ИНТЕРВЬЮ

Васильев Валерий    

 

В Cisco Systems большие перемены. В начале октября компания объявила о стратегической активизации своей деятельности в потребительском сегменте рынка сетевых технологий. И если до сего дня ее корпоративный лозунг читался скорее как "разработка технологий", то теперь Cisco фокусируется на том, что же эти технологии могут дать каждому из нас.

В новой стратегии компьютерная сеть не должна рассматриваться как чисто техническое решение - отныне на первый план выдвигаются возможности обеспечивать общение людей. Согласимся: это принципиально иная корпоративная миссия. Наверное, поэтому к ребрендингу компания старается подойти без спешки, и только на переход с прежнего логотипа на обновленный по планам должно уйти около года (в течение переходного периода будут использоваться оба варианта).

Особый интерес в ответственный период корпоративной перестройки вызывает отношение в корпорации к наиболее успешным для нее направлениям. К таковым среди прочих руководство относит и телефонию, годовой рост которой в обороте компании на российском рынке вдвое превышает средний региональный показатель.

О том, как новое позиционирование бизнеса связано с развитием направления голосовых технологий, научному редактору PC Week/RE Валерию Васильеву рассказал Дональд Проктор, старший вице-президент Cisco Systems, возглавляющий группу этого направления в компании.

PC Week: На какие задачи Cisco, связанные с российским рынком, ориентирован ваш визит? Какова его программа?

Дональд Проктор: Сегодня мы сфокусировали свою деятельность на развивающихся рынках, в их число входит и Россия. Здесь активизировалась наша работа по направлению унифицированных коммуникаций. Мировой объем этого сектора достигает 24 млрд. долл., однако наша доля здесь заметно меньше, чем на сравнимом с ним рынке маршрутизаторов и коммутаторов. Мы постараемся изменить такое положение, используя в том числе и резервы развивающего российского рынка. Для нас также интересен местный спрос на решения для операторов связи и для среднего и малого бизнеса.

Дональд Проктор

PC Week: В Cisco вы возглавляете группу голосовых технологий [VTG]. Как вы сами отметили в своем докладе на конференции "CiscoExpo’2006", ваша компания вступает сегодня в новую стадию развития голосовых технологий, которая называется унифицированными коммуникациями [Cisco Unified Communication]. Как вы определяете эту стратегию применительно к рынку корпоративной и операторской голосовой связи?

Д. П.: Мы пытаемся расширить возможности Cisco в этой области по всей цепочке - от распределительного шкафа до конечного пользователя. Какой бы наш продукт ни взять - предназначенный для IP-телефонии, для унифицированных сообщений, для групповой работы или для call-центров, - все они нацелены на конечного пользователя, на расширение его возможностей. Задача в том, чтобы помочь компаниям повысить производительность труда сотрудников и адаптировать их бизнес-процессы к динамичным требованиям рынка. Взять, например, call-центры. В традиционном исполнении это дорогое удовольствие. Поэтому компании для сокращения расходов виртуализируют свои call-центры, распределяют их территориально, используя в том числе и глобальные ресурсы. Это не только способ экономить, но и возможность повысить качество обслуживания.

От идеи "три в одном" мы перешли к реализации сервиса "четыре в одном", представляющего собой конвергенцию голоса, видео, данных и мобильных услуг.

Эти наши новые решения можно реализовать как своими силами, так и с помощью провайдеров услуг. В мире сегодня широко распространяется предоставление управляемых услуг. В этом варианте обслуживания оборудование физически размещается у хостинг-провайдера, а услуга пользователю доставляется прямо на монитор. Поскольку услуги сегодня виртуализируются, строятся на базе ПО, не имеет значения, находятся ли они в сети сервис-провайдера или в сети самого потребителя услуги.

PC Week: Как вы определяете главные качественные характеристики этапов развития голосовых технологий от VoIP через IP-телефонию к конвергенции услуг?

Д. П.: Все эти этапы есть не что иное, как разные стадии той же конвергенции. Сначала состоялась конвергенция систем связи, затем - конвергенция услуг, а сегодня мы наблюдаем конвергенцию пользовательского интерфейса. По сути конвергенция поднимается на все более высокие уровни стека протоколов связи, и на каждом последующем этапе используются достижения предыдущего. Так, например, современные конвергентные услуги поставляются на основе конвергентной сети - результата предыдущей стадии развития конвергенции.

С каждым этапом ценность услуг для клиентов повышается: те из них, кто пользуется конвергентными приложениями, получают гораздо больше, чем те, кто получает только конвергентные каналы связи. И если в начале движения к конвергенции главным побудительным мотивом было сокращение расходов на связь (например, IP-телефония дешевле традиционной), то сегодня во главу угла поставлена возможность радикального изменения способов ведения бизнеса (чего требуют динамичные изменения рынка).

PC Week: Не приводит ли связанная с конвергенцией интеллектуализация услуг к их удорожанию для клиентов?

Д. П.: Давайте посмотрим, какое количество сетей сегодня реально работает в компаниях. Скажем, в отеле, где мы с вами сейчас находимся, их должно быть как минимум пять - это сеть передачи данных, сеть голосовой связи, сеть передачи видео, сеть обеспечения безопасности и сеть автоматизации обслуживания здания отеля [building automation]. Каждую из них нужно купить, развернуть и обслуживать. А теперь представим себе, что здесь появилась единая мультисервисная сеть, которая поддерживает все пять перечисленных функций. Экономия от такого объединения будет поразительной. Конечно, передача того же голоса накладывает высокие требования на качество связи в такой сети. Зато за счет выполнения требований к качеству сети для всех других приложений реализуется малое время отклика, высокая доступность, безопасность и т. д.

PC Week: Но вместе с тем требования конвергенции усложняют сеть и поднимают планку требований к квалификации обслуживающего персонала. В нашей стране сегодня дефицит квалифицированных ИТ-кадров, который, по данным IDC, к 2008 г. достигнет 60 тыс. специалистов. "Конвергенция" бизнеса и высшей школы в области подготовки инженерных кадров для ИТ-индустрии России постепенно помогает нам преодолевать нехватку персонала. Хотелось бы узнать о вашем опыте преподавательской деятельности в статусе приглашенного профессора в UC Berkeley Haas School of Business.

Д. П.: Действительно, для новых решений нужны высококвалифицированные специалисты. Но какова должна быть их подготовка? Сегодня классный специалист разительно отличается от своего коллеги, который был востребован лет десять назад.

Занятия со студентами приносят мне ощущение собственной полезности по двум причинам. Во-первых, я передаю молодым людям практические знания, которые им обязательно понадобятся, когда после выхода из стен университета они займутся практической работой и столкнутся с новейшими технологиями. А во-вторых, я сам учусь у молодежи, способной задавать поразительные вопросы. Например, недавно меня спросили о влиянии применения сетевых технологий в социальной сфере на бизнес-коммуникации. Мои дочери, я знаю, используют для общения чаты, форумы, блоги и т. п., но до этого разговора со студентами я совершенно не задумывался о том, как эти формы социальных коммуникаций влияют на бизнес. Зато после я несколько раз возвращался к этой теме, и сегодня мне думается, что где-то на горизонте поднимается новая технологическая волна. Она, возможно, приведет к возникновению самоорганизующихся форм сотрудничества людей. Ведь их предвестники, такие, например, как технологии онлайнового общения, передача мгновенных сообщений и электронная почта, уже эффективно используются в деловом сообществе.

Задача в том, чтобы помочь компаниям повысить производительность труда сотрудников и адаптировать их бизнес-процессы к динамичным требованиям рынка.

PC Week: Какая, на ваш взгляд, технологическая стратегия сменит интеллектуальные сети?

     Д. П.: Ну, возможно, это будут суперинтеллектуальные сети. Вообще-то сама идея интеллектуальной сети не столь уж и нова. Прогрессивные компании работают в этом направлении лет десять. По крайней мере у нас в Cisco так оно и есть. В этом направлении мы начали думать сразу, как только стали разрабатывать межсетевые экраны и решения для мультивещания. Но хотя концепцию интеллектуальных сетей нельзя назвать новой, уровень этой самой "интеллектуализации" за десять лет вырос существенно. Современные сети могут анализировать каждый пакет, просматривать его внутренние компоненты, определять, служебный он или принадлежит какому-то приложению, и на основании такого анализа принимать решение о его обработке. Сегодня сеть в состоянии повышать эффективность бизнес-приложений, распознавая приоритетные транзакции и организуя для них приоритетную обработку.

Интересна также эволюция сети как платформы для инноваций, наблюдаемая по мере того, как внедряются сервисно-ориентированные элементы. Последние два приобретения нашей группы VTG - покупка частных американских компаний Metreos и Audium - как раз нацелены на то, чтобы предоставить нашим клиентам удобные системы для разработки и интеграции приложений на базе сервисно-ориентированной архитектуры Cisco SONA.

PC Week: А какой смысл вы вкладывает в термин "интеллектуальная сеть"? Это маркетинговый ход разработчиков, стремящихся подогреть рынок, или технология со своими стандартами, устойчивыми лидерами и рискующими пионерами?

Д. П.: По-моему, за последние десять лет заметная часть функций уровня программных приложений, работающих в сети, перекочевала на сетевой уровень - к межсетевым экранам, многоадресной передаче, балансировке нагрузки сети, управлению трафиком и т. д. Пятнадцать лет назад, когда я был сетевым инженером, мне, для того чтобы организовать многоадресную передачу, пришлось бы строить оверлейную сеть с Unix-серверами. А сегодня сетевые функции, та же передача голоса по IP, выделяются в отдельные устройства. Традиционная телефонная сеть уступает место IP-сети, способной поддерживать необходимый уровень качества связи для передачи голоса. Такие функции телефонии, как установка, маршрутизация, переадресация, прекращение вызова, постановка вызова на удержание, конференц-связь и др., тоже становятся сетевыми.

PC Week: Как, на ваш взгляд, обстоят дела со стандартами в этой области? Удается ли лидерам технологии договариваться между собой, или каждый стремится доминировать, не обращая внимания на конкурентов и надеясь на то, что именно его решение станет стандартом де-факто?

Д. П.: Я думаю, что главные структурные рамки в этой области задают требования SOA - сервисно-ориентированной архитектуры. Это не стандарт, а парадигма, общий подход, целый портфель стандартов, определяющих совместимость и взаимодействие систем. Несмотря на то что у крупных вендоров есть свои версии SOA (у Microsoft это .NET, у IBM - WebSphere и т. п.), все они опираются на обеспечивающие совместимость общие протоколы. Для унификации коммуникаций мы используем такие стандартные протоколы, как SIP, SOAP, XML и т. д.

PC Week: И все же несмотря на наличие стандартов, работающих как "маяки", с какими "рифами" сталкиваются разработчики интеллектуальных сетей и их клиенты?

Д. П.: У большей части компаний, вступивших на путь построения конвергентных сетей, эти сети используются для поддержки критически важных приложений и сервисов, от которых зависит основной бизнес. Такие функции предприятия, как финансовый учет, связь с заказчиками и поставщиками, начисление зарплаты, давно уже используют сетевые технологии. Теперь сеть любой компании выглядит практически как операторская; она должна быть постоянно доступна для пользователей, а регламентные работы на ней можно проводить только в четко оговоренное ограниченное время.

PC Week: Не приведете ли вы примеры успешной реализации проектов построения интеллектуальных сетей и, что немаловажно, не разъясните ли нашим читателям, что явилось основой успеха в каждом случае?

Д. П.: Примеров предостаточно - как в крупном бизнесе, так и среди совсем небольших компаний. Так, в США кроме многих прочих клиентов мы работаем с маленькой фирмочкой, которой принадлежит несколько точек в метро, где продаются сандвичи. Совсем недавно я встречался с ее владельцем: некоторое время тому назад у него возникла проблема, связанная с развитием бизнеса.

Современные сети могут анализировать каждый пакет, просматривать его внутренние компоненты, определять, служебный он или принадлежит какому-то приложению, и на основании такого анализа принимать решение о его обработке.

Основную часть персонала, обслуживающего точки, составляют ребята в возрасте от шестнадцати до двадцати двух лет, у которых, как правило, нет опыта работы, да и образовательный уровень не на высоте. Чтобы добиться прогресса, владельцу нужно было решить кадровые проблемы. Ему приходилось практически все свое время тратить на объезд своих пяти магазинчиков, чтобы контролировать их работу. Это было хлопотно и непродуктивно. Вот он и решил вложиться в создание интеллектуальной конвергентной сети, которая включала бы в себя поддержку всех бизнес-процессов, связанных с продажей пирожков в метро.

В результате была реализована следующая схема. Когда сотрудник заступает на работу, он через IP-телефон отмечает начало своей смены. Если же он не зарегистрируется в нужное время, то система автоматически начнет обзвон работников по составленному заранее списку, чтобы найти ему замену.

Тот же телефон выдает в магазине звуковой сигнал, означающий, что в печь пора загружать хлеб. Выполнив эту операцию, работник должен ввести в систему через телефон соответствующий код. Если код в нужное время не вводится, на мобильный телефон хозяина выдается сообщение о нарушении бизнес-процесса в данной торговой точке. И так далее...

Когда владелец магазинов начинал эти усовершенствования, он не задумывался о том, какая технология ему понадобится. Идея использовать телефонную IP-систему возникла как один из возможных способов решения конкретных проблем клиента. Этот простой программно-технический продукт полностью решил проблему контроля рабочего процесса во всех точках быстрого питания нашего клиента. Рабочий алгоритм системы разработал сам заказчик, а программно ее реализовал один из наших бизнес-партнеров. Мы же предоставили платформу и все инструментальные средства разработки.

PC Week: Интеллектуальная сеть - это сеть услуг. За какие сервисы сегодня клиенты реально готовы платить деньги? Какая здесь складывается картина по отраслям и масштабам бизнеса?

Д. П.: Прежде всего это услуга мобильности в самом широком значении данного термина - не только в смысле подключения к корпоративной сети мобильных устройств, но и как предоставление услуги независимо от места размещения пользователя, то есть такой, которую сеть может обеспечивать как виртуализированный сервис. Надеюсь, что через год у меня будут основания сообщить, что и услуги учета присутствия на конкретных местах тоже приобретут ключевое значение.

Многие ИТ-директора сегодня проявляют заботу о безопасности. Поэтому я думаю, что видео как услуга, направленная на решение проблем такого рода, тоже приобретет популярность у компаний в ближайший год. Раньше если нужно было для этих целей внедрять видео, то для его обеспечения приходилось строить дорогую сеть. Сегодня мы готовы предоставить видео с высоким качеством (включая разрешение) по IP-сети. О чем бы мы ни говорили - об IP-телевидении или о более экзотической услуге телеприсутствия, - факт очевиден: видео в IP-сетях приобретает популярность.

Сеть любой компании должна быть постоянно доступна для пользователей, а регламентные работы на ней можно проводить только в четко оговоренное ограниченное время.

PC Week: Спасибо за беседу.