ERP
Рене Буше Фергюсон
У многих пользователей систем R/3 фирмы SAP возникает сложная ситуация в связи с истечением срока действия программ технического обслуживания и необходимостью повторного лицензирования ПО для получения доступа к более новым платформам SAP.
Согласно ныне действующей сервисной схеме 5-1-2, пользователи продукта R/3 4.6C и более старых его версий в конце 2006 г. снимаются с обслуживания по программам Mainstream Maintenance и Extended Maintenance. Или же они должны будут его оплачивать по повышенным тарифам. У пользователей версии Enterprise 4.7 срок Mainstream Maintenance закончится через несколько лет, но и они уже сейчас задумываются о будущем.
"В былые времена подписка на обслуживание обеспечивала без дополнительной платы автоматический доступ к обновленным версиям базовых модулей SAP, - сказал нам ИТ-директор одной средней промышленной компании, пожелавший сохранить анонимность. - Все нынешние пользователи версии 4.7 этой возможности уже не имеют, и сервис SAP трансформировался в очень дорогие схемы технической поддержки без права на получение обновлений".
По словам пресс-секретаря SAP Джима Дивера, компания предоставляет пользователям R/3 определенные льготы, так что не всем из них предстоит платить за релицензирование: "Все зависит от типа имеющейся лицензии - например, пользователям MySAP ERP, MySAP Business Suite или MySAP.com релицензирование не потребуется".
Что же касается льгот при переходе на ПО будущих поколений, то такой апгрейд, по словам Дивера, обойдется в 75% от исходной стоимости лицензии.
Однако эта скидка не очень-то компенсирует затраты на обновление платформ, так как организации должны доплачивать немалые суммы за новую функциональность.
Ряд организаций прекращают платить SAP за техническую поддержку до прояснения своей стратегии, зависящей от эволюции ERP-рынка. Однако этот подход тоже чреват издержками. Если пользователи на год-два заморозят сервисный контракт, а затем пожелают его восстановить с целью апгрейда ПО, им придется оплатить пропущенный срок и пеню.
Другой вариант - получение услуг от стороннего провайдера, например фирмы TomorrowNow, занимающейся поддержкой приложений PeopleSoft и купленной в прошлом году SAP.
По мнению Джима Шеферда, аналитика фирмы AMR Research (Бостон), схема повторного лицензирования SAP вполне справедлива. "Купив продукт под названием R/3 и оплачивая его поддержку, вы получили право на его последующие обновления. Но после версии 4.7 продукта R/3 больше не существует. О будущих же разработках SAP в вашем контракте ничего не сказано".
Правда, говорит Шеферд, есть производители - в их числе Oracle, - которые предоставляют пользователям право перейти на ПО нового поколения без дополнительной оплаты.
Переходя на платформы следующего поколения, пользователи SAP R/3 получают в свое распоряжение дополнительную функциональность - от финансовой аналитики до новых компонентов, поддерживающих общие сервисы. Более современные платформы также позволяют воспользоваться последними разработками SAP, в том числе ее архитектурой ESA (Enterprise Services Architecture) и платформой интеграции NetWeaver.