Одно из перспективных направлений развития современных информационных технологий - создание офисных приложений, т. с. пакетов программ, предназначенных для автоматизации труда людей как в интеллектуальной сфере, так и в области рутинных операций. Сейчас большинство государственных и коммерческих структур уже оснащено теми или иными вычислительными средствами, а рабочие места укомплектованы определенным набором программных продуктов. Это либо универсальные системы (текстовые редакторы, электронные таблицы), либо специализированные пакеты (бухучет, складское хозяйство, кадры и т. п.). Широко используются такие популярные офисные приложения, как Lotus-Тройка, Microsoft Office, PerfectOffice. Эти популярные пакеты помимо прочих достоинств располагают также и средствами разработки пользовательских приложений, особенно удобными при работе с базами данных.
Тем не менее, несмотря на мощные средства поддержки электронного документооборота, руководители часто обнаруживают, что в результате компьютеризации управлять фирмой стало не проще, а сложнее, и причин тому несколько.
Во-первых, сами руководители, как правило, не работают за компьютерами - или потому, что не считают нужным, или потому, что не хватает подготовки, или в силу отсутствия программного обеспечения, учитывающего специфику их труда.
Во-вторых, профессионалы и программисты-пользователи в разных подразделениях разрабатывают собственные приложения, которые несвязаны между собой ни информационно, ни технически. Такие специализированные приложения порождают большое количество донолнительных бумажных документов, циркулирующих между подразделениями. Бумажный оборот возрастает, и поскольку любой документ отражает некоторую работу, управление ими усложняется или становится практически невозможным.
В-третьих, во многих фирмах нет стабильной структуры, поэтому трудно построить адекватную модель деятельности организации и модель функционирования информационных потоков между ее подразделениями.
Кроме того, деятельность любой организации связана с внешним миром. Это означает, что для процветания фирмы необходима полная информация обо всех структурах, с которыми она контактирует.
Решение большинства проблем связано с системной интеграцией, т.е. с разработкой "Электронного офиса" системы комплексной автоматизации фирмы и рамках компьютерных сетей на основе адекватных функциональных и информационных моделей предприятия.
Рассмотрим наиболее развитые инструментальные средства разработки "Электронного офиса" и попробуем высказать соображения но поводу конкретной реализации этих средств в офисных приложениях.
ПАКЕТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ DESIGN/IDEF
Этот пакет базируется на использовании семейства методологий IDEF - функционального моделирования IDEFO, информационного моделирования IDEF1X и динамического моделирования IDEFO/CPN. Пакет позволяет разработать:
функциональные модели деловых процессов;
информационное обеспечение "Электронного офиса" (логические структуры баз данных, структуры классификаторов, структуры баз прецедентов);
функциональные и информационные спецификации автоматизированных рабочих мест конечных пользователей;
схемы информационного взаимодействия автоматизированных рабочих мест.
ГРАФИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ РАЗРАБОТКИ ПРИЛОЖЕНИЙ SQLWINDOWS И POWERBUILDER
Они представляют собой профессиональные объектно-ориентированные инструменты, позволяющие коллективу разработчиков быстро создавать графические приложения любой сложности в архитектуре клиент-сервер. Эти приложения могут работать с широким спектром СУБД, обеспечивая доступ к другим локальным и сетевым ресурсам. В системах реализованы современные концепции:
объектно-ориентированная технология нового поколения (библиотеки классов, многоуровневое наследование, полиморфные сообщения, определяемые пользователем элементы управления);
производительная среда разработки (пол-пая поддержка Windows 3.1, интеграция с другими приложениями (OLE, DDE, DLL) и внешними почтовыми системами (MAPI, VIM, MIIS), многооконные приложения (MDI), конфигурируемые панели инструментов, мощный объектно-ориентированный язык, встроенный отладчик, контекстно-зависимая помощь);
интеграция и поддержка различных баз данных (интеллектуальный объект "Окно данных", интегрированное администрирование баз данных);
управление разработкой приложений (навигация по иерархии приложения, мощный репозитарий разработки, многопользовательское управление библиотеками объектов, открытый интерфейс API с библиотеками, прозрачная интеграция с инструментами контроля версий);
создание отчетов и поддержка конечных пользователей (средства разработки запросов, отчетов, деловая графика).
LOTUS NOTES
Платформа типа клиент-сервер для разработки приложений совместного использования даст возможность обрабатывать сложные документы, обмениваться или осуществлять автоматизацию бизнес-процессов для географически рассредоточенных и удаленных объектов. Lotus Notes позволяет получать, отслеживать, совместно использовать и создавать информацию для документов; обеспечивает доступ к сети через разнообразные пользовательские интерфейсы (Windows, Mac OS, OS/2, Unix). Информация может поступать в различных видах (тексты, графика, видео и звук) и от различных источников (компьютерные прикладные системы, оперативные системы и системы деловых линий, сканеры, факсы).
STAFFWARE
Данная система комплексной автоматизации всей "бюрократической" работы и документооборота, построенная по принципу клиент-сервер, позволяет автоматизировать выполнение всех работ, обработку и управление потоками различных бумаг и документов но заданному алгоритму и заранее определенным маршрутам как внутри организации, так и вне ее. StaffWare помогает принимать решения динамически, назначая и синхронизируя время поступления документов к определенным лицам с возможностью переадресации или автоматического запуска других самостоятельных процессов. Ведется административный журнал прохождения всех видов работ. Система имеет открытую архитектуру, что позволяет интегрировать с ней программные продукты, работающие под ОС Windows и Unix.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АРХИВОМ ДОКУМЕНТОВ EXCALIBUR
Система предназначена для работы со всеми типами документов - текстоввми и графическими. Она включает возможности сканирования документов, распознавания символов, структурированного хранения и поиска информации; осуществляет поиск информации в базе данных объемом 700 Мб за считанные секунды, не требуя указания каких-либо ключевых слов. Пакует обеспечивает одновременный поиск текста, рисунка, графическогоо образа документа, видео- "" звукозаписи. Он идеально приспособлен для работы в информационно насыщенной среде, когда главной целью является поиск или одновременная работа со структурированной и нееструктурированной информацией. Excalibur применяется для автоматизации работы с любыми документами, архивом, для поддержки менеджмента, нормативной документации, информационного обеспечения судопроизводства, криминалистики, медицины, экологии и других отраслей.
Работа "Электронного офиса
Концепция электронного офиса фирмы ELCO Technology является открытой системой, допускающей развитие и реорганизацию. После ее реализации организация-заказчик получаст в свое распоряжение следующие возможности:
- устанавливать и контролировать предельные cpoки исполнения работ;
- обеспечивать описание пользователей при помощи имен, ролей и групп;
- подтоерждать получсиие информации адресатом:
- поддерживать маршруты прохождения документов и этапы выполнения работ с возможностью оперативного управлления;
- получать административныс отчеты (регистрационный журнал, отчет о состоянии каждого процесса, выборочная отчетность по совокупности работ и процессов);
- осуществлять глобальное сохранение и восстановление информации, а также тиражирование локальных баз данных;
- ограничивать доступ отдельных пользователей или групп пользователей к центральным базам данных, запуску процессов и административным отчетам;
- обеспечивать электронную подпись на документах и шифрование на основе криптографических стандартов.
За счет интеграции возможно выполнение параллельных процессов, а также запуск новых процессов из уже работающих.
Инструментальные средства и программные приложения "Электронного офиса" ориентированы на использованис технологии клиент-сервер на следующих серверных платформах:
·
Sun Sparc, OS Solaris;
·
DEC Alpha, OSF/1;
·
ICL DRS 6000, DRS/NX;
·
Intel, Unix;
·
HP 9000/800, HP-UX.
Рабочие места могут быть оснащены любыми рабочими станциями и (или) персопальными компьютерами.
С Геннадием Козиным можно связаться по телефону: (095) 131-5555.
ГЕННАДИЙ КОЗИН