МНЕНИЯ

    

Планы "ГВЦ Энергетики" стать к 2008 г. крупнейшим не только в электроэнергетике, но и во всей стране сервис-провайдером ИТ-услуг (ИТ-СП), с одной стороны, имеют под собой серьезные основания, а с другой - вызывают целый ряд вопросов.

Проект трансформации этой компании во внешнего поставщика услуг коллективного пользования для организаций, входящих сейчас в РАО ЕЭС (в частности, ФСК "ЕЭС России", СО-ЦДУ, ГидроОГК и др.), стартовал еще в 2004 г. Идея такой трансформации лежит в русле лучшей мировой бизнес-практики, предусматривающей привлечение внешних провайдеров ИТ-услуг (External Service Provider - ESP) для аутсорсинга центров коллективного обслуживания (Shared Service Centers) предприятий, входящих в крупные холдинги (среди которых немалую часть составляют госструктуры).

Еще на проходившей пять лет назад в Бостоне конференции Hammer Conference on Shared Services Centers отмечалось, что для крупнейших компаний мира есть лишь один магистральный путь сокращения издержек, повышения продуктивности и стандартизации ИТ-аспектов бизнеса, а именно - переход на модель Shared Service Centers. Уже тогда были известны случаи, когда переход на такую модель приводил к годовой экономии сотен миллионов долларов (в качестве примера здесь можно вспомнить опыт НР или Ahold USA, о котором говорилось в исследовании Gartner "Shared Services Centers: Is Outsourcing the Next Step?").

С тех пор практика перехода на модель центров коллективного обслуживания с передачей их на аутсорсинг внешним ИТ-СП стала в развитых странах практически стандартом де-факто. Создана даже ассоциация Shared Services Business Process Outcoursing Association (SBPOA). Единственный вопрос, окончательного ответа на который пока найти не удается, - кому лучше передавать на аутсорсинг коллективные услуги: чужому ИТ-СП или же своему (сформированному и выделенному из собственной ИТ-службы)? Собственные выделенные компании называются кэптивными ИТ-СП (Captive IT-Service Providers), и именно таким кэптивным ИТ-СП является "ГВЦ Энергетики".

Сегодня в мире уже существует множество успешных кэптивных ИТ-СП. Например, T-Systems, NTT Data, Siemens Business Services, Lufthansa Systems, являющиеся дочерними компаниями соответственно Deutsche Telekom, NTT Corp., Siemens AG, Lufthansa и др. Однако среди мировых энергетических компаний большей частью наблюдается иное: предоставление коллективных услуг передается на аутсорсинг стороннему ИТ-СП. Так, TXU Energi привлекла для этих целей Capgemini; американский гигант NiSource работает с IBM Global Services, а Energias de Portugal - с LogicaCMG.

Причина привлечения "чужих" ИТ-СП, по мнению многих экспертов, заключается в том, что мало выделить свою компанию в самостоятельный ИТ-СП, нужно еще, чтобы она научилась работать на открытом рынке, применяя современные методы аутсорсинга. Чтобы добиться успеха, работая в таких условиях, считают в SBPOA, проще всего привлечь к сотрудничеству кого-либо из маститых аутсорсеров. Именно так поступают многие западные энергетические компании.

Один из недавних подобных проектов - это аутсорсинговое соглашение на сумму 1,6 млрд. долл., заключенное между американским гигантом NiSource и IBM Global Services, по которому 572 сотрудника ИТ-подразделений NiSource переходят на работу в IBM Global Services, а 445 человек вообще теряют работу. И хотя выходные пособия для увольняемых оцениваются NiSource в 35 млн. долл. и примерно в такую же сумму ей обойдется реструктуризация бизнеса для проведения сделки, компания осознанно идет на этот шаг, считая, что оно того стоит.

Аналогичный план не так давно обсуждался и в "ГВЦ Энергетики". В качестве партнера для создания аутсорсинговой компании по предоставлению услуг коллективного пользования рассматривалась та же IBM Global Services. По этому поводу было сломано немало копий. Однако, судя по всему, теперь от совместного проекта с IBM решили отказаться. Причин тому может быть сколько угодно. Например, необходимость сокращения в результате аутсорсинговой сделки (по аналогии со сделкой NiSource) половины персонала "ГВЦ Энергетики" или даже всего ИТ-персонала РАО ЕЭС.

Сумеет ли кэптивная реинкарнация "ГВЦ Энергетики", не опираясь на лучший мировой опыт искушенного в вопросах аутсорсинга партнера, обеспечить достойный уровень услуг коллективного пользования для организаций, входящих в РАО ЕЭС, покажет время. Сейчас же можно прогнозировать одно - сделать это в одиночку в обозримые сроки "ГВЦ Энергетики" будет очень непросто, если вообще реально. Ну а говорить о возможностях превращения ГВЦ к 2008 г. в крупнейшего российского ИТ-СП, на мой взгляд, вообще преждевременно. Тем не менее принятое 7 сентября правлением РАО "ЕЭС России" решение означает переход в новую фазу одного из важных процессов, который будет иметь определенные последствия как для российского ИТ-рынка, так и для трансформации бизнеса крупнейших госмонополий.