Андрей Борзенко
По некоторым прогнозам в этом году крупнейшим рынком мультимедиа должна стать Европа. Более того, области мультимедиа, связанные с обучением, образованием и развлечениями, должны иметь самые высокие темпы роста. Сейчас еще трудно говорить, насколько верны такие прогнозы, однако если судить по компьютерной выставке CeBIT’95, то аналитики, видимо, не ошиблись.
Два павильона (8 и 9), в которых разместилось 290 экспозиций различных фирм-участниц, представляли собой настоящий "форум", или "театр" мультимедиа. Справедливости ради надо заметить, что и в других павильонах направлению мультимедиа так или иначе уделялось достаточно внимания. Разумеется, что и компьютерная пресса не обошла эту интереснейшую тему. "Красной нитью" практически во всех публикациях проходили слова о том, что мультимедиа это сегодняшний и даже более того завтрашний день компьютерной индустрии. Довольно любопытно было ознакомиться с рядом новых изданий, посвященных мультимедиа, например со специальным журналом Multimedia International.
Стоит отметить, что интересы автора не распространяются пока на "виртуальные реальности", игровые шлемы и т. п., поэтому статья кому-то может показаться несколько односторонней.
Тут, видимо, надо вспомнить бессмертный афоризм Козьмы Пруткова "нельзя объять необъятное". Итак, если обобщить все увиденное, прочитанное и услышанное, то ситуация с системами мультимедиа сегодня выглядит следующим образом.
Считается, что дополнительные устройства, какими сегодня являются приводы CD-ROM с удвоенной скоростью, 16-разрядные звуковые карты, телевизионные тюне-ры, кодеки MPEG, голосовые телефонные коммуникаторы, становятся для IBM PC-совместимых компьютеров стандартом де-факто. Таким образом, эти устройства вскоре будут такими же обычными, какими сейчас являются винчестер или флоппи-диск. Ожидается, что к концу 1995 года практически каждый компьютер будет иметь привод CD-ROM.
В сфере малого бизнеса огромной популярностью стали пользоваться так называемые монипьютеры (moni-puters). У этих ПК системный блок и монитор представляют собой единое целое, и они "с рождения" оснащены различными устройствами для поддержки мультимедиа. Хотя подобные машины выпускают (или планируют выпускать) уже несколько фирм, например, Acer, FIC, Mitac, MAG, Philips, "родоначальником" семейства монипьютеров надо считать компьютер модели Presario фирмы Compaq.
Разумеется, быстрое развитие возможностей мультимедиа на персональных компьютерах во многом обязано росту вычислительной мощности базовых микропроцессоров. Для IBM PC-совместимых платформ самыми мощными процессорами на сегодняшний день являются модели Pentium фирмы Intel, особенно с появлением модели на 120 МГц. Стоит, однако, отметить и возможных конкурентов данного процессора микросхемы К5 фирмы AMD и М1 компании Cyrix. Как всегда Cyrix обещает, что на обычных задачах ее процессор будет существенно быстрее Pentium (почти в 2 раза). Более того, объявлено, что М1 будет превосходить Pentium с программным обеспечением, рассчитанным на 486-е процессоры. По словам же представителей AMD, ее новый процессор должен работать на 30% быстрее, чем Pentium. Реально оба процессора можно будет увидеть в работе, видимо, не раньше лета этого года. Кстати, самой первой фирмой, выпустившей Pentium-подобный процессор Nx586, была малоизвестная у нас компания NexGen. Правда, ввиду несовместимости микросхем Nx586 с Pentium по выводам для этого процессора требуются специальные системные платы.
Немаловажное значение для систем мультимедиа имеют и графические подсистемы (графический адаптер плюс монитор). Так, в саму микросхему графического контроллера, кроме обычных функций по ускорению некоторых стандартных графических операций, стали интегрировать новые по обработке данных. Например, теперь сигнал изображения может преобразовываться из пространства RGB в пространство YUV, к тому же над ним могут выполняться такие действия, как сжатие, билинейное масштабирование, линейная интерполяция, фильтрация и растрирование (dithering). Благодаря встроенной схеме "генлок" (genlock) практически стандартной для современных акселераторов стала операция синхронизации сигнала RAMDAC с внешним видеосигналом в формате NTSC или PAL. В качестве примера подобных микросхем можно привести так называемые мультимедиа-акселераторы Vision868 и Vision969 фирмы S3.
Вызывает определенный интерес такое событие, как выпуск фирмой Yamaha графического акселератора для поддержки трехмерной (3D) графики YGV611. Некоторые эксперты считают, что фирма всерьез занялась обработкой изображений. Это существенно, особенно если учесть просто бешеный успех микросхем звуковых FM-синтезаторов данной фирмы.
А видеокарты фирмы Spea объединяют SVGA-графику с возможностями MPEG-плейеров. В этих устройствах внешний видеосигнал может воспроизводиться в реальном времени в режиме наложения (overlay). Если чуть-чуть продолжить тему MPEG, то следует отметить, что фирма Sigma Design выпустила графическую карту ReelMagic Rave, которая помимо всего прочего может выполнять MPEG-кодирование в реальном масштабе времени.
Что касается непосредственно самих мониторов для мультимедиа, то они без труда могут использоваться как для вывода информации с компьютера, так и в качестве экрана телеприемника. На выпуске мультимедиа-мониторов сосредоточили свое внимание такие известные фирмы, как MAG, ViewSonic, TVM, Acer Peripherals. Большинство моделей мультимедиа-мониторов имеют теперь встроенные стереодинамики.
Для звуковых карт в IBM PC-совместимых компьютерах устойчиво прослеживаются следующие основные тенденции. Во-первых, для воспроизведения звука вместо частотной модуляции (FM) теперь все больше используется табличный (wavetable) или WT-синтез. Стоит отметить, что сигнал, получаемый таким образом, более похож на звук реальных инструментов, нежели, скажем, при FM-синтезе. Фирмы-производители звуковых плат добавляют WT-синтезатор к своим изделиям двумя способами: либо встраивая его непосредственно в звуковую карту, либо реализуя в виде отдельной дочерней платы.
Во-вторых, к основным стандартам де-факто AdLib и Sound Blaster, ориентированным в основном на рынок развлечений, добавился стандарт для бизнес-приложений MS Windows Sound System.
В-третьих, одним из компонентов современных звуковых (и не только) карт стал сигнальный процессор DSP (Disital Signal Processor). К возможным функциональным обязанностям этого устройства можно отнести распознавание речи, трехмерное звучание, шумоподавление Долби, WT-синтез, сжатие и декомпрессию аудиосигналов по алгоритму MPEG и т.д. Наиболее мощные DSP производятся сегодня фирмой Texas Instruments. В частности, недавно представлена новая модель TMS320C80, производительность которой достигает просто астрономической цифры - 2000 MIPS.
В-четвертых, появилась устойчивая тенденция к интегрированию функций звуковой карты на системной плате компьютера. Этому, безусловно, способствует появление новых микросхем высокой степени интеграции, которые объединяют в себе не только функции синтезаторов и компрессоров данных, но и интерфейсов с системной шиной, несколькими моделями компакт-дисков (Sony, Panasonic, Mitsumi, Enhanced IDE), MPU-401 и игровым портом. Примерами подобных микросхем могут служить изделия 82С929 (MAD16) и 8С2930 фирмы OPTi.
В-пятых, стремление к более естественному воспроизведению звука заставляет фирмы-производители использовать технологии объемного, или трехмерного (3D), звучания. Так, первая подобная технология, разработанная фирмой QSound Labs, используется в звуковых картах моделей Sound Blaster 16 ASP компании Creative Labs. Такие известные производители, как Aztech и MediaVision, воспользовались более новой разработкой трехмерного звучания SRS (Sound Retrieval System).
И последнее, на что хотелось бы обратить особое внимание, это устойчивое внедрение звуковых технологий в телекоммуникации. Так, появляется все больше изделий, которые объединяют в себе возможности факс-модема, звуковой карты, телефонного автоответчика, голосовой электронной почты и т.д. Разумеется, все такие карты строятся на базе мощных DSP. В качестве примера можно привести изделия Audio Telephony и Taskmaster фирм Aztech Labs и GES.
Как мы уже отмечали, приводы CD-ROM станут в ближайшее время стандартными устройствами для персональных компьютеров. Наиболее устойчивой тенденцией для них является повышение скорости вращения диска. Дело в том, что скорость передачи данных от CD-ROM при неизменной плотности записи определяется именно скоростью вращения. Если скорость передачи для аудиокомпакт-дисков (150 байт/с) принята за единичную, то в настоящее время подавляющее число приводов использует технологию удвоения скорости вращения диска. Более того, существует устойчивая тенденция перехода к приводам с учетверенной скоростью вращения (600 байт/с). А фирма Plextor уже представила привод CD-ROM 6Р1еХ со скоростью передачи данных 900 байт/с, то есть с ушестеренной скоростью.
Не менее интересной тенденцией является поддержка интерфейса Enhanced IDE с протоколом АТАР1 для подключения приводов компакт-дисков. Данный интерфейс не только существенно проще и дешевле SCSI, но и обеспечивает сравнимую с ним скорость передачи данных. Подавляющее большинство приводов CD-ROM, произведенных в 1995 году, будут иметь именно интерфейс АТАР1 Enhanced IDE. Кстати, несмотря на более ранние прогнозы, на рынке пока не появились модели приводов CD-ROM со встроенными декодерами MPEG. Очевидно, это существенно подняло бы цену устройств, а количество CD-ROM с подобными записями все еще невелико.
Весьма привлекательной может оказаться спецификация, предложенная фирмами IBM и Phoenix Technologies, на загружаемый (системный) CD-ROM. В ней, в частности, описывается, как АТАР1 E-IDE или SCSI-привод могут использоваться в качестве флоппи- или жесткого диска, то есть загрузочного устройства. Для этой цели фирмой Phoenix Technologies специально разработана новая версия BIOS.
Если говорить о будущем стандарте на емкость CD-ROM, то здесь все надежды связаны с созданием устройства, оснащенного лазером с более короткой длиной волны (ближе к синему цвету).
К сожалению, в рамках одной статьи трудно рассказать даже о малой толике всего происходящего в аппаратном мире мультимедиа. Отдельного разговора явно заслуживает "живое" видео на PC, просто настоящая мультимедиа-революция произошла в портативных компьютерах и т. д. Но это уже темы для других публикаций.
Андрей Борзенко
Андрей Евгеньевич Борзенко редактор журнала "Компьютер Пресс", автор книги "Практическая энциклопедия персонального компьютера".