КРУПНЫЕ ПРОЕКТЫ
Новые подробности
Уже полгода бушуют страсти вокруг крупнейшего в России проекта в области информатизации - создания Государственной системы Российской Федерации "Выборы" (ГАС "Выборы"). В различных изданиях (в том числе и в PC Week 4/95) появились публикации, посвященные этой теме. Много эмоций вызывает вопрос правильности выбора фирмы-производителя компьютерной техники для этого проекта. Поэтому руководители его поступили весьма разумно, созвав пресс-конференцию, на которой ответили на все острые вопросы, связанные с ходом выполнения проекта.
П.Ф. Марин, зам. главного конструктора
ГАС "Выборы", президент АО "Системинвест"
Этой официальной точке зрения руководства проекта и посвящена данная статья.
В пресс-конференции участвовали: Н. В. Воробьев, начальник управления информатизации г. Москвы, П. Ф. Марин, зам. главного конструктора ГАС "Выборы", президент АО "Системинвест", В. И. Васин, генеральный директор дистрибьюторской компании RSI, и С. С. Кротовский, коммерческий директор RSI.
СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ГАС "ВЫБОРЫ"
ГАС "Выборы" - супермасштабный проект подключения к распределенной компьютерной сети всех без исключения избирательных участков на территории страны, невзирая на труднодоступность некоторых из них. Для успешного выполнения этой задачи вся территория России разделена на 9 зон. В каждой зоне создано свое монтажно-техноло гическое управление, в функции которого входит получение, установка программно-аппаратных комплексов (тестирова ние техники, конфигури рование и инсталляция ПО будут осуществлять ся в Москве инженерами АО "Системинвест") и техническое обслужива ние оборудования.
В.И. Васин, генеральный директор
дистрибьютерской компании RSI (слева),
и С.С. Кротовский, коммерческий директор RSI
На первом этапе вы полнения проекта автоматизация нижнего звена - собственно избирательных участков - не предусматривается. Комплексы ГАС "Выборы" будут устанавливаться в центральных избирательных комиссиях.
Вопросами защиты информации в сети занимается ФАПСИ. По словам П.Ф. Марина, средства защиты уже разработаны и опробованы в рамках федеральной компьютерной сети "Деловая сеть России", создаваемой при участии ФАПСИ на базе сетей Relcom и "Атлас-2" (см. PC Week, 4/95). Однако он заметят, что вопрос о том, кто будет предоставлять каналы связи - ФАПСИ или Минсвязь, еще не решен окончательно.
КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА СЕГОДНЯ?
По словам П. Ф. Марина, автоматизированная система "Выборы" не будет главной и единственной системой подсчета голосов, по крайней мере, до президентских выборов. Ее функцией будет оперативная подготовка предварительных оценок результатов голосования по мере поступления данных из центральных избирательных комиссий.
Оборудование для ГАС "Выборы" было опробовано уже дважды этой весной: во время выборов в Мытищах и Краснодаре. По отзывам наблюдателей, следить за изменением соотношения сил кандидатов на большом информационном экране было занятием упоительным, особенно на заключительном этапе в Мытищах, когда победителем с минимальным перевесом вышел С. Мавроди. Кстати, в роли независимого наблюдателя во время выборов в Мытищах выступил В. В. Жириновский, которому, по словам П. Ф. Марина, автоматизированная система очень понравилась тем, что в процессе ее рабо ты трудно подта совать результаты.
РЕАЛЬНО ЛИ ВЫПОЛНИТЬ ПРОЕКТ В СРОК?
П. Ф. Марин признался, что та кие сомнения иногда одолевают и его, заместителя генерального кон структора проекта. Действительно, организовать поставку техники от фирмы-производителя еще не самая сильная головная боль. Основная сложность заключается в доставке оборудования на места, обучении персонала, организации центров технического обслуживания и "горячих линий". Объем оборудования для ГАС "Выборы" - это 5878 комплектов компьютеров (более 12000 коробок), 6713 принтеров, около 75 000 единиц другой техники, расходных материалов и ПО. На базе этого оборудования должно быть организовано более 90 локальных сетей и 2477 автономных рабочих комплексов, которые нужно будет доставить с учетом бездорожья, полярного лета, периода навигации и всяких других проблем в 2935 избирательных комиссий различного уровня.
Автоматизированная система "Выборы" не будет главной и единственной системой подсчета голосов, по крайней мере, до президентских выборов. Ее функцией будет оперативная подготовка предварительных оценок результатов голосования по мере поступления данных из центральных избирательных комиссий |
За доставку оборудования отвечает компания RSI, руководство которой настроено по-боевому. Генеральный директор RSI В. И. Васин оптимистично заявил, что компания готова осуществить поставку 90% всей техники в течение двух месяцев. Для подготовки персонала, который будет работать с системой "Выборы", RSI организует курсы. Конечно, подготовить в сжатые сроки около 6 тыс. человек для всей России, способных работать с системой, компания не сможет. В первую очередь обучение охватит Москву и область, а также города, где RSI имеет’ свои филиалы. Остальная территория России будет изучать ГАС "Выборы" по документации и с помощью консультаций "горячей линии".
Судя по всему, к декабрю 1995 г. Россия еще не будет целиком готова к участию в выборах с помощью ГАС "Выборы". И дело не только в трудностях, связанных с доставкой оборудования, сама "нарезка" избирательных округов еще окончательно не утверждена.
ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ COMPAQ?
Столь крупный проект - лакомый кусок. Поэтому крупнейшие мировые производители компьютерной техники боролись за то, чтобы ГАС "Выборы" в России создавалась на их технике. Победила Compaq.
"Почему?" - это тот вопрос, который интересовал всех без исключения участников пресс-конференции.
П. Ф. Марин ответил просто, что фирма Compaq показалась руководителям проекта более симпатичной своим энергичным отношением к делу, активной и оперативной реакцией на все возникающие вопросы. Он выразил сомнение, что другие фирмы смогли бы успешно выполнить этот сложный проект, поскольку уже на этапе предварительных переговоров продемонстрировали некоторую медлительность.
Воробьев Н.В.,
начальник управления
информатизации г. Москвы
Н. В. Воробьев добавил, что над вопросом выбора фирмы-производителя работала целая независимая комиссия из 10 человек, представляющих крупнейшие ВЦ и НИИ Москвы, ГУВД, Комитет по информационной политике при Президенте России, Центризбирком и т. д. На первом этапе необходимо было выбрать одну из четырех категорий компьютерного оборудования: компьютеры так называемой "желтой" сборки, российского производства, известных производителей (brand name) и RISC-машины. Были выбраны компьютеры brand name, и дальнейшее соревнование проходило между четырьмя фирмами этой группы: IBM, Compaq, Dell, Hewlett-Packard. По его словам, фирма Compaq предложила новейшие модели компьютеров, объявленные в марте 1995 г., по ценам, сравнимым со стоимостью компьютеров отечественной сборки (порядка $1600 - $1700).
А КАК ЖЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ?
Из отечественных производителей компьютеров в конкурсе ГАС "Выборы" участвовала одна лишь компания ИВК. Она вступила в серьезную конкурентную борьбу, после того как независимая экспертная комиссия проекта отказалась от использования отечественных компьютеров. Доводы ИВК были весьма весомы, поскольку она апеллировала к указу Президента России о поддержке отечественной промышленности. По словам Н. В. Воробьева, комиссия приняла компромиссное решение: рекомендовать технику фирмы Compaq и рассмотреть возможность участия в проекте фирмы ИВК, дабы поддержать отечественных производителей. Дальнейшие события, по его словам, развивались следующим образом: в декабре 1994 г. был создан испытательный стенд главного конструктора проекта, на котором техника ИВК проходила тестовые испытания. Результаты тестирования оказались неутешительными для российской фирмы, поэтому уже в феврале 1995 г. руководители проекта ГАС "Выборы" отказались от участия фирмы ИВК.
Календарь событий проекта ГАС "Выборы" - Август 1994 г. Указ Президента России "О разработке и создании Государственной системы Российской Федерации "Выборы" (ГАС "Выборы")" - Сентябрь 1994 г. Второй Указ Президента, в котором генеральным заказчиком системы назначается Центральная избирательная комиссия, генеральным подрядчиком определен Комитет по политике информатизации при Президенте России, головным разработчиком - НИИ "Восход". Принята классическая западная схема поставки оборудования через дистрибьютора, компанию RSI и ее авторизованного дилера АО "Системинвест" - Октябрь - декабрь 1994 г. Ведутся переговоры с фирмами-претендентами на роль производителей оборудования (IBM, Compaq, Dell, Hewlett-Packard), для оснащения избирательных участков выбираются компьютеры Compaq, принтеры Epson и Hewlett-Packard - Декабрь 1994 г. Создается стенд Главного конструктора проекта на базе компьтеров Compaq, СУБД Oracle, сетевой ОС Novell, тестируется техника отечественной фирмы ИВК - Январь - апрель 1995 г. Утверждение сметы на финансирование проекта, организационная работа, исключение фирмы ИВК из состава участников проекта - Май 1995 г. Открыто финансирование проекта - Июнь - декабрь 1995 г. Установка системы "Выборы" на местах - Декабрь 1995 г. Апробация системы во время выборов в Госдуму - Лето 1996 г. Полномасштабная работа системы во время президентских выборов |
"Мы оказались перед необходимостью решения двух не совместимых задач: или поддерживать отечественное произ водство, или выпол нить указ Президента о выборах, - проком ментировал эту ситу ацию П. Ф. Марин. - Мы предпочитаем поддерживать интел лектуальную элиту, а не рабочий класс с от вертками".
Дело в том, что для ускорения сроков те стирования и поиска оптимальных сис темных решений в рамках проекта ГАС "Выборы" силами фирм Oracle, Compaq и Novell была создана лаборатория для апробации системных решений (по типу аналогичной лаборатории в Мюнхене, с которой российская организация наладила постоянный контакт). По словам Н. В. Воробьева, это не только сокращает сроки разработки проекта, но и обеспечивает рабочие места высококвалицированным российским кадрам.
СТОИМОСТЬ ПРОЕКТА
Поскольку крупный федеральный проект реализуется за счет бюджетных средств, т. е. на деньги налогоплательщиков, большой интерес у присутствующих вызвал вопрос стоимости проекта. П. Ф. Марин отметил, что смета на финансирование рассматривалась и утверждалась с января по май. Реализация проекта началась в мае после выделения бюджетного финансирования в размере 140 млрд. руб. Руководители сомневаются, хватит ли этих денег на весь проект? Скорее всего понадобится дополнительное финансирование, но говорить об этом можно будет не раньше осени.
НА ЧТО МОГУТ ПОТРЕБОВАТЬСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА?
Проблемы дополнительного финансирования отнюдь не исчерпываются инфляцией. Представьте себе, что ценой героических усилий всех участников проекта и региональных управлений система ГАС "Выборы" успешно сдана в эксплуатацию, с ее и божьей помощью Россия выбрала Президента, а что дальше? Дорогостоящая компьютерная техника уровня brand name, лазерные принтеры, модемы и другое коммуникационное оборудование вкупе с устройствами защиты информации будут закрыты в опломбированной комнате до следующих выборов? Системы еще нет, но уже идет ожесточенная борьба между избирательными комиссиями и местными администрациями за право владеть и распоряжаться этой техникой. Есть идея дать с этой целью избирательным комиссиям статус юридического лица, это позволит им иметь технику на своем балансе и отдельный расчетный счет. Оригинальная идея для истинно независимых демократических выборов, не правда ли?
Собственно реализация проекта началась в мае после выделения бюджетного финансирования в размере 140 млрд. руб. По оценке руководителей проекта, сейчас трудно уверенно утверждать, что этих денег хватит на весь проект. Скорее всего понадобится дополнительное финансирование |
Вполне возможно, что в промежутках между выборами эта техника будет использоваться администрациями регионов для проведения переписи населения, социологических опросов и прочих мероприятий. Например, в Москве уже созданы базы данных по земле и земельным участкам, имуществу города, населению (6 млн. записей по жителям Москвы и области), сведениям ЗАГС и органов социальной защиты, которые могут использоваться при обработке в сети ГАС "Выборы".
Итак, проект ГАС "Выборы" в работе. Будем ждать новой информации о том, как он продвигается, с какими сложностями сталкиваются исполнители на местах, какие из них удалось предусмотреть заранее, а что оказалось неожиданным. Хотелось бы верить также и в то, что к очередному федеральному проекту в области информатизации (не последний же он в самом деле!) отечественные фирмы-производители подготовятся лучше. Чтобы можно было с гордостью заявить: "Весь проект реализуется только отечественными силами!"
Елена Покатаева