ПАРТНЕРСТВО

В последнее десятилетие прошлого века тема софтверного пиратства неизменно присутствовала на страницах компьютерной прессы. Сначала (до 1993 г.) шли дискуссии о необходимости принятия законов по защите авторских прав на ПО, потом (примерно до 1997-го) - о том, нужно ли применять уже принятый закон на практике. Затем стали появляться первые конкретные судебные разбирательства против пиратов, и эти истории попали в сферу интересов в том числе и общих СМИ. Но довольно быстро такие события перестали быть сенсацией, и проблематика борьбы с пиратством фактически вышла из зоны внимания прессы.

Точкой отсчета современного, довольно рутинного (без особых внешних эффектов) этапа сражения за соблюдение авторских прав на ПО можно считать 2000 год. Как раз с этого момента российскую ИТ-отрасль в этом противостоянии представляет Некоммерческое партнерство поставщиков программных продуктов (НП ППП, www.appp.ru). В начале октября нынешнего года состоялось очередное общее собрание его членов. Встреча прошла накануне пятой годовщины работы организации, что дает повод оценить ситуацию на антипиратском фронте в контексте этого юбилея.

Цель НП ППП в его уставе определена как "объединение усилий по созданию в России цивилизованного софтверного рынка". Но нужно сразу уточнить, что за этими словами скрывается более конкретная задача - борьба с пиратством. Года три назад руководители партнерства высказывали идеи о расширении круга софтверной проблематики, которая могла бы быть в поле его зрения, - подготовка ИТ-специалистов, снятие неоправданных таможенных барьеров и пр. Однако сейчас стало ясно, что пиратской тематики для НП ППП вполне достаточно, тем более что именно эта проблема стала основным тормозом развития российской софтверной индустрии. К тому же появились ИТ-ассоциации (АПКИТ, "Руссофт"), которые занялись решением других отраслевых проблем.

Мне представляется, что одним из главных итогов прошедшего пятилетия является то, что в целом со стороны государства (законодатели, правоохранительные органы, судебная власть) понимание необходимости борьбы с пиратством имеется не только на формально-юридическом уровне, но и на моральном. Если несколько лет назад такая позиция чиновников и милиционеров: "Как госслужащий, я должен выполнять законы и бороться с пиратами, а как простой человек - не понимаю, зачем это нужно делать" - была довольно типичной, то сейчас она встречается уже довольно редко.

Заметно возросла активность и квалификация в этой сфере милиции и прокуратуры. Сегодня, например, уже стало рядовой практикой, когда проверки и возбуждение дел инициируются органами правопорядка. Для судов такие разбирательства также перестали быть экзотикой. Проблемой компьютерного пиратства вплотную занимаются (не только на словах!) несколько федеральных ведомств, региональные власти, Торгово-промышленная палата РФ.

Причин такого прогресса можно назвать несколько, но то, что деятельность НП ППП является одной из них, - несомненно. Представители партнерства постоянно взаимодействуют со всеми этими структурами, проводят встречи, семинары, готовят методические материалы. В этом году вышло уже девятое обновленное издание пособия "Компьютерное пиратство: методы и средства борьбы", которое НП ППП готовит при участии ряда департаментов МВД. Самое же главное, что партнерство ведет борьбу с пиратством при непосредственном участии своих членов (а их сегодня почти 250 компаний со всех регионов страны), особенно на региональном уровне, оказывая местным компаниям методическую и организационную поддержку.

Однако оценивать дела нужно по конечным результатам. К сожалению, НП ППП не отслеживает такой ключевой показатель, как уровень пиратства. Международный антипиратский "борец" BSA*1 приводит в своих отчетах в отношении России цифру 87%, что на 6 пунктов ниже, чем восемь лет назад, но все же (и эксперты НП ППП в целом согласны с этой точкой зрения) говорить о каких-то решительных победах над пиратами пока не приходится.

_____

*1 Этот альянс объявил в мае нынешнего года об активизации своей работы в России (см. PC Week/RE, N 19/2005, с. 1), но пока реализация этих обещаний не просматривается.

В чем же дело - работа ведется, а результатов нет!? Простой ответ на этот вопрос заключается в том, что любую преступность победить до конца в принципе нельзя, несмотря на все усилия со стороны общества и государства. В случае же компьютерного пиратства есть еще несколько усложняющих эту борьбу нюансов. Один из них состоит в том, что применение на практике норм законодательства является довольно сложным делом.

Да и само компьютерное пиратство принимает все более скрытые формы. Например, пираты переходят от открытой уличной торговли к распространению контрафактной программной продукции через Интернет или под прикрытием других услуг.

Жизнь показывает, что законодательство в области защиты авторских прав нужно постоянно совершенствовать. Но и тут регулярно возникают проблемы, так как предлагаемые законодателями новшества зачастую создают дополнительные лазейки для легализации пиратской деятельности. Трудно сказать, почему это происходит: срабатывает пиратское лобби или имеет место элементарная непродуманность инициатив чиновников. Но одна тенденция видна четко - это попытки под видом борьбы с пиратами ввести неоправданные и ненужные с точки зрения современного рынка методы его государственного регулирования. Так или иначе, но законодательный процесс нужно постоянно контролировать, и НП ППП занимается этим.

Например, партнерство согласно далеко не со всеми предложениями по усилению борьбы с компьютерным пиратством, которые выдвигаются в последнее время. Так, вызывает сомнение эффективность предлагаемых ограничений для розничной торговли и особенно лицензирования деятельности по воспроизведению экземпляров компьютерных программ. Подобные меры уже принимаются в сфере регулирования оборота аудио- и видеопродукции, но практически никак не улучшили ситуацию в России. На соседней Украине аналогичные действия привели лишь к увеличению издержек правообладателей и распространителей легальной продукции, но при этом мало повлияли на деятельность пиратов.

Девятого сентября в Генеральной прокуратуре РФ прошло координационное совещание руководителей федеральных правоохранительных органов, министерств, федеральных служб и агентств по состоянию и мерам по усилению борьбы с нарушениями законности в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности. Там, в частности, был официально озвучен в общем-то известный факт: подпольное производство нелегальных компакт-дисков размещено в основном на отечественных режимных предприятиях, куда попасть милиции в принципе не так-то просто...

Однако тут хотелось бы сделать одно замечание. Складывается впечатление, что НП ППП делает основной акцент на карательные методы борьбы с пиратством и недостаточно внимания уделяет вопросам профилактики, просвещения. Например, начатая было два года назад работа по сотрудничеству со средними школами пока не получила должного продолжения. Правда, недавно при поддержке партнерства вышел в свет учебник "Основы права интеллектуальной собственности" для вузов, но в какой степени он будет востребован, пока не очень ясно. В то же время выпуск регулярного ежемесячного информационного бюллетеня "Компьютерное пиратство" - это шаг в нужном направлении.

Итак, борьба с пиратами ведется. И тут самое время посмотреть на этот процесс с другой стороны - кто же реально заинтересован в положительном исходе этой битвы?

Не секрет, что НП ППП было создано в свое время по инициативе фирмы "1С" (ее глава Борис Нуралиев все эти годы является президентом партнерства) при моральной поддержке Microsoft. Но, кстати, Microsoft последние годы заметно снизила активность своей работы в партнерстве, сделав акцент на работу в корпоративном сегменте, где требуются иные методы борьбы за лицензионное ПО (и, надо сказать, добилась заметных успехов в этом). Из 250 нынешних членов НП ППП только 23 являются правообладателями (т. е. разработчики программных продуктов), остальные - продавцы, причем большинство из них - партнеры "1С". Но даже из этих двух десятков софтверных вендоров в борьбе реально участвуют только семь - "1С", ABBYY, Microsoft, Autodesk, "Аскон", "Гарант Сервис", "Консультант Плюс", которые смогли (и захотели!) довести защиту своих прав до судебных разбирательств. А где же другие разработчики российского и зарубежного коммерческого коробочного софта?

Версия для печати