МНЕНИЯ

В октябре в некоторых СМИ (CNews, "КоммерсантЪ") появилась информация о том, что компания Rover Computers (www.rovercomputers.com), российский производитель ноутбуков, недовольна ценовой политикой Intel (www.intel.ru) в регионе EMEA и потому начала закупать мобильные процессоры в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (APAC).

Менеджер по маркетингу Rover Computers Лада Белан не видит особого конфликта в данной ситуации: "Мы отношений не рвали, не разводились, не пилили шкафы и не били посуду! Когда в APAC появлялись процессоры, стоимость которых была ниже, чем в EMEA, мы покупали их там, а если цены были приблизительно одинаковые, то здесь. А что тут такого: у капитализма, как известно, нет родины".

Генеральный директор Rover Computers Константин Купчик добавляет: "Статус OEM-партнера - вне зависимости от его местоположения - предполагает такие преимущества, как предоставление кредитной линии, гарантии поставок по согласованному графику, лучшие по сравнению с дистрибьютором цены, участие в маркетинговых программах, предоставление технической информации, сэмплов и проведение тренингов. К недостаткам этого статуса можно отнести: отсутствие stock protection и уменьшенные - по сравнению с дистрибьюторами - сроки гарантии. Другое дело - ODM-партнеры, максимальная концентрация которых и приходится на регион APAC. Эти компании работают по принципиально другим схемам и условиям".

Суть разногласий Rover Computers и Intel Константин Купчик видит в следующем: "Запрашивая в российском офисе Intel доступность цен на нужные нам процессоры - ровно те, что предлагаются на тот момент в Азии, - мы не получаем схожих предложений, а производство простаивать не может, рынок ждать не будет, да и вложения делаются не только в процессоры. Но конфликта-то, по большому счету, между нами никакого нет - обе стороны действуют по заведенным в своих компаниях правилам".

В то же время определенную озабоченность по поводу региональных различий в ценах на процессоры Intel высказывают некоторые отечественные производители компьютеров и дистрибьюторы.

Так, директор по маркетингу компании "Аквариус" (www.aq.ru) Андрей Кириян говорит: "Мы, как один из крупнейших ОЕМ-партнеров Intel в России, очень хорошо представляем ситуацию на рынке и имеем полную информацию обо всех предложениях по поставке процессоров как из Европы, так и из Азии. Действительно, цены на процессоры подвержены сезонным колебаниям, а также в значительной степени зависят от доступности товара на складе. В течение 2006 г., не говоря уже о предыдущих периодах, разница в цене на младшие процессоры Intel (семейство Celeron), поставляемые по официальным каналам и по каналам серого рынка, доходила до 30-40%, что, несмотря на лояльность партнеров Intel, делает невозможной закупку процессоров по официальному каналу. Любая компания - суть коммерческое предприятие, имеющее целью поддержание конкурентоспособности и получение прибыли. Учитывая, что цены на продукцию Intel действительно являются фиксированными, абсолютно непонятна разница в цене, доходящая до 40%. Российские производители становятся неконкурентоспособными по сравнению с азиатскими компаниями. Такие ситуации просто заставляют партнеров "изменять" Intel. Неприятно, что в ее штаб-квартире равнодушно относятся к сложившейся ситуации, так как компания придерживается принципа неконкуренции между различными подразделениями (т. е. ей не важно, на чью долю приходится больший объем продаж - европейского или азиатского офиса, все идет на благо корпорации). Но отечественным производителям от этого не легче. По нашему мнению, учитывая перспективность рынка, а также то, что Россия находится на стыке Европы и Азии (что дает возможность без особого труда делать закупки на любом из этих континентов), московскому представительству Intel следует повнимательнее отслеживать ситуацию и не только "мониторить" ее, а оказывать влияние на происходящее, отстаивать перед штаб-квартирой равные условия для всех регионов. Одно из возможных объяснений такого положения дел кроется в существовании специальных цен на процессоры для MNC (Multi-National Corporation). Очевидно, что, имея избыточные складские запасы для поддержания оборачиваемости складов на необходимом уровне, компании из региона APAC периодически производят распродажу процессоров с нулевой или даже с отрицательной прибылью. Подобные ситуации достаточно часты, и "Аквариус" постоянно получает предложения приобрести такие процессоры, в том числе и в Азии".

А вот что рассказал нам вице-президент по маркетингу компании "Марвел" (www.marvel.ru), директор направления "Комплектующие и периферия" Сергей Пацкевич: "На протяжении многих лет наблюдается картина, когда Intel сама устанавливает на свою продукцию цены, которые отличаются порой на десятки процентов в различных регионах мира. В нынешнем году, начиная с самого первого квартала, эта ситуация усугубилась. В марте дистрибьюторы Intel, работающие на территории России и других стран Европы, столкнулись с поставками процессоров из других регионов мира по ценам существенно более низким, чем та же самая продукция отпускалась этим вендором нам. Причем это касалось не только мобильных процессоров, но также и десктопных (Celeron и P4 различных моделей).

И при всем том именно данный производитель устанавливает очень жесткие (порой просто нереальные) планы не только с точки зрения закупок, а даже в большей степени с точки зрения "продаж". На протяжении последнего месяца каждого квартала все дистрибьюторы подвергаются жесткому прессингу со стороны различных сотрудников интеловской структуры, которые всеми возможными способами заставляют "продавать" (т. е. показывать в наших отчетах для Intel, что мы якобы уже продали данную продукцию) и выполнять квартальные планы по продажам. Но наступает первый месяц очередного квартала - и мы неожиданно получаем информацию о том, что цены на процессоры существенно снизились. При этом уже "проданный" (т. е. показанный в отчетах в Intel как проданный) товар еще находится на наших складах. В такой ситуации мы, дистрибьюторы, несем ощутимые потери.

Такая ситуация повторяется на протяжении многих лет практически в каждом из кварталов, но в нынешнем году она обострилась особенно. Неожиданные понижения цен лихорадят наш рынок на протяжении всего текущего года.

В еще худшей ситуации находятся OEM-партнеры Intel (крупные сборщики компьютеров), которые вообще не защищены от такого неожиданного понижения цен, если покупают процессоры у Intel напрямую там, где им "положено". Им, естественно, более выгодно в каждом конкретном случае покупать процессоры там, где они дешевле, а не там, где их предлагают по более высоким ценам сотрудники российского офиса, получающие бонусы за данные продажи.

Поэтому мне абсолютно понятна позиция Rover Computers - одного из крупнейших российских сборщиков. Действительно, именно в этом году разница в ценах для нашего региона по сравнению с Азиатским составляет порой десятки процентов. При нынешней обострившейся борьбе на рынке ноутбуков нашим производителям крайне сложно конкурировать с ведущими производителями из стран Азии (Acer, Asus и т. д.). Говорить в такой ситуации, что Intel поддерживает российских сборщиков ноутбуков, по меньшей мере некрасиво, и мы видим, как за последние годы российская сборка блокнотных ПК (которая несколько лет назад была на подъеме) постепенно умирает".

Позицию Intel озвучил директор пресс-службы корпорации в странах СНГ Всеволод Семенцов: "У любой российской компании - производителя компьютерной техники есть право выбирать тех партнеров, с кем данная компания хочет работать. Российский офис Intel никому не навязывает эксклюзивных условий и не препятствует контактам местных производителей с поставщиками из других регионов. Отпускные цены на продукцию Intel в партиях от 1000 штук открыто публикуются в пресс-релизах и на официальном сайте компании. Наша позиция однозначна: продукция Intel, поставляемая на территорию России как дистрибьюторами, так и ОЕМ-компаниями, должна ввозиться в страну с соблюдением законодательно принятых здесь процедур, включающих соответствующее таможенное оформление. Цены на продукцию Intel на российском рынке формируются в соответствии со всеми вытекающими из этого ценообразующими факторами, что берется в расчет заказчиками при принятии ими решения о закупках. Если российская ОЕМ-компания (равно как и компании с иным статусом) считает, что она получит конкурентное преимущество, если закупит продукцию Intel в другом регионе, включая регион Юго-Восточной Азии, - это ее право; более того, ее возможные действия не влекут за собой никаких "оргвыводов" со стороны Intel и тем более лишения компании каких бы то ни было положенных ее статусу преимуществ. Известны примеры, когда уважаемые отечественные производители компьютерной техники закупали весомую долю комплектующих на других рынках, и при этом их сотрудничество с российским офисом Intel ни в коей мере не страдало. Другой вопрос, что наш офис не несет ответственности за "сопровождение" продукции, закупленной в другом регионе (под "сопровождением" здесь понимается содействие в поставке данной партии продукции со стороны специально выделенного менеджера из российского офиса Intel, осуществляющего взаимодействие с ОЕМ-компанией, деятельность европейского офиса Intel в сфере прогнозирования спроса на данную продукцию на российском рынке и помощь в планировании поставок, разработке соответствующего графика и прочее). Но хочется подчеркнуть, что это является вполне логичным следствием общепринятой во всем мире бизнес-практики. Мы не предпринимаем никаких действий, выходящих за рамки контрактных условий, в полном объеме выполняя наши обязательства и оставляя на усмотрение компании-заказчика возможность использовать иные каналы поставок".