Движение вперед

Масайоши Сон из корпорации Softbank не испытывает страха. Он ставит 600 млн. долл. на то, что Internet действительно изменит мир

       

Для этого, возможно, выбран не самый лучший момент: акции Internet резко падают, менеджеры по информатизации начинают новые проекты, связанные с Сетью, с большой осторожностью, а Web Review, многопрофильный узел для пользователей World Wide Web, блуждает в потемках. Но все это не страшит Масайоши Сона, исполнительного директора японской корпорации Softbank. Он уже рискнул 67 млн. долл., вложив их в 30 новых узлов Internet. А скоро он надеется мобилизовать 500 млн. долл. для того, чтобы вложить их еще в 100 узлов. Пока это самая большая подвергаемая риску сумма вложений в Internet, благодаря которой Сона можно назвать крупнейшим игроком в киберпространстве.

 

Но Сон не из тех, кто пользуется случаем для того, чтобы быстро сорвать куш. Эти долгосрочные инвестиции предназначены для развития его американских фирм-производителей, в число которых входит издательство Ziff-Davis Publishing (выпускающее PC Week), два предприятия по коммерческому распространению кинофильмов, компания по предоставлению ПО в аренду и издательство технической литературы. Сеть могла бы поставить под угрозу жизнеспособность этих компаний. Но с ее помощью Сон расширяет сферу их деятельности. Взять, к примеру, Ziff-Davis. В середине июля компания открыла The Site, узел просмотра компьютерного телевидения и работы с Web в новой кабельной и онлайновой сети MSNBC. По расчетам Сона, почти половина прибылей корпорации Softbank в конечном счете будет поступать от бизнеса, связанного с использованием Internet. "Internet  -  это не просто временный бум,  -  с уверенностью заявляет он,  -  это новая парадигма для передачи информации, и такое случается лишь раз в 50 лет. Назад пути нет".

 

Сона вообще нельзя назвать осторожным инвестором. Его корпорации часто приходилось браться за трудные дела. Он вложил 108 млн. долл. из фондов и объединенного капитала корпорации в компанию Yahoo, Службу главного каталога Web, 23 млн. долл.  -  в компанию OnLive Technologies, которая обеспечивает через Internet голосовую связь в реальном времени, и 13,5 млн. долл. в корпорацию USWeb, имеющую лицензию на услуги по управлению узлами Web. Кроме того, корпорация Softbank страстно мечтает о создании совместных предприятий и поглощении компаний для решения творческих задач. В июне она вместе с компаниями Time Warner и Intel открыла в Web узел виртуальной реальности The Palace, а в апреле через Ziff-Davis объединила усилия с фирмами Interactive Marketing и Network 1.0 для создания компании Softbank Interactive Marketing, сразу же ставшей крупнейшим распространителем рекламы в Web.

 

Структура корпорации Softbank сложна, но именно она может послужить ключом к успеху в качестве инвестора Internet. Японская родительская компания, дистрибьютор ПО, чьи совокупные прибыли в этом финансовом году составят, по прогнозам, 2,9 млрд. долл., имеет пять крупных дочерних предприятий в США. Она управляет этими фирмами-производителями через холдинговую компанию Softbank Holdings, в которой работают специалисты по финансам, инвестициям, а также по слиянию и поглощению компаний. Softbank Holdings распределяет фонды корпорации и ее венчурный капитал между фирмами-производителями и сама совершает прямые инвестиции. Модель управления напоминает схему распределенных вычислений. Фирмы-производители выступают в роли серверов  -  каждая из них работает независимо, будучи сильно ориентированной на какой-то один фрагмент рынка. Но все они связаны с супер-сервером (самим Соном) для координации средств и стратегий.

 

Разведчики.

Руководители фирм-производителей зачастую ведут себя как разведчики и спонсоры новых капиталовложений. "Компания полагается на наш опыт и знание рынка",  -  говорит Эрик Хиппо, исполнительный директор компании Ziff-Davis, являвшейся головным отрядом корпорации при заключении сделок с компаниями Yahoo, Interactive Marketing и USWeb. Эти отношения не прекращаются, после того как высыхают чернила. Компания Ziff-Davis уже начала выпускать через Yahoo два новых журнала по Web. Она взаимодействует с корпорацией USWeb по вопросам стратегии, благодаря чему, по словам Хиппо, был создан новый канал распространения публикаций Ziff-Davis и рекламы от компании Softbank Interactive Marketing между почти 200 000 мелкими и средними узлами Web.

 

Деятельность компании Softbank Services Group еще проще. Рон Шрайберг, ее председатель и соруководитель, вкладывает деньги в компании, которые являются или могут стать клиентами для получения услуг, предоставляемых компанией по аренде ПО. Шрайберг имеет стол заказов и центры технической помощи и распространения для десятков поставщиков программного и аппаратного обеспечения. Среди них  -  получившая полгода назад средства от Softbank компания GoodTimes Entertainment, выпускающая программное обеспечение для пользователей. Шрайберг надеется, что деньги корпорации Softbank будут способствовать более быстрому росту компании GoodTimes, а для него обернутся еще большими прибылями. Другая перспектива связана с

 

E-Trade Group, фирмой по электронной продаже акций, в которую корпорация Softbank только что вложила деньги.

 

В ближайшее время у Шрайберга может появиться столько клиентов, что он с ними не справится. Это связано с тем, что компания Softbank Holdings собирается до конца года вложить средства в 30 компаний, действующих на базе Internet, а к середине 1997 года  -  возможно, еще в 40 компаний. Он мобилизует 500 млн. долл., продавая облигации сроком действия на 7 лет. Тем временем состоявшая из двух сотрудников группа компании по венчурному капиталу укрепляется для управления притоком денег. До сих пор эта группа полагалась на руководство, обеспечиваемое дочерними предприятиями. Теперь же компания добавила в нее трех новых специалистов по инвестициям и выстраивает очередь из партнеров по венчурному капиталу, которые будут инвестировать средства от ее имени. По словам старшего вице-президента Гэри Рискела, из этого нового фонда 30% будет направлено на крупные капиталовложения типа сделки с корпорацией USWeb на 13,5 млн. долл.; примерно 5% будут использоваться как рисковый капитал, вкладываемый на самой ранней стадии проектов, а остальная часть предназначается для более типичных вложений в размере от 2 до 3 млн. долл.

 

Когда накапливается такое количество денег для инвестирования, может показаться, что корпорация Softbank будет разбрасываться ими направо и налево. Но Рискел утверждает, что инвестиции будут строго целевыми. Компания должна стать потенциальным лидером в своем секторе. Она должна внести свой вклад в инфраструктуру услуг Internet и при этом действовать согласованно с фирмами-производителями корпорации Softbank, т. е. без излишней конкуренции с ними и между ними. Рискел также пытается избежать инвестиций в компании, которые конкурируют с крупнейшими партнерами-поставщиками корпорации Softbank, такими, как Microsoft, Netscape и Oracle, что не всегда легко  -  сегодня эти гиганты раскинули свои щупальца почти повсеместно. Иногда он кое в чем забегает вперед. Взять, например, его инвестиции в фирму CyberCash. И Netscape, и Microsoft давали понять, что они могут предложить электронную валюту под своей собственной маркой. Но Рискел уверен, что остальная часть делового мира не допустит, чтобы один поставщик владел такой стратегической частью рынка.

 

Никаких ограничений.

Взгляните на Yahoo  -  теперь это одно из самых известных имен в Internet. Между тем и у компании Ziff-Davis появились средства для быстрого распространения публикаций в Internet. А поскольку Softbank является компанией мирового масштаба, такие возможности не ограничиваются одним континентом. В апреле компания Yahoo вместе с корпорацией Softbank организовала Yahoo Japan, первую крупную Службу каталога для локализации материалов для пользователей, не говорящих по-английски. Как сказал Тим Кугл, исполнительный директор компании Yahoo, "мы уже видели обзоры, показывающие, что этот узел имеет самый большой трафик за пределами Северной Америки".

 

Сон предпринял ряд серьезных нововведений. Он понял, что компания Softbank Interactive Marketing (60% которой принадлежат корпорации Softbank) должна работать по всему миру. Поэтому он способствовал созданию совместного предприятия между SIM и фирмой Densu, крупнейшим мировым рекламным агентством. Это предприятие, получившее название Cyber Communications, представляет рекламных клиентов Internet в Японии и Азии.

 

Но не напоминают ли такие отношения договор с иностранным государством, втягивающий страну в акции, в которых она не заинтересована? Не приходится ли новым компаниям играть по правилам корпорации Softbank? До сих пор они чувствовали себя свободными. Например, от информационной службы для разработчиков ПО inquiry.com, по словам ее президента Рида Тоссига, никто не требовал, чтобы она порвала отношения с провайдерами информации, конкурирующими с Ziff-Davis.

 

Хотя еще слишком рано говорить о том, как будут развиваться эти дружеские отношения. Прежде всего, многим из них лишь несколько месяцев или недель от роду и в ближайшее время к ним примкнут десятки новых компаний. По той же самой причине невозможно судить о том, насколько мудрой была корпорация Softbank в своем выборе. Подобные сделки, да и сам рынок, пока еще слишком новы. Джим Брайер, отвечающий за венчурный капитал в компании Accel Partners, которая заключает совместные сделки с корпорацией Softbank, считает, что компания хорошо поработала над определением нескольких стратегических сегментов. Он утверждает: "Можно создать большие и привлекательные возможности, если сосредоточиться на инвестициях в заключительные стадии проектов, тесно связанных с вашим бизнесом". А по мнению Ричарда Шаффера, главы издательства Technologic Partners, выпускающего информационные бюллетени, пока трудно определить победителей на раннем этапе этой игры, "но есть достаточно денег для того, чтобы поставить фишки на все секторы игорного стола".

 

Рисковый бизнес? Тем не менее не все так оптимистично расценивают шансы корпорации Softbank. Дэвид Уизероу, исполнительный директор фирмы Venture One, занимающейся исследованием проблем, связанных с венчурным капиталом, считает, что корпорация заключает рисковые сделки. Прежде всего, они не отличаются разнообразием. "Они рисковые по определению",  -  утверждает Уизероу. А поскольку сотрудники корпорации Softbank, занимающиеся развитием бизнеса, не являются специалистами по венчурному капиталу, "они рискуют слишком большими деньгами".

 

Рискел из корпорации Softbank согласен с тем, что портфель сделок не очень разнообразен, но считает это положительной стороной. Он и его коллеги хотят досконально изучить один потенциально большой рынок, вместо того чтобы распылять свои усилия в более широком диапазоне. "Рискуем мы только в единственном случае  -  если феномен Internet окажется в целом неудачным",  -  говорит Рискел, хотя он и многие другие считают это крайне маловероятным. Но даже если такое случится, то, по словам Рискела, "у нас есть куда отступать  -  это наш основной бизнес".

 

Следует иметь в виду еще вот что: сумма в 500 млн. долл. сравнима с традиционными фондами венчурного капитала. Но она инвестируется компанией, которая потратила за последние 18 месяцев почти 3 млрд. долл. на слияния и которая планирует мобилизовать еще большие средства для очередного раунда поглощений. Вот почему она вовсе не выглядит безрассудным азартным игроком.

 

Стив Хэмм

 

К исполнительному редактору Cтиву Хэмму можно обратиться по адресу: shamm@zd.com.