13 - 14 июня в гостинице “Олимпик-Пента” проходил семинар фирмы Microsoft под названием, вынесенным в заголовок этой статьи. Всего на семинаре, по словам представителя АО “Microsoft”, зарегистрировалось около 150 фирм, представляющих как различные сферы частного бизнеса, в том числе и банки, так и государственные структуры.

 

На второй день семинар, посвященный Internet/intranet, вел г-н Гюнтер Фишер, системный инженер Европейского отделения Microsoft. После короткого вступления, посвященного разъяснению собравшейся публике понятия “Internet” и его истории, ведущий перешел к описанию масштабности этого явления во всем мире и для начала продемонстрировал на экране шутливую картинку. Вылезший из подворотни бомж просит прохожего: “Одолжи один доллар на Интернет!” Почему-то эти слова напомнили мне фразу из фильма “Робот-полицейский”, обладателя приза “Оскар”: “Я не дал бы за них и доллара...”

 

Каждому участнику семинара выдавалась статья Билла Гейтса “Internet-ПК”. Судя по ней, несмотря на действительно невероятно бурное развитие всемирной компьютерной сети, фирма Microsoft не выглядит особенно счастливой от появления нового и потенциально очень емкого рынка. В самом деле, какой прекрасной была ее жизнь еще год-полтора назад! Практически весь рынок настольных систем находился под ее контролем, по OS/2 готовился последний сокрушающий удар в виде Windows 95, и ничто вроде бы не предвещало бури. Из 5 миллионов Windows-разработчиков 3 миллиона писали программы с помощью Visual Basic. Однако невесть откуда взявшаяся Netscape неожиданно захватила 80% интернетовского рынка, и Microsoft оказалась внезапно оттесненной в этой гигантской нише на второе место. Впрочем, догонять (и перегонять) конкурентов Гейтсу приходится довольно часто, достаточно вспомнить битву с Си-компилятором фирмы Borland.

 

Программа Netscape Navigator, по утверждению Билла Гейтса, “какое-то время распространялась бесплатно”. Надо полагать, сейчас она должна распространяться за плату, но я месяц назад выкачал ее самую последнюю версию с встроенным HTML-редактором по-прежнему даром. Кстати, слово “бесплатно” в отношении ряда изделий Microsoft звучало в устах г-на Фишера не один раз и подчас специально выделялось  -  начиная от Microsoft Internet Explorer (IE), главного конкурента Navigator, и кончая Internet Information Server (IIS), Web-сервером, который, вообще-то, для своей работы требует наличия как минимум Windows NT Server 3.51, стоящего порядка тысячи долларов. Это, однако, не смутило многотысячную армию пользователей: за первую неделю со странички Microsoft было считано более 14000 копий IIS. Интересно, что Microsoft планирует использовать в будущих версиях IE различные элементы из продуктов Netscape, например технологию “plug-in”, а Netscape, по замыслам Microsoft, будет использовать в своих программах технологии из Редмонда, в частности ActiveX.

 

Но мало того, что Netscape хочет превратить свой просмотрщик в полноценную операционную систему и “победить” Microsoft, тут еще и “Sun, Oracle и ряд других компаний” подбираются к ней по ранее протоптанной дорожке, которая, впрочем, однажды быстро заросла мхом. Их план создания Internet-терминала  -  дешевого компьютера без жесткого диска, в который вся информация и пользовательские программы будут загружаться из сети,  -  должен в конечном счете сделать ненужными ПК и, соответственно, Windows.

 

Однако Билл Гейтс настроен оптимистично и заявляет: “Я по-прежнему делаю ставку на ПК. И на Windows”. По словам докладчика, “основная идея стратегии Microsoft в отношении Internet  -  это использование уже существующих технологий”. Звучит вполне разумно. Начиная от вьюверов и HTML-генераторов для каждого из продуктов MS Office, приспособленных для работы в Internet (эти дополнения будут прикладываться к коробочным оригинальным версиям бесплатно), и кончая легко расширяемым IIS, работающим под управлением Windows NT, а также внедрением интернетовских технологий в BackOffice  -  все это вполне может сделать Microsoft лидером и в области глобальных сетей.

 

В принципе, все рассказанное на семинаре носило несколько рекламный характер, как, впрочем, и должно было быть. Докладчик порой несколько лукавил, демонстрируя переносимость некоторых объектов между различными платформами и просматривая сгенерированные HTML-странички с помощью Netscape Navigator, при этом вроде бы путаясь в меню просмотрщика-конкурента и ссылаясь на его сложную структуру: “Вот, вы видите  -  в Netscape Navigator теряются некоторые элементы форматирования”. Про обратную несовместимость, конечно, не говорилось.

 

Подробнее про Internet-стратегию фирмы Microsoft, упомянутую на семинаре, вы можете прочитать в статье, посвященной ActiveX  -  крупномасштабной технологии Microsoft, охватывающей практически все сетевые аспекты (см. PC Week/RE, № 25/96, с. 48).

 

Сергей Бобровский

Версия для печати