Бейсбольная забастовка окончена. Правительство США потрясено. Могла ли жизнь быть лучше? Да. Поддержка приложений клиент-сервер могла бы быть полегче. Вокруг эксплуатации и администрирования приложений клиент-сервер в наше время больше всего споров и главным образом потому, что мы строим такие системы некорректно и плохо распределяем людей по задачам разработки, внедрения и сопровождения. Когда я говорю о поддержке, я имею в виду две вещи: пользовательскую поддержку и сопровождение, иначе говоря  -  совершенствование программного обеспечения. Вот моя формула успеха: разработчики должны разрабатывать, младшие разработчики  -  совершенствовать, а люди из пользовательской поддержки  -  заниматься пользовательской поддержкой. Теперь, когда мы договорились о терминологии,  -  вперед.

Разработчики конкретного приложения не должны его поддерживать. Подумайте о том, сколько уходит денег во всех ветвях и отделениях компании, тратящей около 10 % годовой зарплаты разработчика на обучение, делающее разработчика профессионалом технологии клиент-сервер. И забудьте о поддержке. Я хочу, чтобы за такую цену они проектировали и создавали новые системы, а не совершенствовали старые. Модификация должна быть оставлена для младших разработчиков.

И еще одно  -  разработчики в наши дни куда как легко меняют работу. Так что, если вы менеджер, будьте готовы к тому, что разработчики, подготовка которых обошлась вам в крупную сумму, сорвутся в поисках лучшей жизни через два или три года. А вот работа в пользовательской поддержке может сейчас служить неплохой стартовой ступенью для карьеры. Например, вот такой: от пользовательской поддержки  -  в отдел контроля качества, потом  -  в младшие разработчики и наконец  -  в профессиональные разработчики систем клиент-сервер. Так как зарплата персонала подразделений поддержки пользователей и близко не подходит к заработкам разработчиков, менеджерам информационных технологий приходится проявлять фантазию. Например, один из моих клиентов начисляет очки разработчикам, работникам поддержки пользователей и вообще всем, кого надо простимулировать, а лишней наличности нет. Очки складываются в призы, дополнительные выходные, а иногда даже настольные ПК передаются в собственность. Неплохой способ удержать людей?

     Разработчики приложений не должны их поддерживать.

Чтобы высокооплачиваемые разработчики не сбились с пути и не занялись ненароком усовершенствованием, менеджер информационных технологий должен изменить их умонастроение. Перестаньте немедленно по окончании одного проекта перебрасывать их на следующий. Вы можете себе представить, насколько интенсивна работа в последние несколько месяцев перед сдачей системы? Разработчикам нужно, по крайней мере, две или три недели декомпрессии. Но в этом есть и хорошая сторона  -  как раз в это время они могут документировать свою систему. А тогда будет легче выучиться тем, кто будет систему совершенствовать.

В конце концов мы придем к многократному использованию кода, а не только разговорам об этом. И тогда совершенствование можно вести более централизованно, поскольку будет использоваться больше общих для всех объектов. А в результате уменьшится объем работы по совершенствованию и документированию систем. И, если даже "Контракт с Америкой" (Предвыборное обещание Республиканской партии  -  прим. ред.) разорвут в клочки и "Щенки" (бейсбольная команда  -  прим. ред.) не выиграют чемпионат мира, все равно остается надежда на совершенствование способов поддержки приложений клиент-сервер!

Если вы что-то попробуете и оно сработает  -  дайте мне знать.

Кристина Комафорд, президент фирмы Corporate Computing. С ней можно связаться по MCI Mail (371-9004), CompuServe (74603,3664), Internet (74603.3664@CompuServe.com) или по факсу (708-374-1124).

Кристина Комафорд