплено следующее: "предельный размер средств, выделяемых на осуществление одного инвестиционного проекта, не должен превышать 100 млн. руб.". Таким образом, уже в ближайшее время предстоит определить, кто и как наилучшим образом разделит примерно 3 млрд. руб. инвестиционных денег среди проектов, призванных поднять уровень отечественных ИКТ.

Проницательный читатель, видимо, уже догадывается, что эту миссию планирует взять на себя НАИРИТ, создаваемая, как говорится в официальном пресс-релизе, "инициативной группой в составе представителей руководства профильных министерств, Совета Федерации, Счетной палаты РФ, Российской Академии наук, Российской Академии естественных наук, отраслевых государственных предприятий, крупнейших ИКТ-компаний и творческих коллективов-разработчиков перспективных ИКТ".

Упомянутое выше учредительное собрание НАИРИТ проходило в столичном "Президент-Отеле" и отличалось высоким уровнем представительности. Так, с приветствием к собравшимся обратились председатель Совета Федерации С. М. Миронов и руководитель Федерального агентства по информационным технологиям В. Г. Матюхин.

В ходе учредительного собрания представителями организаций - учредителей НАИРИТ был принят устав, подписан учредительный договор, выбрано правление и органы управления ассоциацией. Президентом НАИРИТ стала член совета по ИТ при Мининформсвязи РФ, президент компании Cognitive Technologies Ольга Ускова, а председателем правления - генеральный директор ЗАО "Проджект Маркетинг" Николай Никольский.

Было объявлено, что в числе целевых приоритетов НАИРИТ - объединение в своих рядах ведущих научных коллективов разработчиков инновационных технологий, организация взаимодействия членов ассоциации с представителями государственных инвестиционных фондов, содействие венчурным фондам в выборе приоритетных инновационных проектов (компаний, научных коллективов и т. д.) для предоставления инвестиций, а также обеспечение общественного контроля за процессом финансирования инновационных проектов со стороны различных фондов, включая помимо РИФИКТ, например, фонд "Российской венчурной компании" (РВК), капитал которой, по некоторым данным, к концу 2007 г. может превысить 30 млрд. руб.

Николай Никольский сообщил, что подготовка к созданию НАИРИТ началась примерно два месяца тому назад. Он утверждает, что в результате действий рабочей группы (в нее вошло около 20 человек) и проведенных ею предварительных переговоров в настоящее время желание войти в состав НАИРИТ высказали более 200 инновационных компаний и творческих коллективов, так или иначе связанных с ИТ. Прием заявок продолжается (в том числе через сайт ассоциации). Все эти заявки будут рассматриваться и утверждаться на общем собрании НАИРИТ, которое планируется провести в ноябре.

По словам Ольги Усковой, сейчас механизм отбора наиболее перспективных проектов находится в стадии разработки. Пока рассматриваются пять методик, хорошо зарекомендовавших себя в ряде зарубежных стран. Будет ли принята одна из них или возникнет какой-либо cимбиоз этих подходов, еще не решено. В то же время уже сейчас предполагается, что в ближайшем будущем из такого рода перспективных проектов, частично или полностью финансируемых из средств РИФИКТ, будет отобрано около двадцати.

Мнения

Реакция ИТ-рынка на образование НАИРИТ неоднозначна. Мнения на этот счет высказываются самые разные: одобрительные, осторожные, подозрительные и т. д. Так например, президент компании ПРОМТ Светлана Соколова считает: "Можно только приветствовать переход к конкретным делам по поддержке российских инновационных проектов в области информационных технологий. Остается лишь пожелать молодой ассоциации НАИРИТ не увязнуть в бесконечной волоките согласований и утверждений и добиться реальной финансовой поддержки для перспективных проектов".

А вот что говорит директор ООО "Артикус" Владимир Тупоршин: "Наша компания непосредственно связана с инновационными разработками в ИТ и для развития этого направления нам необходимы инвестиции, необходимы механизмы поддержки взаимодействия с венчурными институтами. Здесь ассоциация НАИРИТ могла бы стать хорошим помощником по прохождению всего этого сложного организационного процесса".

Особое мнение

Ассоциация НАИРИТ в своих учредительных документах провозглашает цель - “создание благоприятного имиджа России и членов Ассоциации как лидеров в области инноваций и развития сферы ИТ”. Благоприятный имидж она собирается формировать для “привлечения зарубежных инвесторов в сферу ИТ России”, попутно координируя “распил” российских госсредств, путем “представления перспективных инновационных проектов для их дальнейшего финансирования”.

То, что любые выделенные государством средства успешно “распилят” - как с участием НАИРИТ, так и без оного, - сомневаться не приходится. А вот если говорить о цели НАИРИТ привлечь в сферу ИТ России зарубежных инвесторов, то тут не все понятно: разве недостаток инвестиций входит в число основных факторов, сдерживающих развитие отечественной ИТ-индустрии, внутреннего ИТ-рынка нашей страны и ее ИТ-экспорта?

Эксперты ведущих аналитических фирм (Gartner, Forrester, RAND Corporation) так не считают. По их мнению, инвесторов при решении вопроса, в какие рынки вкладывать средства, в первую очередь интересуют размер рынка, предполагаемая динамика его роста и уровень зрелости (поскольку от последнего существенно зависят риски финансовых вложений).

По размерам российский ИТ-рынок не входит даже во вторую десятку крупнейших рынков мира. А темпы его роста, если исходить из сценарного анализа предполагаемой динамики на ближайшие годы, проведенного Лигой независимых экспертов в области ИТ (ЛИНЭКС, www.real-it.ru/research/scenaries.pdf), зависят совсем не от инвестиций, а от уровня мотивации российского государства и бизнеса на использование ИТ, в свою очередь обуславливаемой их экономической отдачей. Если кого-то смущает, что эти сценарии разработали независимые эксперты, а не умудренные государственные мужи, то спешим успокоить, что абсолютно такой же официальный сценарный прогноз был затем опубликован МЭРТ России. Что же касается уровня зрелости нашего рынка, то в международном рейтинге 37-ми стран мира, отражающем уровень зрелости национальных рынков информационно-технологических услуг (ИТ-услуг), Россия вообще заняла последнее место (www.computerwire. com/industries/research/ ?pid=E9E0F9E7%2DA37C%2D4126%2DBA25%2DE7A525285502).

Таким образом, дело вовсе не в малом объеме инвестиций, а в слабой мотивации и бизнеса, и государства на применение ИТ из-за их низкой экономической отдачи. Известно ли, от чего зависит отдача от ИТ в разных странах? Весьма убедительный ответ на этот вопрос дают аналитики Gartner в опубликованном ими исследовании “Creating an Economic Framework That Exploits IT” (www.gartner.com/pages/story.php.id.2283. s.8.jsp). Хотя Россия впрямую и не являлась объектом данного исследования, посвященного выработке рекомендаций для правительств всех стран мира, выводы авторов отчета поразительно созвучны российским реалиям. Так, в качестве главных преград на пути инвестиций в ИТ и получения от ИТ высокой экономической отдачи авторы называют такие явления, как коррупция, доминирование групповых, “семейных” интересов, назначение руководителями на ответственные посты лишь людей из своего ближнего круга, проталкивание группами инсайдеров-фаворитов во власти выгодных для “крышуемого” ими бизнеса решений.

К подобному же заключению приходят и эксперты другого известнейшего аналитического центра мира - RAND Corporation - в своем исследовании, посвященном исключительно России “Russia and the Information Revolution” (www.rand.org/pubs/monographs/ MG422/index.html). В нем авторы приходят к выводу, что в последние годы ситуация с ИТ в России лишь усугубляется, несмотря на увеличивающиеся объемы инвестиций в это направление. Более того, как считают авторы отчета, никакие инвестиции не смогут реально улучшить положение, если в стране не изменится институциональный и экономический режимы так, чтобы использование ИТ стало ключевым фактором конкуренции.

Приходится с сожалением констатировать, что учредители НАИРИТ не видят тех причин стагнации российской ИТ-индустрии, которые очевидны и российским, и западным независимым экспертам. Ведь, помимо участия в “распиле” госсредств, среди продекларированных учредителями НАИРИТ целей нет ничего, что хоть как-то могло бы способствовать улучшению ситуации с ИТ в России. Ну а продекларированные политкорректные цели типа “консолидирование инновационного потенциала членов ассоциации” или “формирование в Российской Федерации социальной, экономической, технологической и политической среды, способствующей развитию и совершенствованию отрасли ИТ” не могут ничего изменить в российских ИТ по своему пустозвонному определению.

Что же касается реальной программы по увеличению отечественного ИТ-экспорта, которой, к сожалению, нет ни у Мининформсвязи, ни у АПКИТ, то и у новой ассоциации в учредительных документах - про это ни слова.

А ведь потенциал для кардинального прорыва в экспорте ИТ-услуг у России есть. Если бы подобно странам, близким России по образовательному уровню (США, Великобритания и т. д.), мы смогли привлечь для работы в информационной индустрии, скажем, 3% населения, то количество специалистов этого профиля составило бы у нас более 4 млн. человек (по данным за 2004 г., в США работало более 10 млн. специалистов-информационщиков, а в Великобритании около 1,7 млн.). Задействовав, подобно Индии, две трети этих специалистов в области экспорта информационных услуг, Россия могла бы получить ресурсный пул из более чем четырех миллионов человек. Имея же такой ресурсный пул, до 20% которого, согласно оценкам экспертов, можно было бы направить на предоставление высокоуровневых информационных услуг (таких, как извлечение данных, аналитика, моделирование и т. д.), Россия могла бы зарабатывать на этом суммы, соизмеримые с теми, что страна получает сегодня от экспорта энергоносителей.

Увы, но и про это среди целей и задач НАИРИТ ничего нет. А жаль!

Сергей Карелов,

председатель Совета ЛИНЭКС

Примерно такого же мнения придерживается и генеральный директор инновационной компании "Интеллект-Информ" Василий Долгополый: "В нашей стране небольшой инновационной компании трудно обратить на себя внимание крупных государственных структур, включая недавно созданные государственные венчурные фонды. А вот с ассоциацией там возможен диалог на равных".

Отметим, что "Артикус" и "Интеллект-Информ" изъявили желание вступить в НАИРИТ.

По словам президента компании "Квазар-Микро" Максима Агеева, "ассоциация создается весьма своевременно, поскольку эффективное государственное финансирование инновационных проектов возможно только при тесном взаимодействии с бизнесом, с профессионалами в области разработки и коммерциализации инновационных проектов. Ведь наряду с участием компаний в выборе объектов государственного финансирования существует также задача увеличения числа инновационных проектов, укрепления инновационного потенциала российского высокотехнологичного бизнеса. А для этого в инновационный процесс должно вовлекаться большое число участников, чему должна способствовать деятельность новой ассоциации. Правда, при этом необходимо учитывать как возможности отечественной экономики по практическому использованию инновационных разработок, так и будущий экспортный потенциал. Здесь также потребуются существенные усилия как со стороны государства, так и бизнеса".

Более осторожен генеральный директор Aladdin Software Security R.D. Сергей Груздев: "На данном этапе обсуждать можно лишь сам факт появления ассоциации, поскольку с момента ее открытия не прошло и месяца, а следовательно, оценки ее деятельности давать пока рано. Более того, на сайте ассоциации я не обнаружил списка ее членов, что лично для меня свидетельствует о том, что их, вероятно, пока не так много. А ведь именно от состава участников напрямую зависит выполнение заявленных НАИРИТ целей, таких как объединение инновационного потенциала членов ассоциации, привлечение зарубежных инвестиций и создание благоприятной среды для развития отрасли в целом. Впечатляют финансовые возможности НАИРИТ, однако там, куда вкладываются большие деньги, всегда возникает вопрос их распределения, который таит в себе немало "подводных камней" и "внутренних течений". Если правление НАИРИТ сможет успешно преодолеть такого рода проблемы, вполне возможно, что она будет влиять на принятие эффективных решений в области развития ИТ органами исполнительной власти и станет неким "центром кристаллизации" для ведущих ИТ-компаний, образовательных учреждений, готовящих профильный кадровый состав, а также для НИИ в области разработки инновационных решений и других заинтересованных сторон. Иными словами, на мой взгляд, основные задачи таких ассоциаций должны сводиться к двум основным аспектам: создание (или хотя бы участие в создании) инфраструктуры для развития новых технологий и содействие в обеспечении спроса на них, востребованности этих инноваций как внутри страны, так и за ее пределами".

Некоторые опасения высказывает и генеральный директор S.N.Safe&Software Михаил Калиниченко: "Любые инициативы, направленные на развитие современных технологий, - это хорошо, так как отсутствие ресурсов для развития является одной из бед российского ИТ-рынка. Однако появление денег не является достаточным условием этого развития. К сожалению, есть большая опасность, что в данном случае будут применяться те же механизмы принятия решений и оценки эффективности вложений, что и в хорошо известных и понятных отраслях нашей экономики, например добыче полезных ископаемых, строительстве и т. п. А вся история развитии ИТ показывает, что подобные подходы ни к чему хорошему не приводят. Только готовность финансировать большое количество относительно небольших, но высокорискованных проектов способно повлиять на развитие именно массовой индустрии, а не на рост небольшого числа компаний образованных в 90-х на обломках советских разработок. Лишь неочевидные проекты способны повторить путь ICQ или Google, так как только в этом случае есть реальная возможность оказаться в лидерах, опередив остальных. Но и количество провалов на этом пути будет тоже большим".

Предоставил свой комментарий и президент ассоциации RUSSOFT Валентин Макаров: "На мой взгляд, столь разносторонний список участвующих сторон, включающий РАН, политиков, крупный ИТ-бизнес, - может позволить осуществлять широкое обсуждение планов и результатов деятельности создаваемого инвестиционного Фонда. И это хорошо! Необходим общественный контроль за расходованием государственных средств и обратная связь с широким сообществом заинтересованных лиц по оценке результативности стратегической линии, проводимой государством через этот Фонд. Помимо созданного партнерства там наверняка должны быть представлены и другие объединения ИТ, включая самих разработчиков ПО (РУССОФТ) и ИТ (АПКИТ). С другой стороны, в соответствии с законом Фонд, как юридическое лицо, сможет полноправно вести свою деятельность, не согласовывая свои оперативные решения по выделению инвестиций с некоммерческими организациями (одной из которых является созданная ассоциация). Если Фонд будет согласовывать свою оперативную деятельность, то не сможет выполнять свои уставные задачи. По всей видимости, будет найден компромисс, при котором представители партнерства войдут (вместе с другими ассоциациями) в какой-то наблюдательный орган Фонда, имея там ограниченные и согласованные с инвесторами права в соответствии с уставом Фонда".