АНАЛИТИКА
Как свидетельствуют данные компании IDC, продажи сотовых терминалов для GSM-сетей подошли к статистическому "плато" - насыщение рынка в России практически состоялось. За три месяца II квартала 2006 г. отмечена легкая коррекция рынка: продано 7,12 млн. телефонов, что на 8,8% меньше, чем во II квартале 2005-го. Поскольку "мобилизованными" оказались практически все жители страны, единственное, что остается производителям в дальнейшем, это играть на рынке замены одних сотовых терминалов другими, более новыми.
Скорее всего, убеждать пользователей сменить свой абонентский терминал на новую модель производители намерены, предлагая аппараты с развитыми мультимедийными возможностями, расширенным набором дополнительных функций, красивыми цветными дисплеями, сочетанием нескольких устройств в одном (к примеру, с добавленными к телефону функциями mp3-плейера, хорошего цифрового фотоаппарата с мощной камерой, игровой приставки и т. д.). Вместе с общим увеличением привлекательности и функциональности подобных устройств такие меры, безусловно, приведут к повышению средней цены мобильников. Это подтверждается фактами: по данным ежеквартальной сводки Russian Quarterly Mobile Phone Tracker, можно отметить, что данный показатель на российском рынке вырос со 174,9 долл. в I квартале нынешнего года до 181,8 долл. во II квартале.
Особенно быстро, по мнению IDC, растут продажи крайне дешевых телефонов (по розничной цене меньше 80 долл.) и аппаратов бизнес-класса (200 долл. и больше). Именно к этим двум ценовым категориям в IDC относят более половины всех проданных во II квартале 2006 г. трубок. Растет и сегмент дорогих новинок (300-450 долл. за штуку), который занимает 15% рынка. Сюда относятся модели, предназначенные для современной молодежи, насыщенные дорогостоящими электронными функциями по принципу "все в одном".
В группе лидеров рынка во II квартале существенных изменений не произошло. Первое место по объемам продаж (версия IDC) по-прежнему занимает Nokia, на втором - Samsung, за ней следуют Motorola и BenQ-Siemens, доля которой несколько уменьшилась. Sony Ericsson, сконцентрировавшись на довольно дорогом сегменте мультимедийных терминалов, замыкает ведущую группу. В полном согласии с универсальными законами торговли первая пятерка поставщиков суммарно обеспечивает 88,2% рынка, а небольшие компании, как и прежде, теряют позиции. При этом все более важным для успешных продаж становится умение производителей договариваться с крупными игроками розничного рынка, такими, как "Евросеть", "Связной", "Цифроград", Dixis, Divizion. "Большая пятерка" торговых сетей по продаже цифровой техники в условиях насыщенного рынка вполне может рассчитывать на увеличение своих комиссионных за выгодные места на полках торговых павильонов.
Доли основных поставщиков в продажах
мобильных терминалов, II квартал 2006 г., % рынка
По долгосрочным прогнозами IDC, дальнейшее падение темпов роста российского рынка мобильных телефонов во втором полугодии продолжится: итоговые цифры за 2006-й могут оказаться почти на 9% ниже прошлогодних. Дело в том, что "подкосил" продажи предшествующий взрывообразный рост рынка. Этот период для операторов мобильной связи уже закончился, и можно ожидать, что объемы новых закупок терминалов будут сокращаться. Поскольку абонентские базы в области мобильной связи в общем и целом уже сформированы, то будущее рынка мобильных телефонов, видимо, за операторскими проектами по дотационной поддержке сотовых терминалов для четко определенных целевых групп.
Скорее всего в 2007 г. отечественные операторы связи наконец осознают, что как для развертывания сетей нового поколения, так и для увеличения спроса на дополнительные услуги необходимо снижать цену "входного билета" для массового абонента. Результатом станут масштабные закупки терминалов под конкретный заказ у сторонних производителей, причем это будут модели с четко определенным функционалом, состав которого определит сам оператор. Правда, к примеру, опыты МТС в выпуске телефонов для своих пользователей дважды потерпели неудачу, поскольку дотации на терминалы не предусматривались и те относились к самому дешевому сегменту со стоимостью телефонов меньше 100 долл. Более эффективен в этом плане опыт продаж в рамках проекта "Вымпелкома" под названием "Интуиция" (терминал от Samsung относился к среднему классу с ценой порядка 380 долл.), хотя оператор и не дотировал сотовый телефон, но подход изначально был правильным: пользователю предлагался телефон среднего уровня с развитыми коммуникационными возможностями, специальным тарифом и, что самое главное, уже встроенным Java-клиентом для быстрой работы с информационно-развлекательными сервисами именно этого оператора.
Продажи мобильных телефонов по ценовым сегментам, II квартал 2006 г.
Один из возможных и, на наш взгляд, наиболее разумных вариантов развития состоит в сосредоточении операторов на заказе крупных партий терминалов бизнес-класса для наиболее "продвинутой" платежеспособной категории своих абонентов и корректировке соответствующих тарифных планов. Скорее всего первым в этом процессе будет оператор "СкайЛинк", уже нынешней осенью обещающий запустить в продажу новый терминал Ubiquam, который будет функционировать в двух стандартах (GSM и CDMA), что снимет проблемы роуминга для пользователей этой сети мобильной связи.
А вот вероятность того, что будущий рост рынка спровоцируют супердешевые терминалы стоимостью меньше 80 долл., крайне мала: это сейчас в пятерку наиболее популярных моделей неизменно входят недорогие Nokia 1100 и Motorola C115, но с повышением средней цены терминалов и усилением доминирования рынка замещения этот сегмент, занимающий сейчас 21% рынка, свои позиции безусловно потеряет.