Физиология бизнеса         

Я обещал написать о PC-форуме, проходившем в марте в Фениксе (шт. Аризона) и собравшем лидеров компьютерного бизнеса США, а значит, и всего мира. С тех пор утекло много воды, прошла пара похожих но замыслу мероприятий в Москве  -  конференция "Компьютерный бизнес России" и "Русский день" на МКФ. Поэтому, выполняя свое обещание, я буду невольно сравнивать эти конференции с Форумом.

На Форуме было много интересного, но мне хочется остановиться на одной теме  -  электронной торговле. Этому была посвящена отдельная дискуссия, основными участниками которой были С. Кук, президент компании Intuit, Э. Хьюз, президент компании "Открытые финансовые сети", и М. Нельсон, специалист по информационным технологиям из Белого дома.

Сам факт участия (именно участия, а не "генеральского" выступления) в компьютерной конференции представителя государственной власти очень показателен. На МКФ на сцену вышел только один представитель Администрации Президента России, да и то для получения выигранного по лотерее компьютера. Диалога с нашей властью у нас не наблюдается.

Одной из главных проблем электронной торговли является защита данных, передаваемых по электронным сетям. Речь идет, например, о реквизитах кредитной карточки покупателя, необходимых для совершения сделки, которые могут быть перехвачены и использованы не в пользу этого покупателя.

Уже существуют весьма надежные способы шифровки информации, но вместе с тем в США (да и в России тоже) жесткие законы регламентируют применение этих способов в частном бизнесе. Так, абсолютно запрещен экспорт любых систем, базирующихся на них. Вице-президент Sun Microsystems спросил Нельсона из зала, означает ли это, что Solaris (новая операционная система фирмы Sun) должна поставляться в двух вариантах  -  внутреннем и экспортном. Только в отличие от привычных нам экспортных вариантов продукции этот будет заведомо ухудшен заменой более надежных алгоритмов защиты информации менее надежными. И что делать многонациональным компаниям США  -  работать на ухудшенной системе и дома или мучиться проблемами совместимости информации?

Попытки Нельсона оправдать политику правительства желанием поставить заслон на пути наркодельцов и террористов вызвали легкий смех в зале, поскольку в огромном потоке информации, передающейся по электронным сетям, немногочисленные террористы легко могут укрыться за любым, самым простеньким шифром. Запрет же пользоваться надежными средствами защиты информации равносилен запрету летать на самолетах всем, пока есть угонщики. Но, но всей вероятности, как лицо политическое и выступающее на публике, реальную причину представитель Белого дома назвать не мог.

Кроме защиты информации важным вопросом электронной торговли является анонимность сделок. Строго говоря, покупки по кредитной карточке (это еще предстоит узнать их российским владельцам) становятся известными и банку, и второму владельцу карточки. Например, купленный но карточке подарок жене не будет для нее сюрпризом. Обычно для анонимности сделки расплачиваются наличными деньгами, что в электронной торговле, разумеется, невозможно. Отсюда следует вывод о необходимости альтернативной формы электронной платы, допускающей анонимность, с одной стороны, и надежность для продавца, с другой.

Надежды возлагаются на smart-card, но пока они реального применения не получили.

Туг снова внимание переключилось на Нельсона, поскольку анонимность сделок зачастую способствует уклонению от налогов. Как Белый дом отнесется к возможности совершать сделки, информацию о которых нельзя получить, и как в этих условиях работать налоговой службе? Интересно, что в отличие от российских чиновников Нельсон не вел себя как начальник с подчиненными  -  скорее, наоборот, он выглядел слегка растерянным и искал пути к компромиссу.

Сравнивая Форум с российскими конференциями, хочется сказать несколько слов о соблюдении регламента. Если ведущий говорил больше одной фразы за один раз, это означало, что он хочет резко повернуть направление дискуссии. Никогда ведущий не позволял себе высказать собственное мнение, хотя иногда о нем можно было догадаться. Главной своей задачей он считал провокацию (в хорошем смысле) участников дискусии.

Те в свою очередь не позволяли себе отклоняться от темы дискуссии, в том числе и в сторону рекламы своей фирмы. Во-первых, учитывая уровень и выступающих, и аудитории, это было бы неуместно и, во-вторых, вызвало бы немедленную отрицательную реакцию ведущего.

Жаль, что на Форуме было не больше десятка российских участников. Помимо чисто профессионального интереса им было бы чему поучиться в смысле организации и ведения подобных обсуждений в России. Я, однако, оптимист и думаю, что следующие форумы в Москве будут более продуктивными.

К Михаилу Донскому можно обратиться по электронной почте по адресу: donskoy@kaissa.msk.su

Михаил Донской