ПРОЕКТЫ
Интегратор и разработчик по Bluedog помог американской федеральной комиссии по торговле модернизировать ИТ-системы
Длинный перечень обязанностей Федеральной комиссии по торговле (FTC) в числе прочих содержит такие пункты, как реагирование на жалобы обманутых покупателей и обращения в связи с хищением персональных данных, а также ведение реестра National Do Not Call Registry (Национального реестра абонентов телефонной связи, не желающих иметь дела с телемаркетингом). До недавних пор ИТ-системы ведомства обрабатывали эти типы заявлений порознь, не взаимодействуя между собой.
Но все изменилось после того, как компания Bluedog (Дублин, Ирландия), занятая системной интеграцией и разработкой ПО, помогла FTC реализовать сервисно-ориентированную архитектуру (SOA) и тем самым модернизировать ведомственную клиентскую информационную систему (Consumer Information System, CIS). Это обновление, стоившее 1,2 млн. долл., привнесло в приложение открытые стандарты и архитектуру на базе Web.
Компания Bluedog, имеющая репутацию "решателя проблем", присоединилась к проекту, когда он уже начался. "Нас пригласили, чтобы активизировать реализацию SOA. На первых порах этим занимался другой системный интегратор, но дело продвигалось из рук вон плохо, - рассказал Том Термини, управляющий директор американского подразделения Bluedog. - Нам достались неосвоенная часть бюджета и 90% работ".
По его признанию, проект оказался непростым. Хотя бюджет был вполне адекватным, сложность представляли серьезные временные ограничения и необходимость соединить множество разрозненных технологий. Поэтому Bluedog "бросила" на эту работу почти весь свой американский персонал.
По словам Термини, внедрение началось в августе прошлого года и завершилось в июне нынешнего, когда были развернуты дюжина Web-сервисов и шесть управляющих портлетов (программных компонентов портала).
До перехода на SOA ведомственная CIS представляла собой клиент-серверное приложение базы данных Oracle, находящееся в эксплуатации уже больше десяти лет. Архитектура SOA предполагает использование функций, называемых сервисами. Когда их вызывают, они взаимодействуют друг с другом, выполняя определенные процессы. Каждый сервис имеет свой интерфейс, и каждое взаимодействие является независимым.
Ранее применявшееся клиент-серверное приложение уже не справлялось с растущими нагрузками, вызванными быстрым увеличением числа пользователей. После перехода на архитектуру SOA система FTC стала масштабируемой, и теперь к ней может обращаться гораздо больше сотрудников, работающих в call-центрах или через Web. Кроме того, упростилось управление данными, появилась возможность доступа к ним из других организаций, а также возникли перспективы экономии благодаря наличию повторно используемых и основанных на стандартах компонентов.
"Когда мы решили перейти с клиент-серверной архитектуры на SOA, то поработали с парой интеграторов, чтобы понять, каким должен быть оптимальный вариант, - рассказал глава ИТ-служб FTC Стивен Уоррен. - Первый подрядчик помог нам прояснить направление деятельности и пути реструктуризации нашей инфраструктуры, а Bluedog собрала воедино все компоненты и реально доказала, что технология SOA у нас работает".
Коротко о проекте - Проблема. Устаревшее клиент-серверное приложение Федеральной комиссии по торговле перестало справляться с запросами быстро растущего числа пользователей. - Решение. Модернизация системы на базе архитектуры SOA. - Результат. Система стала масштабируемой, упростилось управление данными, появилась возможность доступа к системе из других организаций. - Бюджет. 1,2 млн. долл. - Продолжительность проекта. 10 месяцев, с августа 2005 г. по июнь 2006 г. |
В ногу со временем
Организация FTC была создана в 1914 г. для противодействия нечестным методам конкуренции в торговле. У этого правительственного учреждения есть давняя традиция защиты конкурентной рыночной среды, как для рядовых потребителей, так и для бизнеса. Со временем Конгресс принял ряд дополнительных законов, предоставивших FTC больше полномочий для предупреждения монопольных сговоров.
Исполнительным органом FTC является Управление защиты потребителей, конкуренции и экономики. Его работе помогают юридический департамент и семь региональных отделений.
Главное корпоративное приложение FTC - система CIS - управляет бизнес-процессами подразделения, обрабатывающего жалобы обманутых потребителей, данные реестра National Do Not Call Registry и заявления о кражах персональных данных. Всякий раз, когда частное лицо регистрирует свое предприятие, покупатель посылает жалобу об обмане или представитель правоохранительных органов обращается к данным системы, все запросы так или иначе поступают в CIS. Однако раньше отдельные подсистемы не были связаны друг с другом.
FTC решила перейти на SOA, чтобы обслуживать больше пользователей и упростить потребителям доступ через Web к процедурам обработки жалоб. По словам Термини, руководители этой организации понимали, что пришла пора обновить действующие в организации технологии: "Клиент-серверная архитектура не могла поддержать всех пользователей, которым нужно было обращаться к службам FTC. В call-центрах работает около 200 операторов, а еще 300 сотрудников комиссии обрабатывают покупательские жалобы, реестр National Do Not Call Registry и заявления о краже личных данных. Ежедневно через Web в комиссию приходит от 3000 до 5000 жалоб".
Представители Bluedog впервые побывали в FTC около двух лет назад во время работы над другим правительственным проектом. "Тогда мы трудились над созданием корпоративного портала для министерства юстиции, - вспоминает Термини. - Я встретился с главой ИТ-служб FTC, обеспокоенным тем, что переход на SOA затягивается".
К тому времени Bluedog стала использовать в своем бизнесе метод, который Термини назвал "мягким подходом". Знакомясь с потенциальными клиентами, представители компании как бы между прочим отмечали, что Bluedog специализируется на решении проблем. В случае с FTC это был решающий аргумент, и летом 2005-го Bluedog получила заказ на модернизацию системы CIS.
Компания взяла на вооружение свой опыт быстрой реализации экономически эффективных решений на базе Web. Работая в этом бизнесе с 1998 г., Bluedog имеет 12 штатных разработчиков в США и 20 специалистов в штаб-квартире в Дублине. Она специализируется на создании Web-сервисов на основе J2EE (Java 2 Platform, Enterprise Edition), портлетов и Web-приложений, обслуживая государственные учреждения, неправительственные и коммерческие организации.
Bluedog быстро наметила план внедрения проекта FTC: нужно было разработать логически согласованную платформу, поверх которой будут действовать распределенные приложения. К ноябрю 2005-го компания подготовила обоснование своей идеи, создав лабораторную модель рабочей среды, продемонстрировавшую заказчику, как будет реализована поставленная задача. Организовав эмуляцию используемых в FTC компьютеров Sun Microsystems под управлением Solaris, интегратор ввел в эту среду сервисы с Linux-приложениями.
"Мы узнали много нового о технологии SOA и ее реальных возможностях", - сказал Уоррен. Получив "зеленый свет" на продолжение незавершенной работы, Bluedog тем самым доказала свои преимущества перед другими ИТ-подрядчиками, с которыми имела дело FTC. Компания, в частности, уверила администраторов баз данных, что после перехода на сервисную архитектуру они не лишатся работы.
"У нас было немало конфликтов, но они не носили серьезного характера, и в конце концов все проблемы уладились", - сказал Термини, добавив, что его компания фактически вернула администраторам баз данных их основную обязанность, а сама сфокусировалась на реализации процессов.
FTC также одобрила результаты демонстрации возможностей SOA при работе с реестром National Do Not Call Registry. Они показали, что специалисты по телефонному маркетингу, которым до того приходилось обновлять содержимое реестра по ночам, смогут легко подключаться к новой системе, вводя телефонные номера и получая ответ в реальном времени.
После этого приступили к внедрению пилотного проекта. В рабочую группу вошли 11 человек: восемь от Bluedog и три - от FTC.
Преодолевая преграды
Хотя Bluedog удалось успешно решить две основные задачи - расширение инфраструктуры, завершенное в феврале 2006 г., и разработку около дюжины Web-сервисов, которые поочередно вводились в строй, компания столкнулась и с рядом проблем.
Во-первых, Bluedog получила от FTC не только общие рекомендации, но и целый набор ранее закупленных инфраструктурных продуктов. Главными среди них были Actional XML Security Gateway и Enterprise Service Bus (Sonic Software), Onyx Software (M2M Holdings), JRules (Ilog), WebObjects (Apple Computer) и Corporate Portal 5.0 (Plumtree).
О компании Bluedog - Штаб-квартира. Сильвер-Спринг (США) и Дублин (Ирландия). - Персонал. 12 штатных сотрудников в США и 20 в Дублине. - Стаж в бизнесе. 8 лет. - Годовой доход. 12,2 млн. долл. в 2005 г., 18 млн. долл. (прогноз) в 2006 г. - Веб-сайт. Bluedog.net. |
Вначале Bluedog не была уверена, что это оптимальный набор средств для порученной работы. "Нам не хотелось насильно втискивать эти продукты в проект", - пояснил Термини. Однако интегратор уже имел опыт работы с компаниями Sonic, Actional и Ilog и знал, что это решения корпоративного класса, способные удовлетворить запросы FTC.
Непростой оказалась и задача склонить на свою сторону сотрудников FTC, демонстрируя им концепцию системы.
Кроме того, несмотря на адекватный бюджет, проект был зажат в жесткие временные рамки. "Мы - небольшая компания и поэтому берем лишь столько работ, сколько можем выполнить, и это наш плюс", - отметил Термини. Под проект FTC пришлось задействовать примерно 80% сотрудников американского отделения. Кроме того, на руку Bluedog играет и то, что в компании трудится узкоспециализированная и крепко сплоченная команда, работающая рука об руку с 1998 г.
К июню 2006-го интегратор завершил свою миссию, построив архитектуру SOA на базе технологий Unix и J2EE. Простота интеграции компонентов позволяет FTC легко вызывать сервисы и использовать их в своей деятельности. Вдобавок новая система масштабируется, имеет зарезервированные ресурсы и использует открытые стандарты.
По словам Уоррена, теперь, когда проект завершен, FTC использует все то, к чему стремилась после своего первого SOA-проекта, направленного на определение будущих требований к ИТ. К тому же перестройка системы CIS позволила этой организации обрести опыт применения SOA и понять, что делать дальше. "Мы спросили себя, как мы будем развивать нашу систему", - говорит Уоррен. Найденный ответ заключается в том, чтобы больше не внедрять ПО самим, а покупать SOA как сервис.