РЫВОК ВПЕРЕД
Для того чтобы превратить всех этих "рабов Microsoft" в королей информации, требуется полная трансплантация личности
Это можно назвать стратегией постепенного проникновения. В июне Microsoft "основала" Slate - новую республику киберпространства, в середине июля начал работать MSNBC. А осенью этого года Microsoft представит такие развлекательные программы, как онлайновый журнал о путешествиях Mungo Park и интерактивную викторину NetWits. Несомненно, что после долгих разговоров Microsoft решила стать компанией - производителем масс-медиа.
Но не стоит недооценивать, какой удар это наносит по самой корпорации. Это еще не совсем трансплантация мозга, но уже близко. В конце концов, Microsoft не слишком похожа на традиционную медиа-компанию. Между ней и национальными издательскими и развлекательными центрами - огромная пропасть. Средний "раб Microsoft" - это прямолинейно мыслящий математический "гений", нанятый сразу после выпуска из колледжа. Беззаветно преданный идеям Гейтса, он совсем не похож на кочующего шоумена или преуспевающего журналиста - это тоже надо уметь. Если людей, привыкших обмениваться знаниями о битах и байтах с пучеглазыми типами из отделов информационных технологий, заставить работать с субъектами, подобными ненормальному предсказателю погоды Вилларду Скотту, то для них это будет слегка чересчур.
Билл Гейтс делает все возможное, чтобы не обмануть ожиданий. "Все это предпринимательские дела, - говорит он, пожимая плечами. - Кто-то добьется успеха, а кто-то - нет". Но эта демонстрация безразличия явно не стыкуется с тем усердием, с которым работает корпорация. Штат нового отдела Interactive Multimedia Division превысил 2 000 человек, а работники отдела, заключающие сделки, работают сверхурочно. В дополнение к грандиозным проектам с NBC и Hollywood’s DreamWorksSKG они разработали совместные проекты с Paramount Pictures и Black Entertainment Television. Что касается работы внутри Microsoft, то здесь сеть The Microsoft Network превращается из трибуны для других пользователей в витрину творческой деятельности корпорации. Кстати, руководители Microsoft пересматривают схему организации, обращаясь к новым способам ведения дел и нанимая новое поколение служащих, больше привыкших работать перед камерой, чем за компьютером.
Происходит слияние совершенно разных культур - и вот технологические компании, большие и маленькие, вынуждены вступить в схватку друг с другом за право жизни в Эру Internet. "Ветераны Microsoft сначала изучают технологию, а затем ищут рынок сбыта, - сказала Пэтти Стоунсайфер, старший вице-президент, заведующая отделом Interactive Media Devision. - Сегодня появляется множество творческих людей, для которых на первом месте стоит потребитель".
Столкновение менталитетов. Неизбежным следствием всего этого является столкновение менталитетов. Натан Мирвольд, исполнительный вице-президент по приложениям и содержимому, вспоминает, что однажды, когда в Microsoft набирали кадры для потребительского отдела, он, решив проверить технологические знания журналиста со стажем, претендовавшего на место, спросил, сколько мегабайт текста он написал за год. На этом все и кончилось. "Попытку измерить его работу в чем-то вроде килограммов он воспринял как оскорбление, - рассказал Мирвольд. - Больше мы не задаем подобных вопросов".
Первый опыт работы Microsoft с новыми средствами информации показал, что между продажей ПО и распространением информации, развлечений и произведений искусства существует огромная разница. Потребительский отдел наводнил рынок компакт-дисками, но их тематика не отличалась разнообразием. Помните Microsoft Dogs? По словам Стоунсайфер, накопив опыт по составлению справочников и созданию продукции для детей, отдел сосредоточился на выпуске гарантированных хитов в популярных жанрах. Опыт с MSN был еще более болезненным. Microsoft рассматривала себя в качестве канала для примерно 600 провайдеров содержимого сети. Результат - слишком много посредственности. Компания приняла решение пристально следить за качеством содержимого MSN, хотя на самом деле сама она это содержимое и не производит.
Новые проекты Microsoft, связанные с информацией, стали еще грандиознее и сложнее. Чтобы разобраться во всем этом и работать с ним, в корпорации были произведены огромные организационные изменения. Например, потребительский отдел, отдел MSN и другие информационные подразделения Microsoft в марте этого года были объединены в новый отдел Interactive Media Division. Руководит этим отделом бывший начальник потребительского отдела Стоунсайфер. В апреле 1996 г. Лаура Дженнингс, ставшая известной как начальник группы по разработке продуктов для E-mail, возглавила проект MSN, запущенный теперь уже в качестве службы Internet.
Но грядут более глубокие изменения. Сегодня более двух третей для отдела Стоунсайфер подбирается вне компании. Это иллюстраторы, журналисты и продюсеры, а не только программисты. В Microsoft появляется и новое поколение менеджеров, хорошо дополняющих своих начальников, больше привыкших работать с ПО. Например, вице-президент по стратегическому сотрудничеству Питер Ньюперт нанял на место главного редактора в MSNBC Interactive Меррилла Брауна, опытного газетного журналиста, онлайнового редактора и создателя Court TV. А Дженнингс из MSN пригласила бывшего начальника производства Warner Interactive для создания и приобретения содержимого MSN и для руководства продюсерами. "Мне нужны профессионалы в сфере информации, - заявила Дженнингс. - Лучшие из моих продюсеров могут, взглянув на содержание, сразу сказать, что с ним не в порядке. Надо обладать интуицией, чтобы понять, какие именно развлечения нужны людям. Это так просто не вычислишь".
Набор новых работников - тоже дело интересное. Имея хороший капитал, Microsoft благодушествовала, платя умеренное жалование и компенсируя его приличными премиями, что превращало обычных программистов в миллионеров. Но для более высокооплачиваемых профессионалов в области информации, приглашенных из Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, нужен был другой подход. И Дженнингс, вопреки сложившейся традиции, пришлось увеличить зарплату и соответственно уменьшить премии.
Менеджеры Microsoft также произвели некоторые изменения. Они привыкли к появляющимся через год или два проектам, связанным с десятками или сотнями людей. Но публикация информации в сети - дело совершенно другого масштаба. Для многих информационных проектов необходимы небольшие группы разных специалистов. А поскольку эти люди не пишут программ, они получают гораздо меньше указаний "сверху". "Теперь не все подчиняется идеям Гейтса, - утверждает Стоунсайфер. - Сейчас необходимо предоставить небольшим группам намного больше полномочий и независимости".
Но это не значит, что о надзоре совсем забыли. На самом деле хваленый метод аналитических обзоров продуктов Microsoft теперь управляет движением вперед даже еще в большей степени, чем раньше. Отчеты составляются раз в неделю, а не раз в месяц. Условия работы в сфере информации требуют большей отдачи, в особенности от разработчиков ПО. Ньюперт заявляет: "Это значит, что мы должны выпускать продукцию каждый день и каждую минуту, и это очень сложная задача для программистов".
По Лезвию Ножа. Возможно, еще более сложной задачей для самого Ньюперта является поддержка взаимоотношений с NBC. В MSNBC с обеих сторон были вложены равные средства, чтобы создать этакую информационную династию в Век Информации и никак не меньше. NBC управляет своим хозяйством из новой штаб-квартиры кабельного телевидения в Форт-Ли (шт. Нью-Джерси). Microsoft контролирует работу интерактивных систем из Редмонда (шт. Вашингтон). И там, и там телевизионщикам и редмондцам придется общаться, и люди Брауна могут даже вторгаться в область интересов корреспондентов и съемочных групп из NBC. "Нам придется совать носы в дела друг друга", - считает Энди Лэк, президент NBC News.
Но сможет ли руководство Microsoft закрывать глаза на деяния своих журналистов? Прямой ответ на это - первая статья редактора Slate Майкла Кинзли, обсуждающая вопрос, является ли Microsoft "злом". По последним данным, его еще не уволили. Редактор MSNBC Браун, заявил, что он не побоится опубликовать любое сообщение о компании, независимо от того, будет ли оно критическим или нет. И он не чувствует себя обязанным получать одобрение руководства и в дальнейшем. "Я не собираюсь нести это как флаг", - заявил он. По всей видимости, руководители Microsoft уже пару лет назад смирились с вмешательством редакторов. Кит Роу, бывший начальник отдела новостей, а теперь директор отдела технологий при MSNBC, рассказывает, как однажды одной из рабочих групп компании не понравилось объявление в MSN и она попросила его убрать. Роу отказал. Он заявил, что составление содержания NBC - не дело рабочих групп. Разбирательство дошло до Гейтса и было решено в пользу Роу. "С тех пор у нас больше не было проблем", - сказал он.
Но на данный момент более актуально другое: есть ли у Microsoft специалисты, чтобы успешно распространять информацию с помощью Web. Ведь в конце концов MSN потерпела что-то вроде неудачи в области содержания, несмотря на то что смогла привлечь 1 млн. подписчиков. Успехи в распространении информации пока еще на уровне черной магии. Возьмем к примеру Sainfeld. Кто мог предположить, что он станет суперхитом. "Лучшие информационные планы - это не исследовательские проекты. Для их создания нужно вдохновение, которое редко приходит к людям в такой большой компании, как эта", - считает Майк Слейд, бывший руководитель из Microsoft, а теперь исполнительный директор в корпорации Starwave (Бельвью, шт. Вашингтон), издающей ESPNET SportsZone. А Дэвид Тэлбот, редактор журнала о Сети Salon с главным офисом в Сан-Франциско не уверен, правильно ли Microsoft представляет себе Web в качестве проводника информации. Он обращает внимание на то, что когда Slate появился, в нем отсутствовали средства для общения и проведения форумов. "Это то же самое, как если появиться на работе в первый день без штанов", - сказал он.
Достойный Соперник. Но не поймите их неправильно: Слейд и Тэлбот относятся к Microsoft, как к очень серьезному сопернику. "Это не тактический удар, это атомная война", - заявил Слейд. Билл Басс, главный аналитик фирмы Forrester Research, уверен, что Microsoft полностью контролирует основанные ею информационные компании, которые из-за этого создают узлы Web в старых традициях, а не предлагают что-нибудь действительно новое. "Microsoft вступает во все это без подобных предубеждений", - сказал он. Microsoft, начиная войну, имеет неплохой капитал в 4,7 млрд. долл., т. е. она может покупать содержание вагонами, широко экспериментировать, проводить агрессивную политику по завоеванию рынка и делать инвестиции на длительный срок. У нее есть также средства, чтобы направить мощный поток данных на свои узлы Web с помощью Windows-приложения для MSN и используя кабельную сеть NBC.
Безусловно, Microsoft не грустит. Она не публикует Suck, Feed, Cybergirl или Crash Site - компьютерные лакомства для заядлых обитателей "Всемирной паутины". "Нам будет не просто объяснить такой подход", - допускает Ньюперт. Но если преуспеть в деле превращения Сети в средство массовой информации и привлечения в киберпространство десятков миллионов людей, то, возможно, это будет уже не так важно.
Стив Хэмм
С исполнительным редактором Стивом Хэммом можно связаться по адресу: shmm@zd.com.
"Нам придется совать носы в дела друг друга", - считает Энди Лэк, президент NBC News