БРАУЗЕРЫ

В середине октября корпорация Microsoft выпустила давно ожидаемую новую версию своего Web-браузера - Internet Explorer 7. В настоящее время она представлена вариантом для Windows XP, но с выходом через пару месяцев Windows Vista будет доступна и для этой ОС. Значимость данного события для ИТ-рынка определяется тем, что речь идет о самом популярном Web-браузере, который в силу своего положения на рынке во многом определяет де-факто интернет-стандарты и потому оказывает существенное влияние на развитие Web-технологий в целом.

Кратко oхарактеризовать новшества нового интернет-проводника можно следующим образом: в нем реализован более удобный пользовательский интерфейс, обновлены средства поиска и работы с RSS-каналами, повышены безопасность и конфиденциальность, расширена поддержка платформенных технологий (в частности, AJAX). Подробно о новинках IE7 мы уже рассказывали на примере его второй бета-версии, вышедшей еще в начале нынешней весны (см. PC Week/RE, N 17/2006, c. 1). В августе Microsoft выпустила третью бета-версию, в которой, как и в нынешнем окончательном варианте, ничего принципиально нового уже не появилось.

В целом IE7 получил положительные отзывы от аналитиков, но в то же время ответ на вопрос, достаточно ли его новшеств для удержания лидирующих позиций на рынке браузеров, является совсем не однозначным. Тем более что как раз в течение 2006 г. новые версии своих продуктов выводят многие поставщики подобных программ (например, Firefox 2.0, Opera 9).

Одна из новых возможностей Internet Explorer 7 - просмотр нескольких сайтов в окне браузера

Как известно, Microsoft удалось вывести в лидеры свою программу в ходе драматичной борьбы с Netscape Navigator во второй половине 1990-х гг. Тогда за шесть лет корпорация выпустила семь (точнее, шесть с половиной) основных версий своего интернет-проводника, последняя, IE6, вышла ровно пять лет назад. После победы, за методы достижения которой Microsoft была вовлечена в целую череду судебных разбирательств по поводу нарушения антимонопольного законодательства, компания могла позволить себе расслабиться, тем более что доля IE на рынке продолжала расти. По данным исследовательской фирмы Janco Associates (www.e-janco.com/browser. htm), пик популярности IE пришелся на январь 2003-го - тогда его доля составляла 92,4%. Но с тех пор этот процент стал медленно, но верно снижаться: 84,0% (июль 2005 г.), потом 75,9% (июль 2006 г.). Конкурентами IE выступают браузеры преимущественно из лагеря Open Source, и наиболее опасный соперник - Firefox (разработка Mozilla.org), который за 2004-й смог повысить свое присутствие на рынке с нуля почти до 10%, и его доля продолжает расти - в прошедшем июле она составила 13,7%. Заметно прибавил и Netscape, повысив за последний год свой процент также практически с нуля до 5%.

Парадокс ситуации последних лет на рынке браузеров заключался в том, что IE, занимая положение, близкое к монопольному, фактически олицетворял собой отраслевой стандарт для клиентских Web-приложений. Имея такой статус, он мог позволить себе не очень спешить с применением новых технологий, за что подвергался регулярной критике со стороны Web-разработчиков. Конкурирующие программы также не могли "уходить" в технологический отрыв, понимая необходимость поддержки совместимости с IE. Но сейчас Web переживает переломный момент, связанный с реализацией целого ряда новых технологий (в первую очередь AJAX), и это может серьезно повлиять на расстановку сил в соответствующем сегменте.

Правда, можно вполне определенно сказать, что в пользу IE7 будет играть намечаемый уже через полгода выпуск Windows Vista с ее новыми возможностями, часть из которых станет доступна и из среды этого Web-браузера. Способствовать его распространению будет и то, что Microsoft намерена использовать интернет-механизмы Windows Update/Automatic Update для перехода пользователей с предыдущих версий IE. В то же время популярности конкурирующим Web-браузерам может добавить громкое летнее обещание Microsoft не чинить препятствий OEM-партнерам, которые будут вместе с предустановленными Windows на новые ПК записывать и приложения других разработчиков.

Но IE7 уже вышел на рынок, и мы теперь на практике сможем увидеть, как будет развиваться ситуация в сегменте Web-браузеров. А чтобы пользователю не оказаться в роли подопытного кролика, имеет смысл принять во внимание рекомендации специалистов исследовательской компании Forrester Research, которые они дали за неделю до официального выпуска IE7.

Главный совет таков: перед развертыванием нового браузера у конечных пользователей необходимо тщательно протестировать его на совместимость с ключевыми (line-of-business, LOB) бизнес-приложениями, используемыми конкретной организацией. Проблема тут заключается в том, что любой пользователь текущей версии Internet Explorer сможет ее обновить практически в автоматическом режиме, не обратив внимания на предупреждения об установке браузера. Но, как советуют в Forrester, убедившись в надежности IE7, лучше не затягивать с переходом на него: его новые возможности помогут пользователям в их повседневной работе на ПК.

Версия для печати