РЕШЕНИЯ
С середины октября столичная сеть всероссийского оператора мобильной связи компании "МегаФон" (www. megafonmoscow.ru) предлагает корпоративным клиентам новые услуги в области передачи данных на базе GPRS и EDGE - "Офис в кармане" и "Управление удаленными объектами". Теперь с помощью мобильной сети можно создавать решения по дистанционному доступу к сетям предприятий, обеспечивать бесперебойные интернет-соединения для банкоматов, платежных терминалов и охранных комплексов. Надо отметить, что обе новые услуги являются комплексными решениями, которые легко интегрируются с корпоративными сетями.
Контроль объектов через сеть
В настоящее время у "МегаФона" в Москве порядка 10 тыс. абонентов, которые используют только канал передачи данных без голосового трафика (тех, кто использует и то и другое, - на порядок больше). Сюда, конечно, входят и частные пользователи, подключенные с помощью тарифного комплекса "Мегафон-Модем" (PCMCIA-модем и SIM-карта со специальным тарифным планом), а также различные службы, применяющие специальные GPRS-модемы для передачи телеметрической информации и данных о местоположении объектов и транспортных средств. Новые услуги оператора нацелены именно на увеличение количества таких "электронных" абонентов. "Офис в кармане" рассчитан на частных пользователей и позволяет обеспечить сотрудникам мобильный доступ к электронной почте, базам данных и компьютерной сети предприятия, а с помощью "Управления удаленными объектами" организуется взаимодействие "машина - машина", когда организуется обмен данными между корпоративной ИС и платежными терминалами, банкоматами, системами охраны и сигнализации.
В развитии услуги "Управление удаленными объектами" есть несколько интересных вариантов. К примеру, в настоящее время ОАО "Мосгортранс" совместно с "МегаФоном" рассматривают возможность установки на троллейбусы, курсирующие в мегаполисе, комплектов специального оборудования. Каждую машину предполагается оборудовать GPS-приемником, с помощью которого будут определяться ее координаты и параметры движения, причем данные о местоположении диспетчер будет получать по GPRS в режиме реального времени. Таким образом, в случае поломки можно будет оперативно выслать ремонтную бригаду и без помощи водителя определить, где находится неисправное транспортное средство. Такая возможность крайне важна в условиях большого города, где застрявший троллейбус может вызвать гигантскую пробку, - на небольших улочках, особенно в центре, его просто невозможно объехать. По этому же каналу будут передаваться данные от миниатюрной камеры, позволяющей видеть салон транспортного средства (скорость передачи - примерно три-четыре кадра в секунду) и служащей своего рода контртеррористическим приложением. Будет сниматься информация и с дополнительных датчиков - к примеру, о загрузке транспортного средства пассажирами (считывание данных с турникета) для сбора статистики в целях оптимизации перевозок. Поскольку канал позволяет передавать и принимать данные в двух направлениях, появляется возможность дистанционно обновлять ПО считывающего устройства для карт, принимать рапорты о его исправности, а также более оперативно загружать блокировочные списки утерянных бесконтактных транспортных карт. В качестве резервного канала передачи данных может быть использована служба SMS, но посредством текстовых сообщений будет передаваться только критически важная информация: все-таки стоимость SMS по сравнению с GPRS-трафиком высока.
Типовая схема организации связи между сетью сотового оператора
и сетью корпоративного клиента при подключении по виртуальным каналам с
помощью протоколов GRE, L2TP, IPsec для услуг
“Управление удаленными объектами” и “Офис в кармане”
Аналогичные проекты, только чуть иначе "заточенные", уже реализуются для сбора информации о местоположении инкассаторских машин (порядка сотни автомобилей Сбербанка в Москве и несколько десятков - у Почты России в северо-западном регионе): данные передаются на центральный пульт охраны, а по GPRS дублируется передача информации с датчиков системы безопасности сейфов в автомобилях. В ближайших планах - развитие аналогичного сервиса для отслеживания почтовых, грузовых выгонов и транспортных контейнеров на российских железных дорогах, причем в этом случае можно собирать информацию не только об их позиционировании, но и о температуре и влажности в вагоне (контейнере), о сохранности пломб на грузе, о срабатывании датчиков движения и проникновения. В среднем подобный телеметрический датчик, установленный в вагоне или контейнере, передает немного - примерно 30-50 Мб данных в месяц, и это при трансляции информации о своем местоположении каждые 30 с и дистанционном обновлении ПО.
Большой спрос на мобильные модемы создают развивающиеся сети по приему мобильных платежей - к примеру, "Элекснет", "Объединенная система приема платежей". Здесь передача информации складывается из двух этапов: сначала автомат проверяет наличие того или иного контракта в базе оператора сотовой связи, и при его существовании принимается платеж. Аналогичная информация предоставляется при оплате услуг операторов проводной связи (скажем, МГТС), интернет-провайдеров ("Стрим" и т. д.), за междугородные разговоры ("Ростелеком", МТТ) и даже по квитанциям ЕИРЦ (коммунальные платежи). В данном случае канал передачи данных должен быть максимально надежным, ведь транзакции, особенно в рабочее время, осуществляются довольно часто и общее время по каждой не может превышать двух минут, а также зашифрованным и стабильным в плане гарантированной полосы пропускания. При этом, как показывает практика, альтернативы беспроводному каналу сотовой связи просто не существует - подобные терминалы в подавляющем большинстве случаев устанавливаются в таких местах, где проводных каналов нет.
Кстати, на выставке "Инфоком-2006" оператор "МегаФон" уже показывал торговый автомат, из которого можно было получить кофе, позвонив по короткому номеру контент-провайдера. Не секрет, что автоматизация торговых автоматов - весьма актуальная задача в плане снижения издержек по их обслуживанию. Количество таких автоматов растет очень быстро, и вместо того чтобы теми же темпами увеличивать штат обслуживающего персонала, проще выделить средства на установку модулей с мобильными модемами, дабы в режиме реального времени отслеживать, в каком аппарате закончилось, к примеру, кофе, а куда нужно быстро забросить шоколадки "Твикс". Надо отметить, что подобные устройства я замечал во многих торговых автоматах Coca-Cola в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, установленных в отелях.
"Управление удаленными объектами" можно использовать и для мониторинга точек продаж. Уже сейчас беспроводные каналы "МегаФона" используются в проекте по дистанционному снятию информации с бензоколонок крупных нефтяных компаний, действующих в Москве и Подмосковье. В центральные диспетчерские обеих компаний информация теперь поступает в режиме реального времени - звонить операторам с вопросами по телефону больше нет никакой необходимости. К примеру, всегда ясно количество топлива, которое есть на каждой бензоколонке, что позволяет гибко планировать маршрут бензовозов. Так же в реальном времени видна выручка, количество и сумма операций, проведенных по кредитным картам и специальным талонам, что облегчает составление графика инкассации и оперативное подведение финансовых итогов каждого дня. Снизились и потери от воровства среди персонала - перелить лишние литры не по назначению вряд ли возможно (на колонках установлены телеметрические датчики, которые показывают расход топлива), как и утаить часть выручки. Следующим шагом, вполне вероятно, станет внедрение полностью автоматизированных заправочных терминалов, когда каждая колонка будет оснащена картридером и приемником купюр, многофункциональным терминалом (передача информации между такими терминалами и центральным компьютером заправочной станции - по Wi-Fi), что даст возможность практически полностью автоматизировать подобный процесс. Так, подобные терминалы уже около четырех лет используются на многих бензоколонках в Калифорнии: управление осуществляется с помощью сенсорного экрана, весь комплект работает под управлением Windows XP, а беспроводной канал передачи данных для проверки кредитных карт обеспечивают местные операторы T-mobile или Celluar.
Виртуальный офис
Есть свои варианты использования и у услуги "Офис в кармане", пока в основном это доступ к корпоративной сети с помощью защищенного соединения. Фактически пользователи получают SIM-карту оператора сотовой связи, с помощью которой могут из любой точки планеты (при наличии GPRS-роуминга и возможности за него заплатить) зайти напрямую в свою корпоративную сеть. При этом все пакеты, приходящие от такого пользователя, будут тщательно проверены на вирусную активность, а самому пользователю можно будет присвоить внутренний IP-адрес, что сделает взаимодействие с ним более оперативным: выйти в Интернет он сможет через защищенный шлюз своей корпоративной сети.
Есть и еще один вариант использования услуги - загрузка по выбору, когда при каждом старте соединения для передачи данных пользователь выбирает, куда он хочет направиться - в локальную или во Всемирную сеть. Для таких пользователей при входе в корпоративный сегмент сети предусмотрена более серьезная авторизация - не только на основе IP-адреса и индивидуального номера SIM-карты, но еще и по логину и паролю, который не может быть сохранен для автоматического входа. Это делает мобильное устройство более защищенным, даже если оно будет утрачено и попадет в чужие руки. Кстати, с помощью подобного сервиса можно организовать мобильный доступ коммерческих агентов к системам заказа товаров, а для менеджеров - доступ к корпоративной электронной почте.
Фактически на базе услуги "Офис в кармане" можно построить и полноценный распределенный офис, полностью расположенный в киберпространстве. Оператор может организовать доступ к корпоративным ресурсам отдельной, выделенной группы абонентов, которые помимо этого смогут совершать голосовые звонки, передавать данные напрямую между двумя мобильными терминалами либо работать через виртуальный сервер. Для большей защищенности от базового центра коммутации оператора сотовой связи можно проложить выделенный проводной канал типа Е1 до офиса компании (стоимость подключения такого канала в случае с "МегаФон-Москвой" - около 660 долл.) - таким образом, обмен трафиком будет происходить напрямую без выхода в Интернет.
С помощью мобильной сети можно создавать решения по дистанционному доступу к сетям предприятий,... |
Интересен этот сервис и курьерским службам типа DHL или THT - с помощью специального носимого КПК сканирование системной информации для каждого отправления идет в режиме реального времени, система сразу "видит" тип отправления, его массу и условия доставки, что позволяет спланировать наиболее оптимальный маршрут. Подобное решение используется в США почтовой системой FedEx - пользователи, со своей стороны, могут следить за своим отправлением через сайт компании и видеть точное время, когда оно будет вручено, а также на какой стадии находятся доставка и сортировка послания.
...обеспечивать бесперебойные интернет-соединения для банкоматов, платежных терминалов и охранных комплексов. |
Используют такие решения и сами сотрудники сотового оператора связи. К примеру, технические специалисты, администраторы сети, руководящий персонал "МегаФона" имеют в своем распоряжении мобильные компьютеры с PCMCIA-модемами, благодаря которым они могут подключаться к корпоративным ресурсам компании. Правда, кроме авторизации с помощью логина и пароля, номера SIM-карты и доступа по VPN, идентификации телефона пользователя при входе в точку доступа корпоративной сети по APN и присвоенному IP-адресу терминала, применяется и еще один элемент защищенной системы - специальный электронный ключ, который подключается к USB-порту мобильного компьютера. Это довольно неудобно при транспортировке компьютера и работе с ним в "полевых условиях" (электронный ключ создает дополнительный трафик, за передачу которого надо платить), однако вполне разумно с точки зрения защищенности соединения.
Кстати, надо отметить, что подобные решения существуют и в сетях CDMA-оператора "Скай Линк" - не настолько формализованные и проработанные, как у "МегаФона", но вполне работоспособные. Их канал доступа к корпоративной сети использует, к примеру, производитель телекоммуникационного оборудования Lucent, мобильные сотрудники которого работают по всей России.
Тесты и стоимость
Для того чтобы потенциальные покупатели могли оценить совместимость своих устройств и систем с мобильными модемами, оператор предлагает им протестировать оборудование сторонних вендоров. Несмотря на то что для этого необходимо обращаться непосредственно к производителю модемов, в отделе работы с корпоративными клиентами "МегаФона" обещают помогать в выборе терминалов. Стоит обратить внимание и на те модели, которые хорошо зарекомендовали себя в сотовой сети "МегаФона", - пока здесь всего 10 моделей, перечислим их в соответствии с внутренним рейтингом надежности оператора: две модели от Siemens - Cellular Engine AC45 и MC35i, две от Motorola - MC3-41D12 и MQ3-4411A11, одна от Nokia - Nokia 12, четыре от Wavecom - GSM External Modem Type WM0D2-G900/1800, M1306B, FASTRACK M1206A и M1206B, а также одна от SonyEricsson - GC85. Оптовая цена подобных устройств в России невелика - от 145 долл. за Sony Ericsson GM29 до 320 долл. за Teltonika T-Guard (Nokia 12i).
Стоимость таких услуг пока не совсем сбалансирована - существующие тарифные предложения рассчитаны в основном на малый и средний бизнес. Крупным клиентам в дополнение к публичной оферте по ценам обычно предлагают весьма существенные скидки и специальные условия, узнать о которых, к сожалению, можно только в индивидуальном порядке. В среднем стоимость одного контракта с федеральным номером составляет примерно 550 руб. (аванс - 500, стоимость SIM-карты - 50 руб.), причем для работы по таким услугам клиенту надо подключить не менее пяти номеров. Заключить контракт смогут только юридические лица или индивидуальные предприниматели. Основные деньги оператор предполагает зарабатывать на трафике: в услуге "Управление удаленными объектами" сейчас предусмотрено несколько тарифных планов - от 150 руб. за 15 Мб до 260 руб. за 35 Мб, а при превышении объема - 2 руб. за каждые 2 Кб информации. В услуге "Офис в кармане" ситуация несколько иная: за 200 руб. пользователь получает 35 Мб в месяц, а за 850 руб. может купить безлимитный доступ (большинство абонентов, на наш взгляд, будут использовать именно этот вариант); превышение трафика - от 4,5 до 7 руб. за каждый мегабайт в зависимости от времени суток.
Надо отметить, что раньше основным транспортом была технология SMS: несмотря на то что каждое сообщение стоит всего 1 руб., для передачи информации, допустим, о координатах их требовалось много - несколько десятков в день, поэтому использование подобных систем влетало клиентам в копеечку. С появлением систем, которые могли обрабатывать GPRS-запросы, ситуация упростилась. В среднем каждый ответный запрос системы стоит две копейки - именно столько стоят 2 Кб информации при передаче через беспроводную сеть оператора сотовой связи. Правда, при выходе абонента за пределы зоны "домашнего оператора" стоимость запросов может возрасти - если в домашней сети каждая сессия (передача информации между устройством пользователя и базовой сетью оператора) округляется до 2 Кб, то во внутрисетевом роуминге "МегаФона" округление GPRS-трафика уже совсем другое и возрастает в несколько раз - до 200 Кб. Таким образом, чтобы не переплачивать лишнего (телеметрические и охранные датчики отсылают немного информации, но часто), необходимо настраивать системы на отправку запросов группами, чтобы это было дешевле для пользователя.