ИНТЕРВЬЮ

ArtCommunications - один из ведущих операторов широкополосного беспроводного радиодоступа. Компания предоставляет услуги передачи данных, доступа в Интернет, VoIP на территории Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Собственная беспроводная широкополосная сеть 5G с зоной покрытия более 20 тыс. кв. км позволяет оказывать широкий спектр телекоммуникационных услуг высокого качества.

С генеральным директором ArtCommunications Александром Охотниковым побеседовал научный редактор PC Week/RE Александр Евангели.

PC Week: В этом году вашей компании исполнилось 10 лет. Какие события вспоминаются как наиболее значимые для компании?

Александр Охотников: Прежде всего - открытие пять лет назад диапазона 5 ГГц и соответственно начало работы в этом диапазоне. До этого мы работали в диапазоне 2,4 ГГц, но из-за того, что он сильно зашумлен, оказывать качественные услуги там было сложно. Поэтому, когда наша компания получила частотные присвоения в диапазоне частот 5,25-5,35 ГГц, это стало большим событием. После этого мы построили сеть передачи данных и сейчас оказываем услуги высокого качества - не хуже, чем операторы по оптоволоконным сетям.

Еще одно важное для нас событие - больше года назад мы открыли представительство в Санкт-Петербурге. Сейчас там сформирована команда, нас узнали на питерском рынке. Вспоминаются и яркие рабочие моменты, связанные с крупными клиентами, с отработкой технологии...

Александр Охотников

PC Week: А как все начиналось? Был ли спрос на подобные услуги, или это был инвестиционный проект с расчетом на перспективу?

А. О.: Даже 10 лет назад спрос был, но заказчики не понимали, о чем идет речь. Надо было показывать все наглядно - вплоть до того, что это в комнате работает. И только после того как люди убеждались, что они через дорогу смогут связать две сети в разных зданиях, вставал вопрос о деньгах. То есть приходилось много заниматься продвижением самой технологии. Это было время, когда оборудование только появилось и стоило очень дорого - под две тысячи долларов, с ним сами производители толком работать не умели, ошибки отлавливали. Потом, конечно, цены упали.

PC Week: Насколько сегодня велик московский рынок услуг широкополосного радиодоступа, на котором вы работаете? Инсайдеры оценивают его в 15 млн. долл., вы согласны с этой оценкой?

А. О.: Если говорить о Москве, то эта цифра, по моим данным, должна быть раза в два выше. В Москве и Московском регионе работает довольно много операторов в диапазонах 2,4; 3,5 и 5 ГГц, и все они нацелены в основном на корпоративных клиентов. Сегодня этот сервис известен и востребован. Корпоративные заказчики оценивают прежде всего качество услуги и техподдержки, а во вторую очередь - уже их стоимость.

PC Week: Много ли игроков на этом рынке?

А. О.: Порядка пяти компаний предоставляют аналогичные услуги. Вместе с тем с десяток известных компаний, практически все крупные операторы сегодня имеют в спектре решений радиодоступ, но как временный вариант. Им это нужно, чтобы быстро подключить клиента, а потом протянуть оптику.

PC Week: В Москве имеется масса проводных и оптических каналов и вместе с тем растет рынок широкополосного радиодоступа - как это совместить? Где востребованы ваши услуги - на окраинах, куда не дотянули оптоволокно, или в центре, где повышенная динамика бизнеса? Другими словами, как структурируется рынок широкополосного доступа?

А. О.: Широкополосный доступ есть везде, смотря какие сегменты рассматривать. Если говорить о фирмах, арендующих офисы в бизнес-центрах класса А или В, то там всюду проложено оптоволокно крупных операторов. Там нашими услугами пользуются единицы, и то лишь потому, что мы конкурируем по цене - наши услуги дешевле.

Если говорить о предприятиях с распределенной инфраструктурой (ритейловые компании, склады и т. д.), то, во-первых, их объекты расположены в неудобных для оптоволокна местах - площади, выходы из метро; во-вторых, им хватает каналов на 64 или 128 Кбит/с; и, наконец, когда меняется конъюнктура, то павильон или торговые точки сворачиваются, поэтому инвестиции в оптоволокно для них нецелесообразны. Такие клиенты почти всегда работают на радиодоступе - это не только наши клиенты. У них встают другие вопросы - например, они хотят обслуживаться у одного оператора и в Москве, и в области - в силу того, что иначе сложно поддерживать распределенную сеть. А если говорить о рынке загородной недвижимости, то там только некоторые направления, например Рублевка, охвачены волоконной оптикой. И это также рынок радиодоступа.

PC Week: Как структурирован ваш бизнес?

А. О.: Мы для себя выделяем четыре сегмента рынка. Первый - средний и малый бизнес с его потребностями в услугах доступа в Интернет и телефонии, второй - сетевые ритейловые компании, имеющие развитую структуру по Москве и области, которые в основном нуждаются в передаче данных между торговыми точками и офисом. Третий сегмент - коттеджная застройка, она сейчас активно развивается. И, наконец, операторы связи, которым мы предоставляем услуги передачи данных. Мы охватываем все эти четыре сегмента, и каждый из них требует индивидуального подхода. Это касается и разработки тарифных планов, и развития инфраструктуры сети.

PC Week: Некоторые участники рынка считают, что ArtCommunications монополизировала диапазон, вы согласны с этой оценкой?

А. О.: Диапазон от 5 до 6 ГГц - это тысяча мегагерц. Мы из этой тысячи имеем сто мегагерц. Вряд ли это можно назвать монополизацией, там еще достаточно места. В силу того что мы были первыми, у нас чуть лучше условия: когда компания выходит первой на рынок, она всегда имеет большие возможности. О любом операторе, который занял хоть 20 МГц, можно сказать, что их он монополизировал, потому что больше там никто работать не может. Но спектр широк - не можешь работать в этом диапазоне, работай в другом.

PC Week: Все, что связано с лицензированием и взаимодействием с госорганами, чревато непредсказуемостью. С трудностями какого рода приходится сталкиваться при взаимодействии с чиновниками?

А. О.: Получение разрешения - это понятная бюрократическая процедура, которая занимает определенное время и стоит каких-то денег. Проблема в том, что она занимает слишком много времени. Несмотря на многочисленные попытки, сократить этот срок пока не удается. Вообще главная трудность связана с тем, что новый Закон о связи толком не заработал. Не все подзаконные акты приняты, и неурегулированность взаимоотношений создает определенные проблемы. Будем надеяться, что к началу следующего года все утрясется.

PC Week: Порядок лицензирования нуждается в изменении?

А. О.: Его уже изменили, и я не вижу больших сложностей для действующих операторов - наша компания спокойно переоформила лицензии, которые требуются по новому закону. Сейчас идет процесс сдачи сети Госсвязьнадзору.

PC Week: Что вы ждете от прихода WiMAX?

А. О.: Обеспечения совместимости оборудования разных производителей как средства снижения его цены. Для нас это важно. Мы сможем предоставить более дешевые услуги нашим клиентам. А также надеемся при достаточном развитии инфраструктуры на переход к более простым инсталляциям, к устройствам на подоконнике вместо сложного монтажа на крышах зданий, как сейчас.

PC Week: Спасибо за беседу.