Среди людей
Сим Вонг Ху вывел Sound Blaster в мировые лидеры. Так почему же сегодня он так печален?
Сим Вонг Ху, сингапурский компьютерный предприниматель номер один, является едва ли не национальным героем. Ведь именно благодаря ему фирма Creative Technology стала лидером среди производителей звуковых плат, а ее продукт Sound Blaster завоевал более 60% мирового рынка. Однако сегодня его 13-летнее детище начало прихрамывать, а сам он теряет даже самых стойких своих сторонников. Вот что говорит по этому поводу Тан Хенг Менг, директор подразделения корпорации International Data по исследованиям Южно-Азиатского региона: “Я от всей души желаю ему успеха, но фирме, видимо, не хватает опыта управления, который ей так необходим, чтобы удержаться на вершинах мирового бизнеса”.
Если это действительно так, то вину за сложившееся положение можно возложить на Сима, да он и сам не пытается отрицать ее. Занимая посты председателя совета директоров и исполнительного директора, он принимает на себя ответственность за ошибки, приведшие к потере 37,6 млн. долл. из общего годового дохода в 1,3 млрд. долл. и к быстрой потере фирмой 75% рынка сбыта. “Я получил урок стоимостью 300 миллионов долларов”, - признается Сим, имея в виду падение стоимости принадлежащих ему ценных бумаг. Он считает, что слишком много внимания было уделено программе диверсификации производства, и подводит горький итог: “Мы забыли о своем основном бизнесе”.
Фирма дорого заплатила за это. В июне Creative понесла ущерб в размере 42 млн. долл. - ей пришлось списать в убытки быстро устаревшие дисководы CD-ROM и закрыть линию по их выпуску. Дело в том, что промышленности потребовался всего год с небольшим на переход от приводов CD-ROM с двухкратной скоростью к четырехкратной, затем - к шестикратной и восьмикратной. Однако на каждом этапе Creative выпускала их чересчур много, и в результате накопился большой запас морально устаревшей продукции. Теперь в своих мультимедийных комплектах Сим использует дисководы фирмы Samsung, считая это гораздо более безопасным. “Конечно, некоторые возможности роста мы теряем, - говорит он, - но ничего страшного в этом я не вижу. Я не хочу рисковать, мне нужна прибыль”.
MEA CULPA: Сим Вонг Ху считает,
что получил урок ценой в 300 млн. долл.
Закончившееся неудачей производство CD-ROM было частью плана Сима Вонг Ху по расширению бизнеса. К его воплощению Сим приступил сразу же после того, как в 1992 году возглавил фирму. В рамках новой программы было приобретено несколько компаний, одна из которых разрабатывала и выпускала аудиокомпоненты, другая - средства для видеоконференций, а третья - модемы. Сим занялся и множеством других многообещающих проектов, включая производство видеоплат и игровых картриджей. Каждый из проектов выглядел весьма привлекательно, однако все вместе они оказались для Creative непосильным бременем.
В результате сложившегося положения поредели ряды высшего руководства фирмы. В числе покинувших Creative - двое из ее основателей: вице-председатель совета директоров и руководитель технического отделения Нг Кай Ва и Чей Квон Сун, президент Creative Labs, американского отделения фирмы. Ушли из фирмы также финансовый директор Патрик Вердерико и вице-президент Рик Соркин, стоявшие у истоков многих стратегических альянсов фирмы. Соркин сейчас занимает пост исполнительного директора фирмы Zip2. Он считает, что на нынешнем этапе главная цель Сима заключается в создании команды, которая могла бы справиться с крупномасштабным комплексным бизнесом. “У Creative по-прежнему огромные перспективы развития, - считает Соркин. - Главная ее беда - слабость исполнительного механизма”.
Сим намерен сконцентрировать усилия на основном продукте - аудиосистемах, а также приступить к выпуску сопутствующих им средств связи. При этом внимание будет обращено не на микросхемы, ассортимент которых на рынке постоянно растет, а на программное обеспечение. Но в замыслах Сима наметился еще более фундаментальный сдвиг. Он уже не рассматривает технологию как главное условие успеха. “Сегодня на рынке можно найти любые технические средства, поэтому делать ставку на технологию не стоит, - утверждает он. - В активе фирмы остается всемирно известная торговая марка, мы ведь стали на аудиорынке тем, чем стал McDonalds в системе быстрого питания”.
Но это вовсе не значит, что технологический подход изжил себя. Большинство потребительских ПК и многие компьютеры для деловой сферы уже оснащаются встроенными средствами мультимедиа, а это резко снижает спрос на простые комплекты модернизации, выпускаемые Creative. К тому же все больше мультимедийных функций сейчас возлагается на центральный микропроцессор. В этом плане Creative может стать QEM-производителем и с небольшой выгодой для себя снабжать производителей ПК платами и наборами микросхем. Но у фирмы есть и другой выход - разработать технологии, которые значительно улучшили бы качество звучания и тем самым подтолкнули пользователей к модернизации своих компьютеров.
В качестве своих потенциальных клиентов Сим рассматривает 20 млн. потребителей, которые за два последних года приобрели мультимедийные ПК. Но как убедить их, что настало время провести модернизацию? “Ответ на этот вопрос стоит миллиард долларов”, - утверждает Крейг Макхью, генеральный менеджер Creative Labs. И получить его нелегко. Чтобы произвести впечатление на пользователей, нужно дать им почувствовать разницу между серийными средствами мультимедиа и предлагаемыми фирмой комплектами, построенными по технологии wave-table (“звуковых таблиц”). Они позволяют воспроизводить подлинное звучание музыкальных инструментов, а не синтезированную имитацию. К тому же нужно еще и убедить покупателей в необходимости выложить за новшество $279. Чтобы завлечь потребителей в магазины, Creative приступает к праздничным блиц-распродажам и удваивает расходы на рекламу. Кроме того, 50 специалистов по маркетингу уже отправились в турне по всему континенту, чтобы провести демонстрацию непосредственно в магазинах. В этих же целях Creative намерена использовать и выставку Comdex, где она представит аудиопродукты нового поколения.
И все же аналитики не ожидают резкого увеличения спроса на высококачественные аудиокомпоненты. “Большинству пользователей ПК звуковое сопровождение нужно лишь для компьютерных игр, - считает Майк Фейбус, глава фирмы Mercury Research. - Безусловно, звуковые таблицы повысят качество звучания, но ведь компьютеры не используются для прослушивания музыки”. Если Фейбус окажется прав, Симу придется долго ждать следующей большой волны модернизации мультимедийных ПК. Пока же у него богатые резервы. Во-первых, ему принадлежит известнейшая торговая марка Blaster. Во-вторых, у него есть 200 млн. долл. наличными. В-третьих, Симу наконец-то удалось решить проблему складских запасов. Что же касается проблем, то они есть и у главных конкурентов Creative.
Сим с полной уверенностью предсказывает, что следующий год будет успешным для его фирмы, и большинство финансовых аналитиков согласны с этим. Однако остается неясным, сможет ли он в достаточной мере повысить уровень продаж и прибыли, чтобы вернуть фирме лидирующее положение. Пока Сим, не прибегая к посторонней помощи, сам несет тяжелое бремя управления. Что ж, ему еще предстоит продемонстрировать, насколько хорошо он усвоил урок ценой 300 млн. долл.
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ
Сим Вонг Ху
Возраст: 41 год.
Должность: председатель совета директоров и исполнительный директор фирмы Creative Technology.
Образование: в 1978 г. закончил Ngee Ann Technical Colledge в Сингапуре, специальность - инженер по электронике.
Послужной список: после окончания колледжа работал в различных компаниях. В 1983 г. совместно с друзьями организовал фирму Creative Technology, которая занялась разработкой первого сингапурского настольного компьютера, а затем - “говорящего” ПК. В 1989 г. под его руководством начался выпуск звуковой платы Sound Blaster. В 1992 г. официально возглавил фирму.
Дополнительная информация: холост. Еще пару лет назад скромно жил в доме своего брата, сейчас купил квартиру в кооперативном доме. Когда хочет отдохнуть, играет на пианино, хотя нотной грамотой не владеет. Носит дешевые цифровые часы с калькулятором.