Все более значимым фактором для систем передачи сообщений становится качество обслуживания, поскольку запросы пользователей растут. Пользователи требуют постоянного улучшения программ электронной почты (E-Mail) в части расширяемости, оперативности и надежности функционирования, интуитивно понятного интерфейса, межсистемной совместимости, простоты управления и обслуживания.
Алекс Уиллис, администратор службы Е-Mail компании Harvard Community Health Plan (Лексингтон, шт. Массачусетс), которая насчитывает 1500 пользователей в трех штатах, сказал, что используемый ими пакет cc:Mail корпорации Lotus Development (Кембридж, шт. Массачусетс) в целом работает эффективно, однако можно указать направления дальнейшего улучшения. Для начала желательно упростить командный язык утилит администрирования.
Уиллис отмечает, что некоторые задачи администратора, например восстановление базы данных и передача почтовых пакетов, используют дополнительные утилиты, что требует длинных команд с синтаксисом, похожим на шифр.
Сейчас Lotus предлагает программу мониторинга cc:View for Windows, которая позволяет администраторам просматривать в графической среде логические карты почтовых служб. Она показывает также маршрут прохождения сообщений через систему и уведомляет сетевого администратора о количестве сообщений в очереди почтового офиса.
Уиллис считает, что cc:View очень полезна для отслеживания сообщений, не дошедших до места назначения. Для этих целей можно использовать и Admin - утилиту администратора cc:Mail. "Но при этом вам придется открывать каждый почтовый ящик по отдельности. А с помощью графического пользовательского интерфейса cc:View вы просто дважды щелкаете на каждом объекте, и вся информация - перед вами", - сказал он. По мнению Уиллиса, неплохо бы встроить эти утилиты в саму cc:Mail. "Lotus в среде Windows мог бы предложить и нечто большее", - добавил он.
РЕГУЛЯРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Джон Гордон, менеджер по технологии для конечных пользователей отделения прикладных биосистем Applied Biosystems корпорации Perkin-Elmer, занимается сопровождением более 1000 рабочих мест этого отделения (Фостер-Сити, шт. Калифорния), две трети из которых - на базе платформы Macintosh. Он отмечает, что база данных cc:Mail нуждается в регулярном обслуживании, что часто отнимает много времени.
"База данных (cc:Mail) не очень хорошо освобождает неиспользуемое пространство, - заявил он. - За счет поступающих сообщений база все время растет, но она не уменьшается, когда информация удаляется". Чтобы освободить неиспользуемое пространство, необходимо дать команду Reclaim File. Но пакет разработан таким образом, что для этого вы должны "выбросить всех (из сети)", как сказал Гордон.
В процессе работы процедура Reclaim File дублирует базу данных и сохраняет ее копию на другом диске. Для компании Applied Biosystems это означает, что необходимо резервировать свыше 1 Гб свободного дискового пространства. Дублирование и перенос занимают как минимум два часа. "Каждую неделю мы тратим от 4 до 8 часов, запуская эту утилиту", - отметил Гордон. Отделение Applied Biosystems имеет восемь локальных почтовых офисов на семи серверах.
"Более того, использование инструментальных средств требует постоянного вмешательства администратора, поэтому мы вынуждены проводить обслуживание во внеурочное время, что создает проблемы с графиком работы персонала и требует обучения", - сказал Гордон.
Кевин Сайотта, администратор информационных технологий университета из Джорджтауна (шт. Вашингтон), доволен почтовой программой Groupwise фирмы Novell и считает ее "цельным гибким продуктом с большими возможностями".
Сайотта сопровождает 5000 студентов и сотрудников факультетов в более чем 30 подразделениях университета. "Особенно полезны правила для пользователя", - сказал он. Можно написать правило так, чтобы направить всю входную почту в нужный каталог на сервере. Он привел пример, когда отсутствующий пользователь "автоматически отвечает" на приходящие сообщения или перенаправляет их, базируясь на ключевых словах в строке заголовка. Сайотте понравилась функция поддержки планирования для сотрудников и оборудования, например конференц-залов и аудиовизуального оборудования.
Компания | Продукт | Дата выпуска | ОС, платформа сервера/ ОС, платформа клиента | Почтовый транспорт/APIS; метод доступа | Обработка сообщении | Типы сообщений | Возможности администрирования | Цена; тех. поддержка; гарантия |
СЕ SOFTWARE INC. West Des Moines, lowa(515)221- 1801(800) 523-7638 | QuickMail Version 3.0 | 8/94 | DOS (файл-сервер), Масintosh, NetWare (файл-сервер) / DOS, Macintosh, Windows, Newton | Proprietary Quick-Messendger, Inside Quick-Mail, Name Server, API / сетевой клиент, коммутируемая телефонная линия для удаленного узла, коммутируемая телефонная линия для удаленного клиента, нотификация через алфавитно- цифровой пейджер | Правила (пользовательские), папки, адресные книги, определяемые пользователем списки распространения, проверка правописания, поиски (в тексте сообщений и содержимом заголовков) | Тексты, факс, бланки, присоединенные бинарные файлы, присоединенные аудио- и видеофайлы | Централизованное управление из удаленного почтового офиса, очистка/ сопровождение баз сообщений, синхронизация каталогов с удаленным почтовым офисом (используются продукты третьих фирм) | $449 (5 пользователей), $649 (10 пользователей), $1 449 (25 пользователей), $2 549 (50 пользователей), $4749(100 пользователей), 30-дневная гарантия возврата, бесплатные консультации |
LOTUS DEVELOPMENT CORP. Mountain View, Calif.(415)961 -8800(800) 448-2500 | ceMailDeskt op Version 2.1 | 4/95 | DOS, Macintosh, OS/2, Unix (Sun SPARCstation, Solaris X86), Windows NT /DOS, Macintosh, OS/2, Windows NT, Windows for Workgroups, Unix (Sun SPARCstation, Solaris X86) | VIM, MHS, X.400, SMTP / сетевой клиент, коммутируемая телефонная линия для удаленного клиента, нотификация через алфавитно- цифровой пейджер | Декодирование, правила (пользовательские и серверные), папки, адресные книги, определяемые пользователем списки распространения, проверка правописания, поиски (в тексте сообщений) | Тексты, факс, бланки, присоединенные бинарные файлы | Централизованное управление из удаленного почтового офиса, синхронизация каталогов с удаленным почтовым офисом | $825 (10 пользователей), $3995 (50 пользователей), 2-месячная гарантия возврата, 1 месяц бесплатных консультаций |
MICROSOFT CORP. Redmond, Wash.(206) 882-8080(800) 426-9400 | Microsoft Mail for PCNetworks Version 3.2a | 10/94 | DOS, Macintosh, OS/2, NetWare, IAN Server, Windows NT / DOS, Macintosh, OS/2, Windows NT, Windows, Windows for Workgroups | MAPI, CMC, MHS, X.400, SMTP, IBM PROFS и OfficeVision fax, MCI, 3Com 3 + Mail / сетевой клиент, коммутируемая телефонная линия для удаленного клиента, телефон, нотификация через алфавитно- цифровой пейджер | Декодирование, фильтры.правила (пользовательские и серверные), папки, адресные книги, определяемые пользователем списки распространения, проверка правописания, поиски (в тексте сообщений) | Тексты, факс, бланки, присоединенные бинарные файлы, присоединенные аудио- и видео- файлы | Очистка/ сопровождение баз сообщений, синхронизация каталогов с удаленным почтовым офисом | $469, 3-месячная гарантия возврата, бесплатные консультации не предоставляются |
NOVELL INC. Orem, Utah(801) 226-6000(800) 861-2507 | Group WiseVersion 4.1 | 8/94 | DOS, OS/2, Unix (Sun Solaris 2, HP 9000, IBM AIX, SCO Unix, Data General UX, SunOS 4.13, SVR4 для платформ Intel), NetWare / DOS, Macintosh, Windows, Unix (те же, что и для сервера) | MAPI (собств.), MHS (через шлюз), Х.400 (через шлюз), SMTP (через шлюз), ODMA (собств.) /сетевой клиент, коммутируемая телефонная линия для удаленного узла или удаленного клиента, телефон, уведомление через пейджер | Декодирование, фильтры, правила (пользовательские и серверные), папки, адресные книги, определяемые пользователем списки распространения, инструментальные меню, проверка правописания, поиск (в тексте сообщений) | Тексты, факс, бланки, присоединенные бинарные файлы, присоединенные аудио- и видео- файлы | Централизованное управление из удаленного почтового офиса, синхронизация каталогов с удаленным почтовым офисом | $695, 90-дневная гарантия, 3 бесплатные консультации |
ON TECHNOLOGY CORP. Cambridge, Mass.(617) 374- 1400(800)767-6683 | DaVmci eMAIL Version 3.0 | /94 | DOS, Macintosh, OS/2, NetWare, IAN Server, Windows NT / DOS, Macintosh, OS/2, Windows NT, Windows, Windows for Workgroups | MAPI, VIM, CMC, MHS, X.400, SMTP / сетевой клиент, телефонная линия для удаленного узла, телефонная линия для удаленного клиента, нотификация через алфавитно- цифровой пейджер | Декодирование, фильтры, правила (пользовательские и серверные), папки, адресные книги, определяемые пользователем списки распространения, определяемые пользователем инструментальные меню, проверка правописания, поиски (в тексте сообщений и присоединенных файлах) | Текст, факс, бланки, присоединенные бинарные файлы, присоединенные аудио- и видеофайлы | Централизованное управление из удаленного почтового офиса, очистка/ сопровождение баз сообщений, синхронизация каталогов с удаленным почтовым офисом | $199 (DOS и Windows), $595 (Macintosh), $790(10 пользователей), $2950 (50 пользователей), $4999 (100 пользователей), 90-дневная гарантия, бесплатные консультации |
Дейл Уорд - системный специалист группы Texas Space Station Information Systems космического центра им. Джонсона (Хьюстон), которая использует пакет MS Mail корпорации Microsoft. Уорд обслуживает 1200 исследователей и разработчиков NASA и обеспечивает их связь с другими участниками космических программ по всему миру.
По его мнению, "задачи администратора MS Mail достаточно трудны, что связано с малой гибкостью продукта в части конфигурации на локальном уровне". Проблема в том, что невозможна конфигурация шлюза с помощью Microsoft Mail SMTP Gateway. Администратор не может сконфигурировать шлюз для обработки различных алгоритмических кодов преобразования файлов, а это означает, что он не может необходимым образом отреагировать на коды сообщений, пришедших не от пользователей Microsoft Mail SMTP. "Это происходит потому, что SMTP не может обработать бинарный файл до тех пор, пока он не преобразован в код ASCII", - заметил Уорд. Для обмена сообщениями, имеющими присоединенные файлы, вы также вынуждены переводить файлы в ASCII.
Для перевода бинарных файлов в ASCII SMTP использует программу uuencode, для обратного конвертирования ASCII в бинарный файл используется программа uudecode.
БОЛЬШОЙ ТРАФИК
Уорд указал, что существует большой внешний трафик в другие пункты назначения, а обмен сообщениями между различными шлюзами требует от пользователя знания соответствующих форматов адресов. Было бы целесообразным иметь интегрированный каталог имен пользователей и для MS Mail, и не для MS Mail, но пакет эту функцию не поддерживает.
"В идеальной среде пользователи должны получить доступ к списку каталогов и не обязаны знать формат адресов, - сказал Уорд. - Сейчас же они могут просматривать только имена пользователей MS Mail в своей локальной среде". Правда, имеются утилиты третьих фирм.
Уорд хотел бы видеть обработку присоединенных файлов с возможностью конфигурирования для разных шлюзов. "Должны быть конфигурации для многих различных получателей", - сказал он.
РОБЕРТ УИЛКЕРСОН