Норио Нива: “Epson - это гораздо больше, чем просто принтерная компания”

ИНТЕРВЬЮ

Во время визита в Москву исполнительный вице-президент и директор Epson по ИТ Норио Нива ответил на вопросы еженедельника PC Week/ RE о стратегии компании, проводимых ею исследованиях и разработках, а также об используемых в Epson информационных технологиях.

Норио Нива

PC Week: Какие задачи стоят перед вами, как директором по ИТ?

Норио Нива: Наша компания растет очень быстро, поэтому в настоящее время мы занимаемся созданием системы управления. А поскольку каждое подразделение до сих пор имело собственную информационную систему, то приходится заниматься и консолидацией данных. Три года назад мы решили использовать в качестве ERP-системы программный продукт SAP R/3 и теперь шаг за шагом реализуем план его развертывания во всех наших подразделениях.

PC Week: А почему была выбрана именно система R/3?

Н. Н.: Прежде всего отмечу, что еще пару лет назад небольшие подразделения Epson вообще не нуждались в таких сложных и дорогих системах, как R/3. Однако с ростом бизнеса компании в целом ее подразделения тоже достигли определенного уровня, и теперь R/3 им как раз впору. Кроме того, несколько лет назад Epson стала публичной компанией, и по этой причине эффективная информационная система ей просто необходима для сбора данных, их анализа и решения различных управленческих задач.

Причиной того, почему мы выбрали именно продукт SAP, стала гибкость R/3 в сравнении с другими ERP-системами (мы оценивали также ПО PeopleSoft и некоторых других производителей). Система R/3, в частности, оказалась наиболее эффективной для нас потому, что Epson осуществляет коммерческие операции в глобальном масштабе.

Моя задача заключается в том, чтобы выполнить полное внедрение R/3, в том числе и в самых крупных подразделениях Epson, примерно за год. В противном случае процедура ввода ERP-системы окажется слишком затратной.

  PC Week: Разрабатывает ли Epson какие-либо программные средства для собственных нужд?

Н. Н.: У нас есть группа программистов, которые занимаются разработками программных средств в интересах Epson. Замечу, что речь идет о ПО для решения инженерных, а не управленческих задач.

 PC Week: Вы используете собственные CAD/CAM-системы?

Н. Н.: Некоторые из применяемых нами CAD-систем действительно являются нашими разработками. Но в последнее время на рынке появилось много хороших программ, особенно в области трехмерного моделирования и конструирования. Некоторые из них мы также используем.

 PC Week: Многие японские компании разрабатывают информационные системы для сбора и хранения данных о компонентах и материалах, подлежащих переработке и повторному использованию. Занимается ли подобной работой Epson?

 Н. Н.: Поскольку мы должны думать о защите окружающей среды, то нам необходимо иметь такую систему. В настоящее время мы проводим подготовительные работы, но пока не решили, какую конкретно систему станем использовать.

PC Week: Применяются ли в Epson RFID-технологии?

Н. Н.: Сейчас мы находимся на финальной стадии разработки логистической системы, в которой для контроля цепочки поставок и обеспечения безопасности поставляемой продукции будут использоваться радиометки. Возможно, в ближайшее время эта система уже начнет функционировать. Мы надеемся, что логистическая система позволит нам устранить излишние звенья в цепочке поставок и таким образом компенсирует затраты на создание этой системы.

PC Week: Насколько велики расходы Epson на НИОКР?

 Н. Н.: Мы довольно много (около 6-7% от общего годового оборота) инвестируем в научные исследования и разработку, прежде всего современных электронных компонентов, которые затем используем для производства готовых изделий. Каждый год Epson регистрирует более 6000 патентов в различных странах мира.

PC Week: Чем для Epson являются роботы? Станет ли их производство коммерческим направлением в компании?

Н. Н.: Пока мы не собираемся выпускать роботы. Скорее они служат для нас средством демонстрации возможностей ключевых технологий - пьезоэлектрических, часовых, энергосберегающих, которые, как мы полагаем, будут важны и в будущем.

Сейчас много говорят о нанотехнологиях. Мы можем сказать, что уже давно имеем с ними дело. Как известно, традиции Epson идут от производства часовых механизмов, и наши инженеры достигли больших успехов в области миниатюризации и создания микросистем. Если посмотреть на печатающую головку струйного принтера, то ее отдельные детали изготавливаются с допусками, исчисляемыми долями нанометра.

 PC Week: Какова стратегия Epson на современном этапе?

Н. Н.: Для нас стратегическими являются три направления, связанные с формированием изображений на бумаге (принтеры), на экране (ЖК-проекторы) и на стекле (дисплеи). Для каждого из них мы создали ключевые технологии, например для пьезоструйной печати.

В последнее время во всех областях электроники идет переход от аналоговых технологий к цифровым. При этом, по мере того как цифровизация становится все более популярной, компаниям, долгие годы работавшим с аналоговыми технологиями, начинают составлять конкуренцию новые игроки. Поясню это на примере. Возьмем цифровые фотокамеры. Сегодня традиционным производителям фотооборудования типа Canon, Nikon или Olympus приходится конкурировать на этом рынке с такими фирмами, как Sony или Casio, не выпускавшими пленочных фотоаппаратов.

Не так давно мы начали продавать в Японии проекционные ТВ, и немало людей спрашивали нас, почему Epson идет на ТВ-рынок. Я могу ответить, что этот рынок очень привлекателен для многих производителей, прежде всего благодаря большому объему. Многие традиционные производители телевизоров в настоящее время перешли или переходят на цифровые технологии, причем не всегда этот переход является безболезненным. У нас же имеются все ключевые технологии, которые необходимы для выпуска цифровых ЖК-телевизоров. Вот почему мы можем выйти на соответствующий рынок.

Подчеркну, что цифровые технологии расширяют возможности всех производителей, и, на мой взгляд, на рынке могут произойти существенные изменения именно благодаря переходу на “цифру”. Возможно, мы попытаемся использовать свои ключевые технологии в новых сегментах рынка в ближайшие пару лет.

PC Week: Может быть, вы подразумеваете так называемую электронную бумагу? Будет ли Epson самостоятельно выпускать эту продукцию или станет продавать лицензии?

 Н. Н.: В настоящее время работы в области электронной бумаги еще ведутся в наших лабораториях. По завершении этапа исследований мы хотим пригласить к сотрудничеству другие заинтересованные компании, с тем чтобы наладить выпуск готовой продукции. Это не исключает, конечно, возможности лицензирования наших разработок.

PC Week: Как известно, Epson производит различные электронные компоненты. Есть ли у компании интерес к поставкам в Россию не только законченных продуктов, но и компонентов?

Н. Н.: Замечу, что наши электронные компоненты высоко ценятся на мировом рынке. И если мы почувствуем спрос на них в вашей стране, то, безусловно, будем поставлять их сюда.

  PC Week: Как вы оцениваете потенциал струйной печати? Что является главным направлением совершенствования струйных принтеров: скорость, размер капли, что-то другое?

 Н. Н.: Я думаю, что объем капли, который уже нами достигнут, - 1,5 пл - не требуется уменьшать, потому что каплю такого размера (ее диаметр в пять раз меньше толщины человеческого волоса) вы уже не можете увидеть невооруженным глазом. В области струйной печати, вероятно, мы должны работать в двух направлениях: улучшать цветовой охват и увеличивать скорость печати.

 PC Week: Теоретически чем больше цветных картриджей используется в принтере, тем лучшего качества печати можно достичь. Будет ли Epson идти по пути увеличения количества картриджей? Несколько лет назад ваша компания выпустила семицветный струйный принтер, однако он пользовался ограниченным спросом в Японии. Ведь появление еще одного картриджа сопряжено с дополнительными расходами при эксплуатации...

 Н. Н.: Все дело в том, что семицветный принтер был предназначен для потребительского рынка, где аспекты простоты эксплуатации и себестоимости печати действительно более важны. В то же время для профессионального рынка у нас уже есть печатающие аппараты большого формата с восемью цветными картриджами. Я полагаю, что на сегодня восемь цветов могут покрыть большую часть потребностей профессиональной печати.

Мы выпустили принтеры, в которых используются три оттенка черного цвета. Благодаря этому такие устройства могут обеспечить получение более выразительных черно-белых изображений, в том числе фотографического качества.

Наш подход состоит в том, чтобы предоставить наиболее совершенные принтеры, в первую очередь для профессиональных фотографов.

 

PC Week: А какие задачи необходимо решать в области любительской фотопечати?

Н. Н.: Вероятно, наиболее важная сейчас для нас деятельность - образовательная. В Токио наша компания открыла специальный фотоцентр - epsite, который изначально был ориентирован на профессиональных фотографов. В задачи центра входило привлечение их внимания к печатным технологиям Epson, а также сбор мнений относительно того, в каком направлении необходимо улучшать наши принтеры.

Однако помимо этого epsite работает и с более широкой аудиторией фотолюбителей, консультируя их по вопросам фотопечати. Например, они могут узнать о том, как правильно сделать ретуширование для фотографической печати. Подобные обучающие центры у нас имеются в США и некоторых европейских странах. По-видимому, мы будем увеличивать их число за счет открытия подобных центров и в других регионах.

 PC Week: А в каких направлениях совершенствуется проекционное оборудование Epson?

Н. Н.: Мы должны еще очень много сделать с точки зрения совершенствования технологии тонкопленочных ЖК-панелей, изготавливаемых из высокотемпературного поликристаллического кремния. Наши инженеры постепенно уменьшают массо-габаритные характеристики проекторов. В настоящее время в проекторах Epson используются ЖК-матрицы преимущественно с диагональю 0,9 и 0,7 дюйма, однако в лабораториях исследуются возможности применения 0,5-дюймовых панелей. Основная проблема, связанная с уменьшением размеров ЖК-матриц, состоит в необходимости повышения их оптической прозрачности, поскольку через меньшую поверхность панели при прочих равных условиях проходит меньший поток света. Занимаемся мы и усовершенствованием оптической системы. В частности, речь идет о концентрации идущего от лампы светового потока на меньшей площади.

  PC Week: Интересуется ли Epson другими проекционными технологиями, например DLP или LCOS?

Н. Н.: Исследования по технологии LCOS проводятся в наших лабораториях, но я не знаю, будем ли мы ее использовать в реальных продуктах. Что касается DLP, то мы считаем, что у технологии, основанной на применении трех ЖК-панелей, имеется явное преимущество, поскольку, как доказали японские ученые из университета Васеда, механизм формирования изображений с помощью DLP приводит к утомлению глаз и негативному воздействию на головной мозг.

  PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати