С 6 по 9 июня в Выставочном центре Московского авиационного института в девятый раз прошла выставка-ярмарка "Бухгалтерия-95", собравшая 30 ведущих фирм, специализирующихся на автоматизации бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
За три с лишним года существования выставки (первая "Бухгалтерия" состоялась в МАИ в марте 1992 г., за год до организации аналогичной выставки на ВВЦ) можно было проследить эволюцию отечественного ПО. Начав с простых систем расчета зарплаты и мини-бухгалтерий для малых предприятий, российские разработчики прошли путь до серьезных ПП для комплексной автоматизации всех разделов бухгалтерского учета и интегрированных систем автоматизации финансово-хозяйственной деятельности крупных предприятий. Российские разработчики ПО в этой области в силу объективных причин шли своим путем (западная система бухгалтерского учета, как известно, сильно отличается от принятой у нас) и за довольно короткий срок вышли на позиции, сопоставимые с общемировыми (невзирая на экономические катаклизмы и законодательную неразбериху, которые влияли не только на зарплату разработчиков и стоимость ПП, но должны были отражаться и в содержании продукта).
Фирма "Парус" демонстрирует свой программный комплекс
(надо отметить, что редактор PCWEEK, работавший
с этой системой, остался от нее в восторге)
Корпоративные проекты и сетевые решения - характерная примета сегодняшнего дня, и не только в области финансово-экономического ПО.
Автоматизация производственной деятельности, проекты в сфере образования сейчас также вступают в "эпоху интеграции". Поэтому на выставке многие фирмы предлагали помимо программных комплексов и наборов АРМов ("Инфософт", "АВЭР" и пр.) сетевые версии своих ПП, включающие кроме систем бухгалтерского учета модули для автоматизации гостиничного хозяйства, складского учета, делопроизводства, текстовые редакторы и другие приложения.
ЦИТ "Парус", специализирующийся на разработке программных комплексов для автоматизации бюджетных учреждений, относится к фирмам, которые имеют крупные вертикальные проекты в этой области - это не только системы автоматизации бухгалтерского учета для централизованных бухгалтерий, но и программный комплекс (реализованный, например, в Департаменте здравоохранения Москвы), включающий автоматизацию как внутреннего бухучета, так и финансирования подведомственных учреждений и итоговой бухгалтерской отчетности (следует отметить, что 70% медицинских учреждений столицы оснащены именно системами "Парус").
ПО для автоматизации деятельности торговых домов было представлено такими фирмами, как ЦИТ "Парус", МНВП "АРГОС", "Ланке", "Новый Атлант", "Омега", "Юнико", "Торговый Дом "Останкино"" (см. таблицу). Кстати, последний недавно приступил к созданию единого городского информационного банка данных и специальной информационно-вычислительной сети под названием "Автоматизированная система продовольственного рынка Москвы".
Системы автоматизации для торговых предприятий
Программные комплексы для автоматизации финансово-хозяйственной деятельности крупных предприятий были представлены фирмами-разработчиками "Никос-Софт", АО "Новый Атлант" (совместная разработка с НПО "Топ Софт", Минск), МНВП "Аргос", "Интеллект-Сервис", "Экософт" и "Computer Associates Ltd." (эта фирма впервые участвовала в выставке и была единственным представителем иностранной компании).
В выставке принимали участие: Ассоциация разработчиков программного обеспечения в области экономики (АРЭП), представители СМИ, Центр экономической литературы и информации "Экономика и жизнь", а также открывшийся 3 месяца назад специализированный салон-магазин "Финансист" (тел. 281-9886), предлагающий покупателям широкий выбор ПО в области экономики и финансов (свыше 40 ПП от более 20 фирм-разработчиков, многие из которых присутствовали на выставке в МАИ), а также консультации и помощь в выборе соответствующего ПП или фирмы для выполнения индивидуальной разработки. Бухгалтерские выставки в МАИ собирают элиту отечественных фирм, работающих в области финансово-хозяйственного ПО (20-25 фирм).
Последняя из них показала, что в этом секторе рынка наблюдается усиление конкурентной борьбы - становится более агрессивной реклама, более разнообразными и специализированными программные продукты. Поэтому руководство выставки (директор В.И.Русланов) приняло разумное, на мой взгляд, решение - тоже пойти по пути специализации и следующую выставку (в декабре) провести под лозунгом "Компьютер в торговле".