Во время работы выставки "Связь-Экспокомм’95" состоялся интересный разговор сотрудников нашей редакции с президентом российского АО "МиниКОМ" Андреем Колесниковым  -  разработчиком цифровых систем коммуникаций и руководителем ряда проектов в этой области. В настоящее время компания, которую он возглавляет, занимается разработкой и производством мини-АТС.

Андрей Колесников

Г-н Колесников ответил на ряд вопросов, касающихся современного состояния рынка коммуникаций и места, занимаемого на нем технологией ISDN.

PC Week: Почему так велик во всем мире интерес к цифровой сети с интегрированными услугами (ISDN)?

А.К.: Сейчас на наших глазах происходит удивительная трансформация: огромная телефонная сеть преобразуется в интегральную сеть передачи данных. Для того чтобы этот процесс стал возможным, должны были созреть определенные предпосылки. Во-первых, телефонные и компьютерные компании сумели договориться о стандартах на способы передачи данных по телефонным каналам. Во-вторых, стало технически осуществимо передавать по обычным абонентским линиям цифровые потоки со скоростью 144 Кбит/с. Абоненту ISDN стало доступно одновременно два канала: канал высококачественной цифровой связи (64 Кбит/с) и канал передачи данных (64 Кбит/с).

Разумеется, реорганизация сетей такого масштаба  -  процесс длительный, сложный и весьма трудоемкий. Но сегодня можно констатировать тот факт, что сеть ISDN вышла из младенческого возраста, набрала необходимую "критическую массу" абонентов, необходимую для того, чтобы стать популярной среди пользователей и экономически выгодной для производителей. Так, ведомство связи ФРГ впервые за последние 20 лет столкнулось с чисто "социалистической" проблемой  -  очередями на подключение к ISDN. Выставка "Связь-Экспокомм’95"стала еще одним подтверждением этого факта: не было ни одной компании, которая не предлагала бы услуги ISDN.

Хотя эта технология зародилась и развивалась в мире телефонии, сейчас ни один специалист в области компьютерных сетей просто не может не реагировать на изменения такой масштабности.

PC Week: Какие услуги сеть ISDN может предоставить абоненту?

А.К.: Абонент ISDN  -  это не просто телефонный аппарат, пусть даже цифровой. Абонентом ISDN может быть отдельный компьютер, сервер и целая локальная сеть. Эту возможность обеспечивают два интерфейса: базовый (base-rate interface) со скоростью 144 Кбит/с и первичный (primary-rate interface) со скоростью 2 Мбит/с. Базовый интерфейс предлагает скорость передачи, соответствующую времени реакции человека, что для рядовой диалоговой задачи вполне достаточно. А первичный интерфейс  -  это уже "живое" видео и видеоконференции в реальном времени. Естественно, телефонные компании предоставляют на основе ISDN широкий спектр услуг (голосовая почта, конферен-цсвязь и т. п.). Но главным предназначением ISDN является все-таки Интеграция. Соответственно слово "интеграция" становится ключевым для понимания всей этой технологии.

PC Week: Давайте подробнее остановимся на понятии "интеграция"

А.К.: Интеграцию следует рассматривать в двух аспектах: интеграция каналов и интеграция систем. Интеграция каналов предполагает, что каждому абоненту одновременно доступны несколько каналов с разнородной информацией: голос, видео и данные. Самый яркий пример интеграции  -  совместная деятельность рабочей группы. Технология ISDN сохраняет неповторимую "ауру" групповой работы: мы совместно работаем над документами и слышим голоса собеседников, их комментарии, восклицания и замечания, мы видим их жесты и выражение глаз. Это абсолютно неформализуемое дополнение к традиционному способу передачи  данных несет очень большую смысловую нагрузку и самым непосредственным образом повышает производительность труда (в чем еще, по-вашему, может заключаться секрет успеха метода "мозгового штурма"?). В этом смысле ЛВС рядом с ISDN  -  это "великий немой".

Использование интегральных каналов позволяет применять единый интегральный механизм защиты всей передаваемой информации и единым образом защищать всю передаваемую информацию: и телефонные переговоры, и данные, и видеоизображения. Это еще одно достоинство ISDN.

Интеграция услуг позволяет абоненту ISDN со своего рабочего места иметь доступ к любым информационным ресурсам различных поставщиков информации в масштабе всей сети. Основой такого поведения должна быть жесткая совокупность стандартов и протоколов, позволяющая функционировать в рамках единой информационной технологии разнородным источникам информации: от отдельного компьютера до локальной сети. Ключевым стандартом, определяющим возможность совместного функционирования этих систем, является модель взаимодействия открытых систем (OSI, Open Systems Interconnection).

Так, например, коммутационное устройство Hicom фирмы Siemens поддерживает три вида интерфейсов: BRI-ISDN (144 Кбит/с), PRI-ISDN (2 Мбит/с) и АТМ (10 Мбит/с). Кроме того, Hicom осуществляет преобразование протоколов: АТМ и PRI  -  в протоколы сетей Х.25 и frame-relay, а BRI  -  в протоколы V.24, Х.21 и др.

Вы меня убедили, что интеграция услуг  -  это очень хорошо, но как может рядовой пользователь эффективно применять ее возможности?

Да, конечно, проблема существует, и для ее решения была создана новая технология продаж  -  системная интеграция. Ее еще называют продажей готовых решений.

Современного заказчика впечатляют не имена изготовителей блоков и модулей, а репутация фирмы-системного интегратора  -  поставщика комплексных решений. (Кстати, сегодня это один из самых прибыльных видов деятельности.) Такая идеология требует адекватной технической поддержки, которая как раз и обеспечивается интеграционными возможностями технологии ISDN.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что все сказанное о преимуществах ISDN адресовано прежде всего российским интеграторам, т. к. только они могут донести до отечественного пользователя такие новые услуги. Хотя в России с ее устаревшими телефонными линиями ISDN может показаться слишком далеким будущим, тем не менее сегодня эта технология уже имеет спрос со стороны крупных корпораций, банков и правительственных учреждений. В частности, ФАПСИ демонстрировала на выставке "Связь-Экспокомм’95" реально действующий фрагмент полномасштабной сети ISDN.

Судя по всему, пришла пора и российским интеграторам осваивать новый инструмент!

PC Week: Каковы ваши впечатления от выставки "Связь-Экспокомм’95"?

А.К.: В целом выставка произвела на меня очень благоприятное впечатление. Она была на редкость представительной, на ней были показаны самые последние достижения информационных технологий. Это однозначно свидетельствует о том, что на российском рынке имеется значительный невостребованный спрос. Так, если предложения инофирм явно превышали спрос, то объем предложений отечественной конкурентоспособной телекоммуникационной продукции был недостаточен.

Факт обидный. Почему-то российские производители   компьютеров могут демонстрировать на выставках мировой уровень изделий, да и их торговые залы выглядят не хуже западных конкурентов. На мой взгляд, все связано с тем, что по своей природе компьютерный    бизнес сумел быстро интегрироваться в мировое разделение труда: для производства используется все самое лучшее, что накоплено в мире в этой сфере. В свою очередь производители изделий в области телекоммуникаций все еще продолжают опираться исключительно на отечественные достижения. На мой взгляд, это искусственное ограничение (которое они сами себе и установили). Как и любое другое ограничение возможности выбора в бизнесе, оно приводит к снижению конкурентоспособности. Другой миф, который, по-моему, следует развеять,  -  "миф имен": мы не можем соперничать с мировыми гигантами.

Во всех развитых странах рядом с несколькими крупнейшими компаниями существует огромное количество небольших, тем не менее успешно делающих свой бизнес, фирм. Более того, именно небольшие организации-клиенты и небольшие фирмы-интеграторы формируют рынок и являются законодателями мод на нем. Залог их успеха заключен в оперативной реакции на все новинки технологий и оборудования, только-только появившиеся где-либо на свет.

PC Week: Ваша компания руководствуется именно таким подходом к организации бизнеса?

А.К.: Именно так. Я стремлюсь делать свою продукцию лучше, чем западные фирмы. Последнее наше достижение  -  цифровая мини-АТС, построенная по новейшей технологии на элементной базе фирмы Siemens. В результате "Мини-КОМ" заслужила от фирмы Siemens право ставить на свою продукцию знак Global PartnerChip in Microelectronics, причем мы являемся единственной фирмой в России, получившей такой статус. Проявленный на выставке интерес к этому изделию подтвердил целесообразность такого подхода.

PC Week: Каким вы видите путь отечественных фирм к международному признанию?

А.К.: Россия позже западных высокоразвитых стран выходит на рынок интеллектуальных достижений. Однако не стоит расстраиваться, ведь это означает, что над российскими разработчиками не довлеет груз старых традиций и им не придется решать проблемы совместимости с устаревшими технологиями. Надо просто использовать весь передовой мировой опыт и все достижения, чтобы, применив к ним свой интеллект, получить решение, по крайней мере, на уровне мировых стандартов. А почему бы и не выше? Как говорил кто-то из древних, "есть один способ стать выше гигантов  -  надо взобраться к ним на плечи!"

        Беседу провела Елена Покатаева.

С Андреем Колесниковым можно связаться по телефону АО "МиниКОМ": (095) 250-4048.