BPM

Минувшей весной фирма ЛАНИТ (www.lanit.ru), эксклюзивный дистрибьютор решений компании Hyperion Solutions, представила российским заказчикам новую аналитическую платформу Hyperion System 9 (см. PC Week/RE, N 14/2006, с. 10). Не прошло и полугода, и вот на прошедшей в середине октября конференции по актуальным вопросам финансового управления и практике внедрения систем Business Performance Management (BPM), организованной ЛАНИТом, прозвучало сообщение о первом внедрении системы, базирующейся на указанной платформе, на российско-французском предприятии "Автофрамос".

Если прежде на "Автофрамосе", занимающемся производством и реализацией в нашей стране автомобилей Renault, бюджетирование осуществлялось с помощью Excel, а своевременное получение достоверной управленческой отчетности затруднялось наличием множества разнородных источников данных и отсутствием единых справочников, то сегодня, как рассказала менеджер по консолидированному управленческому учету "Автофрамоса" Елена Рулева, отчетные показатели легко детализируются до уровня бухгалтерской проводки или центра затрат. Появились возможности сценарного и версионного анализа деятельности компании. Для передачи финансовой отчетности в головной офис отечественный план счетов автоматически отображается на план, соответствующий французскому законодательству.

Алан Бланк: “Мы хотели бы наращивать

 свои ресурсы в вашей стране”

Хотя это был единственный доклад, сделанный заказчиком, все остальные выступления тоже имели сугубо практическую направленность и, к счастью, не сводились к перечислению функциональных возможностей продуктов Hyperion. По мнению директора департамента ЛАНИТа по системам управления эффективностью бизнеса Александра Родионова, большая часть проблем успешного использования BPM-решений носит не технологический, а методологический характер. "О каком управлении может идти речь, - спрашивает он, - если отчетность руководству поступает через полтора месяца после закрытия отчетного периода, прибыль в разных филиалах считается по-разному, показатели KPI в каждом подразделении вычисляются по своей формуле?"

С чего же начинать? Как считает г-н Родионов, нужно прежде всего разобраться с парком эксплуатируемых бизнес-приложений и безжалостно избавиться от тех из них, что не соответствуют общепринятым стандартам и не поддерживаются в должной мере разработчиками (заказные и самописные программы). Следующим шагом должно стать внедрение системы нормативно-справочной информации. В ЛАНИТе убеждены, что контуры управленческого учета и бухгалтерского учета по российским стандартам должны быть разделены, а работу в этих контурах необходимо вести параллельно.

О методологических проблемах бюджетного планирования и возможных путях их решения рассказал директор департамента управленческого и информационно-технологического консалтинга ЛАНИТа Дмитрий Хомаза. После того как утверждены годовой и месячные бюджеты, предприятие, казалось бы, должно прикладывать все силы для их исполнения. Однако спустя какое-то время бюджет на очередной месяц, как правило, приходится корректировать. Причины бывают разные: меняются стратегические установки или внешние условия, появляются новые заказчики и неотложные проекты. После каждой такой корректировки месячные бюджеты становятся все менее связанными с годовым, а следовательно, и со стратегическими целями, лежащими в его основе. Сопоставление фактических показателей с плановыми в этих условиях постепенно теряет особый смысл, поскольку всем уже очевидно, что исходный годовой бюджет выполнен не будет.

Специалисты ЛАНИТа считают, что после каждой корректировки месячного плана необходимо делать ревизию годового бюджета и проверять прогноз его исполнения. Для этого предлагается параметризовать годовой бюджет. Иными словами, некоторые внешние по отношению к предприятию факторы (цены на сырье, состояние конкурентной среды, валютный курс) должны задаваться в виде варьируемых параметров. Очевидно, что для реализации такого подхода требуется достаточно мощное BPM-решение. Более того, оно должно уметь взаимодействовать с ERP-системой, поскольку показатели скорректированного бюджета будут играть роль ограничений, учитываемых алгоритмами планирования ресурсов.

О том, что само понятие эффективности предприятия тесно связано с выбранной им стратегией развития, напомнил руководитель практики Balanced Scorecard (BSC) ЛАНИТа Артем Бойко. В состав платформы Hyperion System 9 входит средство стратегического управления Hyperion Performance Scorecard, которое нашло применение в российской компании "Вимм-Билль-Данн". Как утвеждает г-н Бойко, проект в этой компании - вообще одно из первых в мире (и уж точно первое в России) внедрение всего комплекса BPM-решений Hyperion. Бюджетирование там осуществляется с помощью Hyperion Planning, моделирование и функционально-стоимостный анализ - посредством Hyperion Business Modeling, а для консолидации финансовой отчетности служит Hyperion Financial Management. В компании развернута также технологическая BI-платформа Hyperion.

Нужно разобраться с парком эксплуатируемых бизнес-приложений и безжалостно избавиться от тех из них, что не соответствуют общепринятым стандартам и не поддерживаются в должной мере разработчиками.

 

Конференцию посетил вице-президент Hyperion Solutions по региону EMEA Алан Бланк. В своем кратком выступлении он, в частности, заявил: "Некоторые из вас спрашивают, почему я здесь? Сейчас время роста, время новых возможностей, и это чувствуется в России больше, чем где-либо еще". Напомним, что у Hyperion в нашей стране только один партнер - компания ЛАНИТ, выполняющая по существу функции ее представительства у нас и в государствах, входящих в СНГ. Пытаясь прояснить глубинный смысл приведенной выше фразы, я спросил у г-на Бланка, не планируется ли расширение партнерской сети Hyperion в России. Отвечая на этот вопрос, вице-президент Hyperion по сути не сказал ни да, ни нет. Он констатировал лишь, что в 26 странах компания имеет свои офисы, а в остальных у нее есть и отдельные, представленные в единственном числе партнеры (например, в ряде стран Восточной Европы и в России), и партнерские сети.

Работой ЛАНИТа в Hyperion очень довольны. Все тем не менее определяется зрелостью местного рынка и потенциалом его роста. А возможности роста, в свою очередь, зависят от спроса (он-то в России велик) и ресурсов для его удовлетворения. "Мы хотели бы наращивать эти ресурсы в вашей стране", - довольно загадочно завершил свой ответ Алан Бланк.

В ЛАНИТе, как пояснил директор отделения систем управления и консалтинга этой компании Владимир Грибов, не видят необходимости в создании собственной партнерской сети второго уровня, поскольку для выполнения проектов в регионах могут быть использованы филиалы и дочерние фирмы в России, на Украине и в Казахстане. Этими силами системы Hyperion уже внедрены сегодня на предприятиях более чем 50 заказчиков.