МНЕНИЯ

 

Новая редакция ФЦП "Э-Россия" стала доступной

В PC Week/RE, N 34/2006, с. 1 была опубликована статья, посвященная новой редакции ФЦП "Э-Россия" (www.pcweek.ru/?ID=615728), которая заканчивалась вопросом: "А был ли мальчик?", потому что длительное время после объявления текст этой редакции на сайтах правительства, Мининформсвязи и Минэкономразвития отсутствовал. Так вот теперь сообщаю, что "мальчик был": оказывается, он безо всякой помпы притулился на сайте Минэкономразвития, где отражаются все федеральные целевые программы (тексты, бюджеты, ход выполнения, результаты), на странице www.programs-gov.ru/npd/pp502.htm, и имеет следующее имя - Постановление Правительства РФ "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002-2010 годы)"" от 15 августа 2006 г., N 502.

Сопоставление некоторых важных для налогоплательщиков полей паспортов старой и новой редакций ФЦП "Э-Россия"

Параметр программы

ФЦП образца 2002 г.

ФЦП образца 2006 г.

Государственный заказчик - координатор программы  

Мининформсвязи РФ

Основные разработчики программы  

Мининформсвязи и Минэкономразвития РФ

Цели программы  

1. Повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет:

- внедрения и массового распространения ИКТ;

- обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

- расширения подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей.

2. Создание условий для развития демократии за счет:

- внедрения и массового распространения ИКТ;

- обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

- расширения подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей.

1. Повышение качества и эффективности государственного управления на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти ИКТ.

2. Расширение возможности доступа граждан к информации для реализации своих конституционных прав, в том числе к сведениям о деятельности органов государственной власти, обеспечение непосредственного участия институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления.

3. Обеспечение защиты и безопасности данных, используемых для целей государственного управления, прав граждан на защиту персональных данных и реализацию их законных интересов при информационном взаимодействии с органами государственной власти.

4. Устранение дублирования сбора органами государственной власти данных, снижение издержек для населения и организаций, связанных с их предоставлением.

5. Повышение оперативности предоставления государственных услуг, требующих межведомственного взаимодействия, снижение числа обращений граждан и организаций в органы государственной власти и сокращение времени вынужденного ожидания, внедрение единых стандартов обслуживания населения, создание условий для предоставления государственных услуг по принципу "одного окна".

6. Совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти, повышение уровня подотчетности органов государственной власти гражданам.

7. Придание официального статуса электронным формам взаимодействия, обеспечение подлинности и достоверности информации в процессах электронного взаимодействия органов государственной власти между собой, а также с населением и организациями путем использования ЭЦП.

8. Повышение эффективности управления внедрением ИКТ в деятельность органов государственной власти.

9. Повышение уровня квалификации и профессиональной подготовки работников органов государственной власти в сфере использования ИКТ.

Задачи программы  

1. Совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере ИКТ.

2. Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования ИКТ.

3. Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования ИКТ.

4. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики.

5. Развитие системы подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей.

6. Содействие развитию независимых средств массовой информации посредством внедрения ИКТ.

7. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам.

8. Разработка и создание системы электронной торговли.

9. Формирование общественной поддержки выполнения мероприятий программы.

1. Формирование системы стандартов и методических рекомендаций по управлению внедрением ИКТ в государственное управление, разработке и внедрению государственных информационных систем.

2. Разработка стандартов, регламентирующих порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией в электронном виде между органами государственной власти и населением, а также контроля за использованием государственных информационных систем.

3. Обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия на основе внедрения системы межведомственного электронного документооборота, интеграции государственных информационных систем, предоставление регламентированного доступа к содержащимся в них данным и автоматизация процедур информационного обмена.

4. Развитие систем информационно-справочной поддержки населения по вопросам получения государственных услуг, внедрение электронных форм коммуникаций в процедуры предоставления государственных услуг населению и организациям.

5. Создание единой информационной системы планирования и контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации.

6. Внедрение информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства и Федерального Собрания РФ.

7. Разработка и тиражирование типового ПО поддержки выполнения основных функций органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

8. Разработка единых требований и программ повышения квалификации и профессиональной подготовки и переподготовки работников органов государственной власти в сфере использования ИКТ.

Сроки и этапы реализации программы  

2002-2010 гг.:

- I этап - 2002 г.;

- II этап - с 2003 по 2004 гг.;

- III этап - с 2005 по 2010 гг.

- I этап - с 2002 по 2006 гг.;

- II этап - с 2007 по 2010 гг.

в том числе стадии реализации II этапа:

- первая стадия - с 2007 по 2008 гг.;

- вторая стадия - с 2009 по 2010 гг.

Объемы, источники финансирования и направления расходов  

Всего на 2002-2010 гг.: 77 179,1 млн. руб., в том числе за счет федерального бюджета - 39 383 млн. руб.

Примечание: общий объем финансирования программы в 2002 - 2006 гг. составил 8657,9 млн. руб. (в ценах соответствующих лет)

Общий объем финансирования программы на 2002-2010 гг. составит 32 084,8 млн. руб. (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств федерального бюджета - 21 224,55 млн. руб.

Ожидаемые результаты реализации программы  

1. Повышение эффективности государственного управления и развитие экономики за счет активизации внедрения и повышения результативности использования ИКТ.

2. Создание условий для ускоренного развития конкурентоспособного производства товаров и услуг в сфере ИКТ, ориентированного на внутренний и внешний рынки.

3. Активное вовлечение граждан и хозяйствующих субъектов в использование ИКТ за счет снижения тарифов на услуги связи и подключение к общедоступным информационным системам.

4. Повышение информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления, эффективности их взаимодействия с гражданами и организациями, качества оказываемых им услуг.

5. Повышение качества образования за счет использования ИКТ.

6. Развитие независимых средств массовой информации посредством внедрения ИКТ.

1. Повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти на 10%.

2. Снижение затрат органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне на 25%.

3. Уменьшение административной нагрузки на граждан и организации, связанной с предоставлением в органы государственной власти необходимой информации, снижение количества вынужденных обращений граждан в органы государственной власти для получения государственных услуг и необходимого времени ожидания на 10%.

4. Обеспечение гарантированного уровня информационной открытости органов государственной власти, повышение уровня доверия и взаимодействия, сокращение затрат времени на реализацию гражданами Российской Федерации своих конституционных прав и обязанностей.

5. Повышение оперативности и качества принимаемых решений, сокращение изд.ержек на организацию административно-управленческих процессов в органах государственной власти.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. N 1244-р по поводу утверждения "Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года" (www. it-gov.ru/site.shtml?id=79) новая редакция ФЦП "Э-Россия" должна была появиться в IV квартале 2004 г. И вот не прошло и двух лет с даты истечения срока исполнения распоряжения, как 17 августа Мининформсвязи победно сообщило общественности в своем пресс-релизе об утверждении правительством новой редакции ФЦП и дало ей краткую характеристику.

Содержание новой редакции ФЦП было представлено по рассказам ее авторов в предыдущей статье на эту тему, и оно недалеко от истины, здесь же мы остановимся на различиях старой редакции (www.programs-gov.ru/cgi-bin/index.cgi? prg=134&year=2006) и новой, текст которой у нас уже на руках.

Во-первых, отметим, что новая редакция создана в новых условиях государственного планирования и бюджетирования. Если, скажем, в период разработки предыдущей редакции (конец прошлого - начало нового тысячелетия) горизонт планирования и бюджетирования исполнения федеральных программ составлял один год и был сметным, то сейчас действует скользящая система планирования и бюджетирования на три года. Более того, эта система ориентирована на результат. Последнее заставляет ведомства отойти от затратного планирования бюджета программы, сопровождаемого заклинаниями "углубить, расширить, повысить", и перейти на бюджетирование исходя из конечных результатов программы. Поэтому в последней редакции появились новые мотивы под названием "показатели результативности программы, которые должны быть достигнуты в ходе ее выполнения".

При старом бюджетном процессе каждый год в Думе происходили политические "торги" правительства с депутатами по бюджету на новый год, и суммы, выделяемые на федеральные программы, плавали (до последнего времени никогда реальный годовой бюджет ФЦП "Э-Россия" не превышал 25% от бюджета, прописанного в программе).

Конечно, годовой горизонт для проектов внедрения ИКТ очень мал, поэтому умные головы, сочинившие прежнюю программу, определили в ней девять направлений, а в каждом из них - мероприятия, общее число которых составило 89 (в новой редакции только 6 направлений, а в них суммарно 26 мероприятий). Такая тематическая грануляция проектов позволяла государственному координатору программы всегда подобрать смесь реализуемых проектов под выделенную сумму денег с учетом притязаний всех госзаказчиков программы. Это было бы невозможно, если бы в рамках программы создавалась одна большая система.

Теперь правительство определяет бюджет на три года скользящим образом, который корректируется по истечении года и продвигается вперед на один год. Однако годовой бюджет по-прежнему будет утверждаться в Думе, поэтому недофинансирование федеральных программ вполне возможно и в дальнейшем. Однако точность формулирования годового бюджета должна повыситься.

В таблице дано сопоставление некоторых важных для налогоплательщиков полей паспортов старой и новой редакций ФЦП "Э-Россия". Родовая травма - "углубить, расширить, повысить" - в новой редакции присутствует в полной мере, но уже встречаются и слова о результативности, электронных услугах, межведомственном взаимодействии и (!) "участии институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления". То есть уроки, преподанные Минэкономразвития всем ведомствам в предыдущие годы выполнения программы по части открытости и подотчетности ведомств гражданам (www.elrussia.ru), как бы усвоены; осталось их реализовать, чтобы, например, на сайте Мининформсвязи текст и презентация докладов министра, его заместителей и других ответственных сотрудников появлялись на следующий день после выступления, а также был создан сайт, отражающий конечные результаты выполнения проектов, финансируемых Мининформсвязи, и другие прелести информационной открытости типа стенограммы коллегии министерства.

Как наши руководители управляют своей отраслью, если они используют данные о ней ведущих мировых аналитических компаний в сфере информационных технологий?

Очень забавны в силу слабой проработанности приложения к ФЦП:

- N 1. "Основные целевые индикаторы и показатели результативности выполнения мероприятий федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" в 2007 - 2010 годах;

- N 8. "Показатели выполнения мероприятий федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", финансируемых в рамках государственных капитальных вложений, в 2007-2010 годах;

- N 9. "Методика оценки социально-экономической и бюджетной эффективности реализации мероприятий федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)".

По сравнению с этими приложениями Всемирный банк с его показателями социально-экономической эффективности выполнения программ просто "отдыхает" (www.worldbank.org/ wbi/sourcebook/sbxl06.htm, www. kar-dht.org/logframe.html), не говоря уже о современной международной методологии оценки программ (http://processconsulting. ru/about.shtml) и модели оценки эффективности программ внедрения ИКТ правительства США для электронного правительства (www.whitehouse.gov/ omb/egov/a-2-prm.html). Например, излюбленный прием Мининформсвязи - это сказать, что что-то улучшится на N %, но при этом не указать базу, от которой считается процент улучшения. Из следующего будет понятно, почему так делается.

Приложение N 9 - это просто откровение, если учитывать, как долго существует Мининформсвязи и его предыдущие "деривативы". За все это время так и не создана система государственного статистического мониторинга производства, импорта и применения ИКТ-продуктов и услуг в различных секторах народного хозяйства. Все, конечно, об этом знали, но никто в открытую не говорил: "Настоящей методикой предполагается, что ввиду отсутствия объективной статистической информации расчеты социально-экономического и бюджетного эффекта реализации Программы в 2007-2010 годах производятся исходя из данных, приведенных ведущими мировыми аналитическими компаниями в сфере информационных технологий, а также из опыта реализации Программы в предыдущие годы". Спрашивается, как же руководители управляют своей отраслью, если они используют данные о ней ведущих мировых аналитических компаний в сфере информационных технологий? Это подобно тому, что для пилотирования наших космических аппаратов использовались бы данные станций слежения ЕС или США.

Версия для печати