ТЕХНОЛОГИИ И БИЗНЕС
Когда год назад компания Dassault Systemes открыла представительство в нашей стране, она обещала первым делом заняться локализацией своих продуктов. И слово сдержала, по крайней мере в отношении своей флагманской системы CATIA. "Россия признана важным регионом для компании, поэтому мы сосредоточились на адаптации продуктов для местного рынка", - объяснил директор Dassault Systemes Russia Лоран Вальрофф на проходившем недавно в Москве PLM-Форуме.
По его словам, русификация последней версии системы CATIA V5 R17 уже завершена. Сейчас заканчивается ее тестирование, и в середине ноября она поступит зарегистрированным заказчикам. На руccкий язык переведен пользовательский интерфейс, подсказки и документация. Эту работу выполнила международная фирма, которая специализируется на данной деятельности. Кроме того, создана система настроек для поддержки российских стандартов. Г-н Вальрофф подчеркнул, что все последующие версии CATIA будут сразу выходить на русском.
Лидеры рынка PLM
Правда, пока переведены не все модули системы, а примерно 80% из них. Они включают функции, которые использует большинство заказчиков. Остальные модули менее востребованы, их применяют только опытные пользователи. Но компания не исключает возможности их последующей локализации. Такой подход практикуется и в других странах (Японии, Китае, Германии и т. д.).
В дальнейшем Dassault собирается русифицировать остальные продукты, входящие в пакет управления жизненным циклом изделий (Product Lifecycle Management, PLM), но пока не объявила очередность. Однако, судя по тому, что среди продуктов фирмы по популярности в нашей стране второе место после CATIA занимает система управления инженерными данными TeamCenter, следующей должна стать именно она.
Следует отметить, что CATIA и раньше выходила на русском языке, но тогда ее переводом партнеры Dassault занимались по собственной инициативе. Они довольны, что вендор взял данную заботу на себя. "Это позволит нам освободить людей, - сказал Алексей Липис, генеральный директор компании "Мебиус". - К тому же хорошо, что деятельность по локализации теперь будет не разовой, а систематической и коснется всех новых версий".
Бизнес в России и в мире
"За последний год наш бизнес в России вырос примерно на 35-40%", - сказал президент DS Russia Франсис Бернар, основатель и многолетний руководитель Dassault, который сейчас занимает пост советника исполнительного комитета компании, а также возглавляет московский офис. По его словам, до открытия представительства темпы роста были гораздо ниже. Как известно, учет национальных особенностей обычно способствует росту продаж программных продуктов. Поэтому в компании ожидают дальнейшего подъема бизнеса в нашей стране.
Г-н Бернар подчеркнул, что важный вклад в эти достижения внесли бизнес-партнеры - компании "Би Питрон", "Гетнет" и "Мебиус". Раньше они сотрудничали с отделением IBM PLM, а теперь перешли под крыло Dassault. Как объяснил г-н Бернар, традиционная дружба с Голубым гигантом продолжается. "Но IBM работает только с самыми крупными заказчиками, такими как Boeing, Airbus, холдинг "Сухой", и некоторыми другими, а остальными занимаются бизнес-партнеры, - сказал он. - За прошедший год мы наладили с ними совместную работу и теперь предоставляем непосредственную поддержку, как техническую, так и маркетинговую".
Партнеры положительно оценили помощь со стороны вендора. "Dassault помогает нам готовить предложения для российских предприятий, основанные на опыте, полученном при автоматизации лидеров мировой промышленности. Ведь это крупная фирма, имеющая дело с руководством предприятий, и нам очень полезна ее поддержка", - отметил Леонид Симхес, директор компании "Би Питрон".
С ним согласен Павел Голдовский, руководитель направления САПР компании "Гетнет Консалтинг": "Технические сотрудники представительства очень сильны, особенно по системe SmarTeam, и их советы бывают ценными". Однако он добавил, что иногда внимание вендора приводит к чрезмерному контролю с его стороны: "Например, зачастую мы сами лучше понимаем, что нужно нашему заказчику, чем Dassault, которая видит это через призму западного опыта. Ведь если заказчик уже принял решение, то не стоит предлагать ему что-то другое. Это вызывает у него недоумение и тормозит наш бизнес".
Франсис Бернар (слева) и Лоран Вальрофф
планируют расширять партнерскую
сеть и московский офис
Тем не менее в основном все довольны помощью французской компании. "Dassault участвует в разных международных проектах. Если в такой проект вовлечена российская организация, то компания передает ее своим партнерам. У нас уже есть такой пример", - рассказал Алексей Липис.
В самом деле, как подчеркнул Франсис Бернар, Dassault не выполняет прямых продаж, а действует только через партнеров. Поэтому для развития бизнеса в нашей стране компания планирует расширять партнерскую сеть. Но при этом, подчеркнул г-н Бернар, необходимо избежать конкуренции между будущими и нынешними партнерами, поэтому новые участники сети должны работать на не охваченной ранее территории. Параллельно с ростом бизнеса будет увеличиваться штат московского офиса, в котором сейчас трудится 15 человек.
Но, видимо, найти новых бизнес-партнеров нелегко, потому что их число не изменилось с прошлого года, хотя компания уже тогда собиралась его увеличить. Помимо перечисленных выше трех компаний у Dassault в России также есть академические партнеры - МГТУ им. Н. Э. Баумана и Самарский государственный аэрокосмический университет, а также партнеры по разработке - "Ледас" и "Тесис", и обучению - "Ледас", "Би Питрон" и "Гетнет".
Что касается бизнеса в глобальном масштабе, то здесь дела Dassault складываются неплохо: объем продаж растет, хотя и не так быстро, как у нас. В 2005-м оборот составил 944 млн. евро, что на 16% больше, чем в 2004-м. Для сравнения, весь рынок PLM за этот период увеличился на 12% (оценка аналитической фирмы Daratech). Таким образом, Dassault смогла продолжить наращивать свою долю.
Перемены на продуктовом фронте
Компания не только совершенствует свое традиционное ПО, но и выпускает новое, активно поглощая других игроков. Раньше ее интегрированный пакет PLM V5 включал систему автоматизации проектирования CATIA, среду моделирования производственных процессов Delmia и две программы управления инженерными данными - SmarTeam и Enovia. Теперь он пополнился дополнительными решениями.
Начиная с этого года бренд Enovia объединяет три системы: VPLM, SmarTeam и MatrixOne. Новинкой является последний продукт, полученный в начале этого года в результате покупки одноименной компании (см. PC Week/RE, N 8/2006, с. 34). Возникает естественный вопрос: зачем компании понадобились три системы для управления данными? "Они покрывают разные варианты коллективной работы", - пояснил Франсис Бернар. По его словам, первая ориентирована на предприятия со сложной продукцией, вторая - на заказчиков с более простыми изделиями, а третья - на клиентов со сложными бизнес-процессами и большим числом пользователей. И хотя между собой эти системы пока не интегрированы, их можно использовать одновременно, создавая комбинированное решение. В Dassault считают такой подход плодотворным. "Благодаря MatrixOne мы расширили охват отраслей", - отметил Франсис Бернар.
Второй новый продукт находится в стадии разработки. Это - программа Simulia, предназначенная для инженерных расчетов. Для ее создания Dassault в прошлом году купила компанию Abaqus, выпускающую одноименную систему (см. PC Week/RE, N 21/2005, с. 37). "Идея состоит в том, чтобы на основе Abaqus разработать ПО с открытой архитектурой, к которому можно будет подключать различные расчетные пакеты, являющиеся лучшими в своих областях", - рассказал Сергей Курсаков, генеральный директор компании "Тесис". Он объяснил такой подход переменами в области инженерного анализа: "Сейчас каждый из пакетов моделирует какой-то отдельный физический эффект - прочностной, гидродинамический, вибрационный и т. д. Но в реальной жизни все тесно связано. Поэтому каждое явление нужно рассматривать с разных сторон одновременно. Это - передовая технология многодисциплинарных расчетов, которая еще только начинает развиваться, но ей принадлежит будущее. Кроме того, время расчетов нужно минимизировать, чтобы инженер мог быстро проверить конструкцию и внести необходимые изменения в проект. Благодаря этому удастся значительно сократить общее время разработки изделия". На реализацию этих концепций и направлена система Simulia, которая должна появиться в будущем году.
Стремление Dassault расширить продуктовый пакет понятно. Сейчас рынок "тяжелых" САПР, к которым принадлежит CATIA, уже насыщен и почти не растет. Правда, в арсенале компании есть еще популярная САПР - SolidWorks, принадлежащая к среднему классу. Но, по словам Франсиса Бернара, хотя у нее высокая динамика продаж, ее вклад в доход невелик. Поэтому поставщик ищет простор для роста в других сегментах. По единодушным оценкам аналитиков, наиболее перспективными сейчас являются области управления инженерными данными и инженерных расчетов. Так что неудивительно, что французская компания развивает свой PLM-пакет именно в этих направлениях.
PLM в России: от теории к практике
Как известно, Dassault вместе со своим давним союзником IBM является основоположником и главным идеологом концепции управления жизненным циклом изделия - PLM. Об этом, впрочем, говорит и само название прошедшего мероприятия. Поэтому на каждом форуме речь обязательно заходит о преимуществах данной технологии.
По словам Франсиса Бернара, для реализации PLM недостаточно одного ПО, необходимы новые подходы к организации коллективного труда и внедрение передовых бизнес-процессов, охватывающих все этапы жизненного цикла изделия, от появления идеи до проектирования, проверки и производства. "Невозможно получить отдачу от PLM, если те, кто занимается производством, не будут участвовать в разработке, - подчеркнул основатель Dassault. - Кроме того, нужно наладить взаимодействие с партнерами и смежниками, чтобы вовлечь их в производственный процесс, а также охватить пользователей - их запросы нужно учитывать".
Поставщики активно пропагандируют идеи управления жизненным циклом изделий уже несколько лет, но предприятия не спешат перейти на новые рельсы, причем не только у нас, но и за рубежом. Не случайно, по оценкам аналитической компании IDC, на PLM-системы приходится около 25% от общего объема продаж САПР. В нашей стране этот показатель еще ниже - примерно 5%. Но по прогнозу IDC, по темпу роста сегмента PLM мы обгоняем Запад.
Видимо, отечественные предприятия, накопившие горы проектной документации, постепенно осознают необходимость управления этими данными. Такие сдвиги отметили и участники конференции. "Интерес к данным решениям растет, - констатировал Алексей Липис. - Если два-три года назад аббревиатура PLM ничего кроме раздражения у заказчиков не вызывала, то сейчас многие понимают, что это - полезная технология". По его мнению, такие перемены связаны с положительными результатами, полученными первопроходцами. Правда, полностью отказаться от "бумаги" им пока не удалось, но все равно внедрение PLM приносит высокий эффект, главным образом за счет упорядочивания процедур и процессов.
Отмеченная выше положительная динамика приводит к парадоксальной ситуации, которую отметил Давид Левин, генеральный директор новосибирской компании "Ледас": "В нашем бурно развивающемся индустриальном регионе появился явный спрос на PLM, а крупные вендоры этого фактически не замечают. Платоническими призывами к светлому будущему сегодня уже нельзя удовлетворить клиентов. При соответствующей поддержке многие из них готовы внедрять такие решения прямо сейчас". По его словам, необходимо развеять мифы, существующие вокруг PLM-систем вообще и продуктов Dassault в частности, которые утверждают, что это дорогие и сложные технологии: "Необходимо объяснить людям, что такие решения вполне доступны: в большинстве случаев, они включают оперативно внедряемые и быстро окупающиеся легкие конфигурации, их можно интегрировать в разнородную информационную среду, они локализованы и адаптированы, для них есть специалисты по внедрению и поддержке".
Таким образом, продвижение PLM в нашей стране постепенно переходит из теоретической плоскости в практическую. Это - отрадная тенденция, показывающая, что мы, хоть и с некоторым отставанием, все-таки движемся в русле мировых тенденций.