Менеджеров отделов информационных технологий, в первый раз представляющих свои полномасштабные финансовые приложения клиент-сервер, возможно, ожидает легкий шок: это ПО гораздо сложнее и дороже внедрить, чем многим может показаться на первый взгляд.

Недавно нарекания вызвал комплект клиент-сервер R/3 фирмы SAP America. Но более серьезной проблемой явилось то, что применение приложений в масштабе предприятия требует от менеджеров отделов информационных технологий четкой организации обмена информацией еще до того, как они выберут пакет. Вследствие того что R/3 и SmartStream фирмы Dun & Bradstrect Software Services очень плотно интегрированы, изменение их основных возможностей весьма сложно и зачастую чрезвычайно дорого.

Например, изменения функций управления складом или описи товара в R/3 автоматически приведут к изменениям в его модулях отчетности. Это может вызвать проблемы у пользователей, не знающих о внесенных изменениях и не перестроивших соответствующим образом организацию обработки информации.

Cavet Emtor (Покупатель, внимание!)

Консультанты, понимающие клиента и могущие ему помочь, запрашивают плату в $1800 в день. Майкл Мейнард, президент консалтинговой фирмы Azimuth Partners (Стоу, шт. Массачусетс), считает, что внедрение R/3 может обойтись в четыре-пять раз дороже, чем само ПО.

"Когда вы покупаете "настольное" приложение, такое как, например, Microsoft Word или WordPerfect, вы же не делаете в них радикальных изменений, вы их конфигурируете",  -  говорит клиент R/3 Билл Кредел, начальник информационного отдела фирмы Autodesk (Саусалито, шт. Калифорния). Это же касается и R/3, который для 150 пользователей Autodesk успешно реализовала за шесть месяцев.

Кредел говорит, что он не хочет попасть в такую ситуацию, когда 90% ресурсов разработки будут уходить на поддержание этой значительно измененной программы.

Прибыли

На прошлой неделе SAP объявила о росте доходов в 1994 году на 66%, что составляет 1,2 млрд. долл. Чистая прибыль выросла на 92% и составила 194 млн. долл.

Не все клиенты любят R/3, как Кредел, который считает внесение необходимых изменений несложным. Но для тех, кто сначала перестроил процесс ведения бизнеса, реализация R/3 прошла легче.

"По нашему мнению, нужно переделывать процесс [деятельности], а не ПО", -  сказал Джим Зелл, менеджер по проектам Advanced Financial Information Systems при корпорации Chevron (Сан-Рэймон, шт. Калифорния). Сначала в середине 1992 года была передела на организация ведения дел; 30 сотрудникам понадобилось три месяца для определения основных функций и особенностей, которые должно содержать необходимое им финансовое приложение.

Затем Chevron выбрала R/3, который предоставлял им эти функции по принципу "неизменяемости", которого придерживается и Кредел. В результате, по словам Зелла, с апреля 1993 года Chevron внедрила R/3 в три дочерние компании, причем все реализации прошли в срок в соответствии с бюджетом и даже дешевле.

По мнению обозревателей, R/3 не единственное ПО, ставящее перед клиентом такие сложные задачи, но, пожалуй, именно оно доставляет больше всего хлопот по сравнению с конкурирующими продуктами корпорации Oracle и фирм Computer Associates International и PeopleSoft. Однако, как считает Барри Уилдерман, аналитик фирмы Meta Group (Уэстпорт, шт. Коннектикут), фирма могла бы снизойти до компаний, пытающихся добиться от R/3 больше, чем от других финансовых пакетов, работающих в технологии клиент-сервер.

"Ни у одного из производителей нет таких проблем с конфигурацией,  -  сказал Уилдерман.  -  Никто так не переделывает все на свете, как это сегодня делают те, кто работает с SAP".

Недовольство клиентов SAP усугубляют другие, нетехнические, факторы. Компания подвергается критике за самоуверенность и негибкость, потому что руководство отказывается даже от очень выгодных сделок, если клиент не выполняет все его требования. Вице-президент SAP America Джереми Кут (г. Филадельфия) подтвердил, что SAP предпочла потерять сделку с компанией Boeing, а не задерживать внедрение продукта с целью добавления необходимых Boeing функций. Но все-таки в одном компания пытается пойти навстречу клиентам  -  она занята взращиванием компетентных консультантов.

Роберт Шиер, Уэнди Пикеринг