АСУП

В конце сентября состоялся круглый стол "Актуальные вопросы автоматизации предприятий России", на котором изначально планировалось обсудить перспективы применения MES-систем на предприятиях непрерывного цикла производства. Инициатором мероприятия выступила компания "Промэлектроника", имеющая опыт внедрения подобных систем в составе АСУП. В заседании кроме генерального директора "Промэлектроники" Дмитрия Глушича приняли участие Юрий Тарасов, ИТ-директор компании "Белон" (кузбасский производитель и переработчик угля, а также один из ведущих металлотрейдеров России), директор по маркетингу НПП "ЭнергопромСервис" Сергей Петров, заведующий кафедрой обогащения руд МИСИС Дмитрий Шехерев и заместитель директора отдела систем автоматизации управления производством IBS Сергей Доронин. Несмотря на то что главной темой были обозначены системы управления производством, разговор довольно далеко уходил от нее и неизбежно касался наиболее острых проблем, стоящих перед всеми автоматизаторами российских предприятий. С самыми интересными, на наш взгляд, моментами беседы мы и хотели бы познакомить читателей.

Многие ИТ-директора развивают информационные технологии у себя в компании, никак не увязывая их с потребностями бизнес.

"Проблемный" тон дискуссии задавал Юрий Тарасов, решающий у себя на предприятии задачи внедрения систем автоматизации производства. В своем выступлении он отметил главные трудности, с которыми ему приходится сталкиваться не только при автоматизации производственных процессов, но и при внедрении ИТ на предприятии в целом. Прежде всего он напомнил о концепции CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support), объединяющей принципы и технологии информационной поддержки жизненного цикла продукции на всех его стадиях и основанной на использовании интегрированной информационной среды. Главный принцип концепции таков: информация, однажды возникшая на каком-либо этапе жизненного цикла продукта, сохраняется в едином информационном пространстве и становится доступной всем участникам этого и других этапов в соответствии с имеющимися у них правами пользования этой информацией.

Однако реализация этой востребованной концепции на предприятиях отрасли сопряжена с рядом трудностей, многие из которых обсуждаются уже довольно давно.

Во-первых, это отсутствие на предприятиях четкой ИТ-стратегии. Многие ИТ-директора развивают информационные технологии у себя в компании, никак не увязывая их с потребностями бизнеса. Непонимание особенностей бизнеса айтишниками и, наоборот, непонимание представителями бизнеса возможностей ИТ приводит к разрыву представлений, который нельзя ликвидировать без изменения менталитета людей. Сюда же накладывается и организационная составляющая - отсутствие эффективной системы управления ИТ, а также еще одна тесно связанная проблема, на которую обращается внимание и в библиотеке ITIL, - отсутствие поддержки и понимания со стороны топ-менеджеров компаний.

Следующая проблема является наследием прежних подходов к АСУП - это так называемая "лоскутная" автоматизация. Так, в "Белоне" существовало около сорока "самописных" разработок, плохо стыкующихся между собой.    

Необходимо довести

до сознания топ-менеджеров,

что ИТ являются стратегическим ресурсом, который должен финансироваться

не по остаточному принципу.

Одна из самых серьезных проблем, с которой приходится сталкиваться повсеместно, - дефицит квалифицированных кадров, глубоко понимающих ИТ.

Отсутствие единого информационного пространства остро сказывается на территориально распределенных предприятиях, страдающих от недостатка культуры телекоммуникаций.

И последней насущной проблемой является отсутствие стандартизации в области ИТ.

Юрий Тарасов обозначил круг задач, которые необходимо решить в первую очередь, чтобы обеспечить эффективное внедрение ИТ на производстве. Прежде всего, на его взгляд, необходимо довести до сознания топ-менеджеров компаний тезис о том, что ИТ являются стратегическим ресурсом, который должен финансироваться не по остаточному принципу. В автоматизации следует придерживаться комплексного подхода, включающего интегрированное создание систем всех трех уровней автоматизации - АСУ ТП, MES и ERP.

Ключевая задача, выходящая на государственный уровень, - это подготовка ИТ-специалистов нового поколения. Не электронщиков или программистов, а менеджеров, способных оценить ситуацию на предприятии и принимать конкретные комплексные решения, направленные на улучшение ситуации в бизнесе. Парадокс заключается в том, что технических специалистов достаточно, не хватает людей, которые могли бы реализовывать ИТ-проекты, обладая видением всей системы целиком. Для этого придется изменить программу подготовки и специализацию выпускников и привести их в соответствие с требованиями рынка и постоянно изменяющейся ситуацией в сфере информационных систем. Решить эту задачу можно лишь на основе взаимодействия учебных заведений, бизнеса и государства.

Дискуссию поддержал представитель вузовской науки Дмитрий Шехерев. Он обратил внимание на то, что ситуация с изменением программ подготовки кадров упирается в существование жестких государственных стандартов, которым должны отвечать учебные программы. В ряде случаев они излишне регламентируют вуз по содержанию учебного плана. Безусловно, стандартизация требуется, чтобы небольшие и региональные учебные заведения знали, на что им ориентироваться, но должна быть и большая степень свободы в этих стандартах, предоставляющая возможность самому вузу решать, какие именно специализации и магистерские программы в рамках государственно обеспеченных часов ему продвигать.

Другой момент, на который обратил внимание выступавший, связан с тем, что в нашей стране сложилась уникальная ситуация, когда бизнесу, желающему вложить деньги в образование, не предоставляется никаких налоговых льгот, и даже если предприятие хочет дать деньги на образование, вузу их очень непросто взять. Эта проблема может быть решена только на государственном уровне. Во всем остальном вузы с предприятиями сумеют договориться, поскольку большинство серьезных учебных заведений, которые в состоянии подготовить хороших специалистов для производства, с этим производством тесно связаны: преподаватели не берут взятки, а работают по хоздоговорам.