ИТОГИ

     Трудная задача - убедительно рассказать об итогах годовой работы, не имея возможности привести отражающие реальное положение вещей объективные цифры. С подобной проблемой приходится мириться практически всем локальным представительствам акционированных международных компаний, особенно если вклад местного рынка в общую копилку становится хоть скольконибудь значимым. Для Hewlett-Packard постсоветское окружение России*1 без сомнения является именно таким регионом, и потому, характеризуя результаты деятельности фирмы в относящихся к нему странах в 2005-м финансовом году, Хилмар Лоренц, генеральный директор HP в странах СНГ, позволил себе привести лишь данные относительного роста оборота. По сравнению с предыдущим годом он увеличился на 29%. Именно эта цифра дает понять, насколько успешно компания справилась со своей основной задачей на 2005 г., которая, по словам представителей HP, состояла в масштабном расширении бизнеса. На фоне темпов роста HP в Европе, оказавшихся за тот же период, как отметил г-н Лоренц, втрое ниже, развитие компании в СНГ выглядит действительно масштабным. Вот только уместность сопоставления столь разных по уровню распространения ИТ рынков, как СНГ и Европа, представляется сомнительной. Объективной же картины о состоянии и динамике развития ИТ-индустрии в СНГ, судя по всему, нет, да и вряд ли она однородна.

_____

*1Регион охватывает следующие страны: Азербайджан, Армению, Белоруссию, Грузию, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украину и Монголию.

Хилмар Лоренц:

“В 2005 г. круг наших заказчиков в СНГ пополнился крупнейшими

государственными структурами и частными компаниями,

многие из которых реализуют уникальные проекты”

HP присутствует в этом регионе уже девять лет. Начинала она с выполнения отдельных проектов. Проектный бизнес, как утверждает Сергей Плаксин, директор департамента персональных компьютерных систем и департамента систем цифровой обработки изображений и печати HP в странах СНГ, и в 2005-м финансовом году обеспечил основу для развития компании. Действительно, за указанный период специалисты HP и ее партнеров выполнили целый ряд крупных проектов, в частности в АНТК им. О. К. Антонова (см. PC Week/RE, N41/2005, с. 8), в Azercell Telecom (лидирующий оператор сотовой связи в Азербайджане), в Министерстве финансов Республики Казахстан, в Государственном налоговом комитете Узбекистана и других организациях. Вместе с тем г-н Плаксин отмечает, что “общий результат деятельности компании в СНГ определили не отдельные крупные проекты и не появление в спектре ее предложений какого-либо очень интересного продукта, а стабильная работа по всем направлениям”. Так, наиболее быстрыми темпами развивалось направление розничной торговли, которое составляет основу бизнеса компании вдали от региональных столиц. В рамках сегмента компьютерных систем г-н Плаксин отметил рост по всем его отдельным составляющим, включая рабочие станции, настольные и мобильные ПК, карманные компьютеры и тонкие клиенты (на базе последних реализовано несколько проектов в Азербайджане, Узбекистане и Белоруссии). В связи с этим стоит отдельно отметить совместную инициативу московского и украинского офисов компании по запуску локального производства настольных систем HP на мощностях ООО “Фабрика АЛС”. В настоящее время налажен выпуск наиболее популярных в Европе бизнес-моделей dx2000 и dx6120. Как подчеркнул г-н Плаксин, на этот проект HP возлагает большие надежды, и на то у нее, похоже, есть серьезные основания. За два первых месяца, прошедших после запуска производства, объем продаж десктопов HP в Украине вырос в шесть раз. Уже через год компания рассчитывает стать лидирующим поставщиком настольных систем на местном рынке - для этого ей необходимо увеличить свою долю с 1% по крайней мере до 5%. А в последующие два года данную цифру предполагается довести до 10%. Представителей HP нисколько не смущает, что в России подобные проекты до сих пор не имели особого успеха. Скажем, свое российское производство Hewlett-Packard запускала в канун слияния с Compaq, и потому, как считает Хилмар Лоренц, по объективным причинам проекту не было уделено должного внимания. В Украине же ситуация совсем иная. “Мы тщательно просчитали все аспекты этого проекта и видим в нем целый ряд выигрышных для себя моментов”, - пояснил г-н Плаксин. В частности он полагает, что локальное производство позволит HP быстрее реагировать на запросы рынка, не уступая в этом местным сборщикам, и обеспечит необходимую гибкость в конфигурировании систем. Кроме того, наладив поставку комплектующих для производства, компания автоматически решит проблему снабжения ими и сервисных центров, а значит, сможет на должном уровне обслуживать заказчиков, что вполне резонно рассматривается как важное конкурентное преимущество.

Насколько эти расчеты оправдаются, мы узнаем через год. А между тем точкой наиболее успешного развития в СНГ на данный момент для HP стала отнюдь не Украина, а Белоруссия. Интересно отметить, что в отличие от Азербайджана, Казахстана и Украины в этой республике пока нет представительства Hewlett-Packard. Как пояснил Михаил Саркисов, региональный директор HP в Белоруссии, Армении, Грузии, Таджикистане и Монголии, бизнесом здесь управляет московская команда, структурированная по продуктовому принципу и тесно взаимодействующая с белорусскими партнерами. Местная специфика, по его словам, определяется высоким уровнем образования населения. Кроме того, в эпоху СССР именно в Белоруссии располагались первые предприятия по выпуску вычислительной техники, что тоже обеспечило определенные предпосылки для быстрого внедрения в республике современных информационных технологий, прежде всего на уровне крупных проектов. В частности, сейчас в рамках пилотного проекта HP оснащает своим оборудованием строящуюся Национальную библиотеку Белоруссии. Вместе с тем в качестве основных задач в регионе г-н Саркисов отметил расширение присутствия компании в сегментах малого и среднего бизнеса и розничной торговли. Очевидно, не за горами и открытие местного офиса. Впрочем, что-либо конкретное по этому поводу представители Hewlett-Packard сообщать пока не спешат. “Открытие представительства в Белоруссии стоит на повестке дня, - заявил Хилмар Лоренц. - Мы видим, что для этого есть все предпосылки, однако сначала нужно все просчитать, составить бизнес-план, проработать бизнес-процессы. Этим мы сейчас и занимаемся.”

Столь же неопределенно представители HP высказываются и о планах компании в СНГ на следующий год. Как пояснил г-н Лоренц, для него прежде всего важно то, что ему удалось сформировать вокруг себя дружную дееспособную команду, усиленную за последний год проверенными кадрами. Действительно, если есть команда, то и результат, надо полагать, приложится.

Версия для печати