ИНТЕРВЬЮ
Интересный пример того, как небольшие региональные софтверные фирмы могут работать на рынке офшорного (заказного) программирования, демонстрирует Antares из Великого Новгорода, образовавшая альянс небольших региональных компаний. Мой собеседник - ее директор Дмитрий Цымбал.
PC Week: Что происходит сейчас с вашей компанией?
Дмитрий Цымбал: Мы сегодня стараемся уйти от обычной продажи труда программистов (body shopping) и сконцентрироваться на разработке технологий, поскольку на продаже программистов нам ничего не добиться. Для этого нужно очень большое количество людей. Индийцев просто физически больше.
PC Week: Все говорят, что индийцы - это только кодировщики, а вот наши программисты креативны...
Д. Ц.: Бытует такое мнение, что если нужно запрограммировать 2+2, то индиец напишет 1+1+1+1, а наш просто поставит константу, равную 4 :). Думаю, это мнение не совсем правильное. Другой большой конкурент - китайцы, но они как нация не склонны к программированию. Я видел - у них очень неряшливый код. Хотя при таком количестве народа, наверное, можно найти какое-то количество подходящих людей.
PC Week: А есть спрос на технологии?
Д. Ц.: Он есть всегда. Мы специализируемся на мобильных устройствах, работаем с основными производителями. Постоянно появляются новые модели. На бумаге стандарты существуют, но хотя в любом из телефонов используется J2ME, у каждого производителя есть что-то свое, каждый делает собственные виртуальные машины (JVM) и какие-то классы зашивает в них, а что-то приходится делать руками.
На карманных компьютерах все гораздо проще - есть три основные ОС: Windows Mobile, Palm OS и Symbian.
PC Week: Мой знакомый директор софтверной фирмы жаловался, что под Symbian очень слабая среда для разработки ПО.
Д. Ц.: Я так не считаю. Там можно писать на Java и на C++. Если писать на C++, то не скажу, что все легко и просто, но все интегрируется в обычные среды разработки, ту же Visual Studio.
Дмитрий Цымбал
PC Week: Насколько я помню ваш доклад на ROSS-2005, в вашей виртуальной компании есть ядро, около сорока человек, которые находятся в Великом Новгороде, а дальше вы организовали взаимодействие с другими региональными компаниями.
Д. Ц.: Мы называем это мобильной корпорацией. Сейчас все находится в процессе согласования, но общая идея состоит в следующем. Есть много небольших региональных фирм. Мы выделяем те, которые владеют какими-то ключевыми технологиями, и можем интегрировать эти технологии в свои продукты.
Реальная кооперация уже существует. Мы получили под мобильную корпорацию большой контракт, который уже завершается, и сейчас поступает больше заказов от других компаний. На пятилетии нашей фирмы мы хотим провести конференцию по этим вопросам и подписать, если успеем, юридические бумаги. Суммарно под флагом мобильной корпорации удалось собрать около 500 человек из Ярославля, Калининграда, сибирских городов, есть команды на Украине, в Германии и США. Понятно, что в последних двух странах расположены небольшие офисы продаж и маркетинга.
PC Week: Какие проблемы возникают при создании региональной софтверной компании?
Д. Ц.: В первую очередь трудности роста. Допустим, появляется пять человек, которые умеют писать на С++, но у них нет возможности выйти на рынок. Понятно, что такая команда рассыпается.
PC Week: Сейчас множество московских и питерских компаний активно ищут кадровый ресурс в регионах. Вас они пытаются подключить к своим работам?
Д. Ц.: Несомненно. Но если работать с какой-то питерской компанией, то специфика такова, что люди на два-три месяца уезжают туда, проходят в компании обучение и после этого возвращаются и работают в нашем городе. За весь прошлый год у меня уволился только один человек, несмотря на разницу в зарплатах иногда до 100%. Но на серьезных заказах дело даже не в цене сотрудника, а в минимизации рисков, потому что там все жестко завязано на план, качество. И если ты, не дай Бог, сделаешь что-то с низким качеством, то с тобой никто работать больше не будет. И это очень частая ошибка региональных компаний, когда они в первую очередь заявляют, что все сделают в два раза дешевле.
PC Week: Что за софт вы создаете для карманных компьютеров?
Д. Ц.: В основном это интересные приложения, необходимые людям, ради которых они готовы купить это устройство. Например, различные диеты, планировщики событий. Мы вышли на рынок США с определенной стратегией, и она себя начала оправдывать. Мы делаем не просто софт, а например, софт для невест. Если девушка в США выходит замуж, то у нее масса дел, которые необходимо планировать (в США рынок свадебных услуг очень велик - там работают компании с миллиардным оборотом). Поэтому мы написали специальный софт, предложили его сервисной компании, которая была очень довольна, поскольку это дает ей определенное конкурентное преимущество. Взамен мы получаем маркетинг и клиентскую базу. Производитель устройств тоже доволен - увеличивается рынок сбыта. Используя такой подход, мы уже выпустили два продукта и заключили контракт на третий.
PC Week: В таких приложениях важна хорошая постановка задачи. Кто это делает?
Д. Ц.: Частично, на основе анализа рынка, мы делаем это сами, а частично - заказчик. То, что эту стратегию мало кто использует, на мой взгляд, объясняется амбициями - в такой продукции не фигурирует имя разработчика. Некоторым лучше получать три копейки, но чтобы на продукте значилось имя их компании. Мы же умеем переступать через свои амбиции.
PC Week: Не секрет, что существует административное давление на бизнес. Насколько тяжело работать софтверной компании в регионе?
Д. Ц.: Мы этого не ощущаем, возможно, потому, что работаем в тесной кооперации с университетом Великого Новгорода. Я сам преподаватель этого вуза. В городе около 220 тыс. человек, а в университете обучается около 20 тыс. студентов, на программистском потоке - около 90 человек. В основном они распределяются в организации города. Лучших мы стараемся оставлять себе. Новгородская область по инвестиционной привлекательности занимает одно из первых мест в России. Сейчас здесь открывается много западных предприятий и для ИТ-специалиста работу найти несложно.
PC Week: Существует в Великом Новгороде проблема Интернета?
Д. Ц.: Уже нет. В любую квартиру можно провести выделенную линию 1 Мбит/с. В городе проложено АТМ-кольцо. Среди студентов-программистов практически у всех уже есть выделенные линии. Наша компания платит за Интернет около 100 долл. в месяц за 20 компьютеров. В городе для частных лиц цены еще ниже.
PC Week: Обычная проблема софтверной компании - языковой барьер. Как вы ее решаете?
Д. Ц.: Когда компания была создана, то опыта у нас не было и спросить было не у кого. Мы решили, что на первых порах не будем работать с заграницей, и нашими первыми клиентами были российские компьютерные компании и российские представительства западных компаний. Потом созрели, выучили языки и года два назад начали выходить на западных клиентов.
PC Week: Какие плюсы и минусы вы видите у такой распределенной компании?
Д. Ц.: Самый главный минус - трудности с налаживанием коммуникаций. Нужна постоянная доступность людей, умение формулировать мысли в письменном виде: когда человек сидит рядом, ему можно все объяснить на пальцах, а когда далеко - приходится это делать письменно. Плюсы - более гибкое наращивание команды: если нельзя набрать сто человек в одном месте, то можно найти по десять человек в десяти местах.
PC Week: Сейчас сложились большие московские и питерские софтверные компании. Чувствуете ли вы конкуренцию с их стороны?
Д. Ц.: Нет, мы в разных весовых категориях. Когда мы вырастем, то, возможно, почувствуем. У многих заказчиков есть так называемые чек-листы, в которых прописаны требования к субконтракторам. Например, там может быть прописано, что в фирме, с которой заключается контракт, должно работать не менее ста человек, а сумма контракта не может быть больше 30% от ее оборота. Это означает, что если вы хотите получить много денег, то у вашей компании уже их должно быть много. Некоторая логика в этом есть, поскольку уменьшаются риски. Поэтому региональная компания может выстоять в нескольких случаях: когда у нее есть высокого уровня узкая специализация либо когда она занимается производством продуктов. Лучше всего, если она делает и то и другое, что мы и пытаемся осуществить - 30% дохода идет от продуктов, 70% - от заказных разработок.
PC Week: Как вы видите связь науки и бизнеса?
Д. Ц.: Наш софтверный бизнес без науки просто загнется, потому что без нее мы растеряем все свои профессиональные качества, позволяющие нам конкурировать на рынке.
PC Week: Не знаю, как в вашем городе, но в Москве качество преподавания резко упало.
Д. Ц.: Согласен. Картина знакомая. Мне кажется, нужно менять сам процесс образования. Раньше преподаватель был носителем знания - студенты приходили и записывали за ним слово за словом. Потому что неоткуда было больше эту информацию получить, как у нас в начале 90-х годов. У людей не было компьютеров и они были вынуждены ходить в институтские ВЦ. Сейчас же ситуация резко изменилась. Информацию можно найти. Компьютерные классы используются, когда студент пришел сдавать лабораторную работу, - компьютер у него есть либо дома, либо на работе. Поэтому нужно менять подход к преподаванию, важно, чтобы знания распространялись не только по вертикали - от преподавателя к студентам, но и по горизонтали - между студентами. Лекции должны быть двух видов. Первый - систематизация и концентрация знаний, необходимых для изучения какого-либо предмета, а второй - диалоги, стимулирующие думанье. Компьютерные классы нужно преобразовать в курируемые фирмами центры, где студенты могли бы общаться, где можно было бы направлять энергию студента в нужное русло, не ставя рамки. К сожалению, то, что стоит в компьютерных классах многих региональных вузов, даже компьютером назвать очень сложно.
PC Week: Спасибо за беседу.