БИЗНЕС
Судя по всему, в истории освоения корпорацией Dell (www.dell.com) российского рынка начинается новый этап, в ходе которого, как полагает посетивший в первых числах октября Москву старший вице-президент Dell в регионе EMEA Пол Белл, его компании наконец удастся занять здесь место, более соответствующее ее статусу мирового лидера в области поставок компьютерных систем. "Последние четыре года мы очень активно развиваемся в России, установив партнерские отношения с рядом местных компаний ("Марвел", Merlion, Nexus, Trinity-Logic и др.), и поэтому сейчас думаем перейти к следующему этапу инвестиций", - заявил г-н Белл.
Под инвестициями в данном случае понимаются прежде всего вложения в организацию складов запчастей в Москве и Санкт-Петербурге для поддержки авторизованных сервисных партнеров корпорации, а также в наращивание потенциала московского представительства, штат которого в ближайшее время планируется увеличить по крайней мере до тридцати человек.
По словам г-на Белла, это лишь часть мер, которые корпорация намерена предпринять для того, чтобы в дальнейшем повысить осведомленность российских потребителей (корпоративных и частных) о предлагаемых ею продуктах и услугах, а также увеличить уровень удовлетворенности клиентов, сделавших выбор в пользу Dell.
Пол Белл: “Мы понимаем, что нам
нужно еще многое узнать и научиться
работать на российском рынке”
Следует ли воспринимать эти заявления как свидетельство кардинальной перемены отношения Dell к российскому рынку? Вероятно, следует. И прежде всего в силу тех изменений стратегического характера, о которых в середине сентября поведало миру высшее руководство корпорации, переживающей далеко не лучшие для себя времена. Начиная с августа прошлого года ее акции стабильно падают в цене, причем значительно быстрее, чем до того набирали в весе. И связано это со снижением уровня доходов корпорации. "Мы поняли, что допустили определенные ошибки, слишком увлекшись теми рынками, где не было роста. Наши ожидания не оправдались, и теперь нужно внести изменения в нашу стратегию", - признал г-н Белл, комментируя появление на свет инициативы Dell 2.0.
Почему так случилось, представить в общем-то не сложно. Модель бизнеса Dell, основанная на прямых поставках продукции потребителю, на протяжении многих лет подтверждала свою эффективность именно на развитых рынках, где и сегодня компания занимает доминирующие позиции, но при этом в силу вполне понятных причин не могла быть применена на рынках развивающихся. Интеграция же инородной по духу структуры, не обещающей в ближайшей перспективе значительного прироста оборота, в хорошо отлаженную и набирающую скорость машину, очевидно, представлялась руководителям Dell нецелесообразной. В России, например, первый компьютер ее производства был продан еще в 1992 г., но на протяжении многих лет корпорацию здесь представлял всего один партнер, обслуживавший главным образом местные представительства зарубежных компаний, для которых техника Dell являлась корпоративным стандартом. Очевидно, не столь успешными, как это представляется г-ну Беллу, можно считать и результаты последних четырех лет работы Dell в России, если принять во внимание, что за тот же самый период тайваньская Acer, исповедующая прямо противоположную модель продаж, стала здесь одним из лидеров компьютерного рынка.
Нежелание менять сложившуюся практику, долгое время приносившую корпорации успех, проявилось и в подходе к формированию модельного ряда серверных и клиентских систем. Являясь крупнейшим потребителем процессоров Intel, компания как будто не замечала растущего интереса потребителей к решениям AMD, "сломавшись" буквально накануне выхода на рынок нового поколения двухъядерных процессоров Intel с микроархитектурой Core. Столь нелогичный на первый взгляд шаг можно объяснить только признанием очевидного факта: Dell стала терять клиентов, пожелавших дополнить свою ИТ-инфраструктуру платформами на базе процессоров AMD. "Мы решили расширить нашу продуктовую линейку прежде всего потому, что наши клиенты просили об этом. У AMD есть хорошие конкурентные предложения, и у нас есть клиенты, которые стандартизировали свою инфраструктуру на основе серверов с процессорами Opteron", - пояснил г-н Белл.
В чем же теперь Dell видит перспективы для своего развития и что составляет суть стратегической инициативы Dell 2.0? По словам г-на Белла, она сводится к трем основным положениям:
- фокусирование на рынках, имеющих потенциал для колоссального роста, где ранее корпорация действовала недостаточно эффективно ("Россия, очевидно, возглавит перечень таких рынков", - заявил г-н Белл);
- упор на решения, востребованные в корпоративном и госсекторах;
- повышение эффективности деятельности через персонификацию применяемых подходов, в том числе в работе с партнерами, и кастомизацию решений с учетом нужд и требований конкретных заказчиков.
Dell в России По оценке независимых аналитиков, бизнес Dell в России действительно прогрессирует. Так, согласно данным IDC, по общему объему продаж компьютерных систем корпорация в первом полугодии 2006 г. переместилась на 11-е место, тогда как по итогам 2005-го занимала 14-е. Аналитическая компания ITResearch, в свою очередь, отмечает существенное увеличение доли Dell в суммарных поставках настольных ПК среди зарубежных брендов: если в 2003 г. она была на уровне 5%, то в первой половине года нынешнего превысила 16%. Правда, следует отметить, что суммарная доля зарубежных брендов на российском рынке ПК невелика. На рынке ноутбуков позиции Dell еще более осязаемы: 4,5% (по данным ITResearch), причем за первую половину 2006 г. эта цифра даже слегка увеличилась. По мнению директора компании ITResearch Юрия Бонкарева, это связано со значительным усилением в текущем году "ноутбучного" дистрибьюторского канала вендора (Lanck, Marvel, Nexus). Dell традиционно считается компьютерной компанией (в структуре компьютерного бизнеса корпорации в России явно преобладают ноутбуки - более 50% оборота, по данным ITResearch). В то же время г-н Бонкарев отмечает резкую активизацию компании на рынке мониторов в последнее время (несколько млн. долл. в квартал), а вот принтерный бизнес Dell, по его словам, "мягко говоря, не идет". |
Невооруженным глазом видно, что это ровно то, что по определению должно работать в России. Дело за малым - перевести планы в конкретные действия. Каким образом представительство Dell будет осуществлять их, мы, очевидно, узнаем уже после того, как в должность генерального менеджера представительства Dell в России вступит Сергей Тарасов (официально - с 23 октября), ранее возглавлявший местные представительства корпораций Sun Microsystems и CA. "Через месяц мы проведем пресс-конференцию, где я изложу программу своих действий, - пообещал г-н Тарасов. - Я уже встретился со многими людьми из штаб-квартиры Dell EMEA и с сотрудниками российского представительства. Сначала нужно оценить ситуацию, потом разработать план и начать его реализацию". Вопрос, однако, еще и в том, как много он успеет сделать на новом месте. В последнее время Dell сравнительно часто меняет своих генеральных менеджеров в России, и в ответ на прямой вопрос по этому поводу г-н Белл дал понять, что это в общем-то нормальная практика. Как знать...