Где отыскать самые лакомые куски рыночного пирога для продавцов компьютерной техники? Правильно, в контрактах на поставку продукции для государственных структур. По крайней мере, в 1994 г. в России на них приходилось более половины от общего объема продаж вычислительной техники. Понятно, что при ежегодном ужесточении конкуренции обостряется и борьба за крупные поставки, в частности в рамках государственных тендеров. Среди последних событий, подтверждающих это соображение, - баталии вокруг контрактов на закупку техники для Министерства социальной защиты населения и для ГАС "Выборы". В том и другом случае речь шла о поставке порядка 7 тыс. ПК. И если шум вокруг первого из упомянутых тендеров быстро стих (его, как известно, выиграла IBM, что многим наблюдателям было очевидно с самого начала), то ситуация, сложившаяся со вторым, до сих пор будоражит компьютерное сообщество.
По сведениям из информированных источников, можно составить примерно такую картину.
Открытого тендера с объявлением в прессе по непонятным причинам не провозгласили. Однако решением Центризбиркома и комитета при Президенте РФ по политике информатизации была создана экспертная комиссия для оценки качественных и стоимостных характеристик техники для оснащения ГАС "Выборы", которая была уполномочена после изучения возможностей оборудования сделать обоснованный выбор среди претендентов, в числе которых оказались фирмы: Acer, Compaq, Dell, IBM, Hewlett-Packard, ИВК, Стэл, Топаз. В заключении комиссии рекомендовано использовать в качестве файл-серверов компьютеры Compaq, а в качестве рабочих станций нижнего звена - ПК ИВК. Окончательное решение необходимо было
принять после проведения тестовых испытаний на стенде Главного конструктора системы. Результаты тестирования подтвердили возможность построения ГАС "Выборы" на базе техники упомянутых фирм, о чем было объявлено в широких кругах.
А вот дальше началось самое интересное. На заседании Государственной Думы в конце мая вдруг сообщили, что Центризбирком принял решение о закупке только компьютеров Compaq. При этом ссылаются на испытания, якобы проведенные Центризбиркомом, о которых фирмы-участники, по словам руководителей ИВК, оповещены не были.
Покупка техники для личного пользования - это, разумеется, дело вкуса. Покупка техники для государственных нужд - это тоже дело вкуса, но ограниченного рамками закона. И конкретно для рассматриваемого случая закон существует. Он принят Думой в ноябре 1994 г. и называется "О поставках
продукции для федеральных государственных нужд". В нем есть часто цитируемый в последнее время пункт о приоритетах отечественным производителям.
"Конечно, компьютеры Compaq - это хорошая, признанная во всем мире техника, - считает вице-президент АО ИВК Григорий Сизоненко. - Но надо соблюдать и национальные приоритеты. Политика страны должна быть направлена на поддержку национальной промышленности, Особенно, когда речь идет о бюджетных деньгах".
"Выглядело бы вполне разумно, - продолжает он, - если бы государство покупало продукцию завода, в поддержание которого само же так много вложило".
Вроде это мнение разделяют и в правительстве, если судить по принимаемым законам. Однако, когда дело доходит до их исполнения, результат получается прямо противоположный, и, похоже, это уже становится нормой.
Наверное, можно долго дискутировать о целесообразности производства компьютеров в нашем отечестве. Но дело в другом. В России существуют (и даже с избытком) заводы, выпускающие вполне конкурентоспособную вычислительную технику, но начисто отсутствуют "правила игры" для проведения тендеров. А также механизм, отслеживающий выполнение законов, поэтому и возникают проблемы.
Возможно, эта тема не показалась бы острой, если бы не один нестандартный ход, который собирается предпринять руководство ИВК. "В этот раз мы намерены идти до конца, - заявил президент АО ИВК Сергей Кабаев. - Мы хотим обратиться к юристам и дойти до судебного разбирательства. Аргументов для отказа нам представлено не было, следовательно, налицо факт нарушения государственного закона, и виновные должны быть наказаны".
Битва продолжается. Похоже, скоро развязка.
Елена Монахова