У них не было проблемы поиска денег. Это, похоже, самая легкая часть работы для компаний, обеспечивающих поиск в Internet, которые увеличили капитал более чем на 150 млн. долл. за последние три месяца. Но если таких служб станет более дюжины, перед компаниями Excite, Infoseek, Lycos и Yahoo встанет вопрос выживания: как выделиться среди других. "Мы чувствуем, что этот рынок будет способен поддерживать два или три глобальных массово-рыночных Internet-путеводителя в следующие два года", - заявил Джефф Маллет, старший вице-президент Yahoo (Саннивейл, шт. Калифорния).
Из анализа оборота средств и заключения сделок становится ясно, что поисковые компании знают: время - деньги. Только за последнюю неделю июня Yahoo заключила сделку о разработке основы для Internet-заголовка фирмы Berkeley Systems; Infoseek подписала контракт с FreeLoader о создании пользовательского оффлайнового браузера; Lycos стала сотрудничать с Sotheby’s и другими фирмами в создании киберпространства для любителей произведений искусства и антиквариата.
За этим стоит понаблюдать. Узлы поиска в Web являются наиболее занятыми и привлекают большинство рекламных средств. Пока они являются основным источником доходов компаний, делающих бизнес на Web. "Если у парней, специализирующихся на поиске, возникают сложности в получении рекламной прибыли, то остальные могут забыть об этом", - заявил Тэд Джулиан, Internet-аналитик IDC - компании, занимающейся исследованиями рынка (Фреймингхэм, шт. Массачусетс).
На этой стадии игры поисковые компании большей частью следуют друг за другом: Excite и Infoseek предлагают собственные газеты, Lycos и Yahoo собираются сделать то же самое. Но руководители выбирают различные ключевые стратегии, которые станут основой долговременного успеха.
№ 1: Создание "сильной" марки. Yahoo, единственная из четверки лучших, рекламируемая по телевидению, здесь впереди всех. "Мы считаем, что марка - это главное, - заявил Маллет. - Это то, что переживет все подъемы и падения". Основываясь на вере в то, что 20 млн. новых потребителей получат прямой доступ в Сеть в следующем году, тратятся миллионы на пятимесячную рекламную кампанию по телевидению, в печати, на радио и афишах под девизом "Do You Yahoo?"
Их конкуренты также осознали необходимость рекламы. В июле Excite начала большую рекламную кампанию и заключила удачную сделку с The Tribune Co о посылке Web-обзоров в более чем 250 газет. Lycos подписала соглашение с Simon & Schuster об использовании своего имени в серии книг по Internet. Все лучшие поисковые компании потратили более 5 млн. долл. каждая за место на гиперактивной базовой странице Netscape.
№ 2: Партнерство. Yahoo, которая имела наименее исчерпывающие возможности поиска, в прошлом месяце заключила удачную сделку о включении механизма AltaVista корпорации Digital Equipment в свой Web-узел. Это позволит ей не отстать от Lycos, которая недавно обновила свою службу с целью сделать ее самой быстрой на рынке, и от Infoseek, планирующий увеличить мощность механизма поиска за счет технологии, лицензированной у Xerox. Но технология - не единственная цель, которую преследуют поисковые компании. Excite в мае согласилась на сотрудничество в совместном развитии служб поиска и каталогов для Sega Saturn NetLink, видеоигровой Web-приставки. Yahoo заключила сделку с Visa о создании электронного рынка.
№ 3: Рассылка основного содержания. Покупка этой службы может дорого стоить. Lycos (Мальборо, шт. Массачусетс) потратила 5% дохода в октябре 1995 г. на покупку Point Communication, которая публикует Web-обзоры. Infoseek подписала более 25 контрактов с Billboard Online, U.S. News & World Report, The New Republic и др. и добавляет по три-четыре новых издания и онлайновых партнера в неделю. Между тем, Lycos добавила себе такую оригинальную черту, как еженедельная колонка из Cybergrrl. "Миллионы людей приходят каждый день - мы хотим дать им повод задержаться чуть дольше", - заявил исполнительный директор Lycos Боб Дэвис.
№ 4: Добавление различных (и оригинальных) особенностей, чтобы стать "целью", а не только средством. Чтобы удержать приток пользователей Web, Lycos включила в свою службу средства, дающие возможность пользователям получить карту улиц любого города простым набором адреса и доступ в трехмерную комнату переговоров. В этой части Yahoo предлагает только детскую версию сервиса. Все стремятся к одной цели: выиграть больше рекламных долларов и не потерять их. Forrester Reseach считает, что затраты на Web-рекламу возрастут с 37 млн. долл. в прошлом году до 2,6 млрд. долл. к 2000 г. И это большой куш, от которого поисковые компании отхватят значительную часть: Reseacher WebTrack Ad-Spend (исследователь рекламных расходов в Web) объявил, что в первом квартале тремя крупнейшими получателями рекламных долларов в Web стали Infoseek (3,1 млн. долл.), Lycos (2,6 млн. долл.) и Yahoo (2,1 млн. долл.).
Но реклама не единственный источник доходов, за которыми гонятся эти компании. Lycos, которая получила 85% доходов от 112 рекламодателей в первом квартале, также рассчитывает на лицензирование и поставки продукции. До сих пор она лицензировала технологии 23 компаниям. Как утверждает Дэвис, это больше, чем у всех конкурентов, вместе взятых. Компания, по его словам, также упорно стремится к сделкам с производителями ПО, добавил он. Первая из них - сделка с InMagic, производителем продукта текстовой индексации для внутрикорпоративных сетей.
Гонка поисковых компаний началась, секундомер включен. "Если к концу 1997 г. они в основном будут делать то же, что и сегодня, их ждет неудача", - заявил Нейл Вейнтраут, основной партнер TwentyFirst Century Internet Venture Partners (Эмервилл, шт. Калифорния). Поэтому продолжайте посещать узлы поиска. Вы не знаете, что там сможете увидеть.
Лоуренс Арагон