ОБМЕН ОПЫТОМ

Управление жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management, PLM) может повысить эффективность предприятия за счет оптимизации процессов разработки продукции, ускорения ее выпуска в продажу и упрощения утилизации.

Сложности производства клюшек для гольфа

Когда английский поэт Александр Поуп писал о "бессмертном источнике надежды", он, наверное, имел в виду игроков в гольф. Новая клюшка и набор мячей имеют для них огромное значение и трансформируются в желание постоянно обновлять экипировку.

Дэн Шухэйер, директор по проектированию американской компании Ping, выпускающей оборудование для этого вида спорта, говорит: "Всем игрокам в гольф присуща одна общая особенность. Они думают, что каждый следующий удар улучшит их игру. Поэтому нам приходится все время обновлять продукцию, использовать новейшие материалы и совершенствовать оборудование. Постоянный выпуск новых изделий очень важен как для получения компанией прибыли, так и для сохранения ею конкурентоспособности".

Продвигать такие товары без PLM

становится все сложнее

Ping и другие производители ощущают рост конкуренции на американском рынке оборудования для гольфа. Игры стали короче, чем раньше, новых полей для гольфа строят меньше, и продажи перестали расти. Такое развитие событий побудило фирму Ping пять лет назад заняться реализацией технологии управления жизненным циклом изделий. Следует отметить, что Ping производит клюшки и сумки, а на долю этой продукции приходится около трети всего американского рынка оборудования для гольфа объемом 5,8 млрд. долл.

По словам Шухэйера, технология PLM заинтересовала компанию, потому что она позволяет повысить эффективность автоматизированного проектирования, а точнее, расширить выпуск новых продуктов и сократить время их создания. Кроме того, Ping надеялась воспользоваться еще одним преимуществом PLM. "Нам понравилась идея организации базы знаний, облегчающей взаимодействие сотрудников и открывающей доступ к данным о продукции на всех этапах производственного процесса", - объяснил Шухэйер.

Это и есть самые главные достоинства технологии PLM, которую аналитическая компания AMR Research описывает как стратегический подход к созданию интеллектуального капитала компании, связанного с продукцией, и управлению этими данными на протяжении всего жизненного цикла изделия - от выработки концепции до утилизации. PLM пригодна для решения двух основных задач производственной компании - улучшения процессов разработки продукции и удовлетворения запросов покупателей за счет принятия более правильных решений благодаря своевременному доступу к информации. Сейчас эта технология, основу которой составляют системы автоматизации конструкторской деятельности (CAD) и управления инженерными данными (PDM), применяется в самых разных отраслях.

Реализация PLM позволила компании Ping значительно улучшить процессы разработки, техподготовки и производства, что особенно важно для ее корпоративной стратегии. "Хотя мы уделяем много внимания маркетингу, главное для нас - это качество и производительность, - сказал Шухэйер. - Мы гораздо больше ориентированы на технологии, чем некоторые наши конкуренты".

PLM облегчает взаимодействие между сотрудниками, а это просто необходимо для обеспечения единого дизайна новой серии продуктов. "Благодаря PLM-системе все, что создает одна группа дизайнеров, становится доступно остальным. К примеру, нам хотелось, чтобы все клюшки семейства G5 имели сходный внешний вид и расцветку. Новая система облегчила решение этой задачи", - отметил Шухэйер. Теперь вся информация о продукции - 3D-модели, спецификации, технологические маршруты и т. д. - находится в хранилище данных и дополнена связями с определенным изделием. Сотрудник отдела снабжения может использовать эти сведения для закупки материалов.

Ping после внедрения PLM увеличила число ежегодно выпускаемых новых продуктов с двух до четырнадцати и сократила время их создания с двух лет до девяти месяцев. То, чем инженер раньше занимался два месяца, теперь требует всего пяти дней. В результате за последние полгода компания продала больше дорогих клюшек, чем ее конкуренты, утверждают специалисты фирмы Golf Datatech, занимающейся исследованием рынка оборудования для гольфа.

PLM поможет ухаживать за

 такой клюшкой для гольфа

На следующем этапе, по словам Шухэйера, Ping намерена улучшить взаимодействие с поставщиками. Хотя компания уже давно использует PLM для внутренней деятельности, она по-прежнему применяет электронную почту и другие устаревшие методы при общении с партнерами. Но теперь появилась идея открыть им доступ к некоторым сведениям - например, к требованиям, предъявляемым к продуктам потребителями, - и тем самым подключить партнеров к процессу проектирования на самой ранней стадии. Более того, Шухэйер хочет, чтобы такая связь была двусторонней. Тогда у Ping будет возможность просматривать предложения поставщиков и работать вместе с ними в итерационном режиме. "Мы можем внести изменения в общий дизайн клюшки, а это потребует перемен в деталях, выпускаемых партнером", - объяснил Шухэйер. Он уверен, что с помощью PLM сможет объединить поставщиков.

Поставщикам товаров для отдыха отдыхать некогда

Компания Recreation Equipment Inc. (REI), специализирующаяся на изделиях для активного отдыха, искала способ увеличения продаж и сокращения времени создания новых продуктов без ухудшения их качества. В REI входят более 80 розничных магазинов и подразделение, занятое дизайном оборудования и швейных изделий, которые выпускаются под двумя торговыми марками: REI (спортивная одежда и товары общего назначения) и Novara (все для велосипедного спорта). При этом REI только разрабатывает модели, а их производство отдано на аутсорсинг.

Как рассказал Кевин Майетт, директор дизайнерского подразделения REI по НИОКР, компания еще до внедрения PLM прилагала немало усилий к тому, чтобы ее товары могли конкурировать с известными брендами: "Мы проводили исследования и использовали достижения науки для улучшения внешнего вида наших изделий, их продвижения и привлечения покупателей". Такая стратегия себя оправдывает. Годовой доход REI достигает 1 млрд. долл. И хотя около 80% оборота поступает от магазинов, выручка от дизайнерского отдела быстро растет, а доля в соответствующих сегментах рынка увеличивается.

Проблема состояла в организации слаженной работы различных отделов компании. Требовалось, чтобы отдельные группы - новых продуктов, НИОКР и тестирования - действовали согласованно. А между тем каждый такой коллектив хранил информацию в самых разных системах - PDM, CAD, электронной почте и т. д. Поэтому менеджеры, отвечающие за выпуск новых палаток, должны были сами передавать информацию командам, занятым их дизайном, выбором материалов, тестированием и т. д. В связи с этим было очень трудно найти сведения о товарах, например, какие в них используются молнии или ткани. Короче говоря, в компании отсутствовал общий инструмент для обмена данными о продукции.

"Нужно было что-то делать для решения этой проблемы, и мы стали внедрять PLM, - вспоминает Майетт. - Уже достигнуты серьезные результаты за счет реорганизации бизнес-процессов, и теперь идет систематизация этих изменений. Нам пришлось перейти на PLM, потому что иначе мы уже не могли повышать производительность труда".

По словам Майетта, главная сложность состояла в том, чтобы научить всех сотрудников - от дизайнеров и менеджеров по аутсорсингу до инженеров и техников-тестировщиков - коллективно работать на всех этапах создания продукта. Ведь раньше люди делились информацией только после завершения задания, а тут им надо было менять этот привычный стиль.

Для организации коллективного труда пришлось внести изменения в бизнес-процессы. Все группы, участвующие в выпуске продукции, теперь получают больше информации на более ранних этапах разработки. Например, при создании палатки выбор материалов, согласование логистических процедур с отделом тестирования и другие действия выполняются параллельно. "PLM-решение поддерживает связь между нашими группами и координацию их бизнес-процессов гораздо более эффективно, чем отдельные инструменты управления данными", - подчеркнул Майетт и выразил надежду, что благодаря переходу на технологию управления жизненным циклом изделий компания REI сможет выпускать больше новой продукции и расширить ее ассортимент без снижения качества и производительности.

REI выбрала систему Accelerator Series фирмы MatrixOne (которая сейчас принадлежит компании Dassault Systemes) из-за гибкости, позволяющей поддерживать производство любых товаров - от палаток до одежды. Внедрение технологии проходит гладко. После завершения пилотного проекта осенью прошлого года REI занялась реализацией системы в промышленном масштабе. Ввод отдельных подсистем в эксплуатацию идет в том же порядке, в каком выполняются бизнес-процессы компании: сначала разработка концепции и исследования, затем планирование новой линии продукции, составление накладных на материалы, подготовка спецификаций и т. д.

Однако Майетт считает, что компания еще не в полной мере использует возможности PLM: "Сейчас мы сосредоточились на том, чтобы технические условия и накладные на материалы стали абсолютно точными и их можно было легко найти. Это очень важно при производстве одежды. Но в будущем хочется с помощью PLM наладить более тесное взаимодействие с поставщиками. Сегодня мы в основном общаемся с ними по телефону, факсу и электронной почте".

В настоящее время основная проблема Майетта заключается в управлении проектом внедрения PLM и определении очередности реализуемых бизнес-процессов. При этом он планирует не только укрепить связь с поставщиками, но и заняться вопросами утилизации продукции. Тогда решение компании действительно охватит весь жизненный цикл продукции. "Нефть - это ограниченный ресурс, а многие наши изделия синтетические. Чем лучше мы сможем управлять процессами дизайна и разработки, тем больше сможем использовать материалов, которые подлежат переработке", - объяснил Майетт.

Пришла пора переходить на PLM

По мнению Марка Хэлперна, директора по исследованиям аналитической компании Gartner, у технологии PLM прекрасные перспективы: "Когда такие компании, как Ping, внедряют PLM и строят всеобъемлющие базы данных с достоверной информацией о продукции, они получают возможность использовать эти сведения более широко". В качестве примера он привел отдел маркетинга, который с помощью PLM получает доступ к характеристикам и изображениям продуктов, а затем применяет их для рекламных материалов. Кроме того, предприятия из промышленных отраслей могут вводить более точную и подробную информацию в инструкции по обслуживанию и руководства для пользователей. В частности, Ping сможет включить в онлайновые брошюры по уходу за клюшками динамические ссылки на упрощенные CAD-модели, снабженные указаниями по правилам чистки этого оборудования. Любые изменения в чертежах будут автоматически отражаться в брошюрах.

К сожалению, добиться такой интеграции процессов и компаний нелегко. Как отмечает Марк Дэк, директор консалтинговой фирмы PRTM, конечная цель внедрения PLM - создание единого источника информации, который охватывает все данные и интегрирует их. Часть таких сведений поступает от PLM-решения, другая - от поставщиков (например, описания компонентов), третья - от ERP-системы (в частности, нормативы), четвертая - от CRM-продукта (число обращений за гарантийным обслуживанием) и т. д. Дэк выразил надежду, что новые подходы к программированию, такие, как сервисно-ориентированная архитектура и разработка стандартов обмена информацией между PLM-продуктами, в будущем помогут предприятиям бороться с трудностями интеграции ПО.

Хотя Дэк считает, что мир ИТ быстро движется в сторону взаимодействия систем, многие производственные предприятия не могут ждать. Рост конкуренции, глобализация рынка, переменчивость вкусов потребителей и другие факторы вынуждают их внедрять PLM уже сейчас, так как иначе им не выжить.