Решая вопрос об установке системы электронной почты (ЭП) на предприятии, сложно подсчитать, какую прибыль даст использование этой почты и во что выльется ее эксплуатация.
Однако именно эти системы вкупе с обработкой распределенных транзакций в силу непосредственной интеграции в работу предприятия определяют коммерческий успех его автоматизации.
Системы ЭП и обработки распределенных транзакций нацелены на обработку потока соответственно неструктурированной и структурированной информации. Те задачи обработки информации, решения которых апробированы в системе ЭП, постепенно будут переноситься в системы распределенных транзакций для увеличения скорости обработки и расширения спектра решаемых технологических задач. Эти системы относятся друг к другу как файловые и системы управления базами данных. Можно сказать, что внедрение ЭП является поворотным шагом предприятия к новым информационным технологиям.
КАК ОЦЕНИТЬ РЕАЛЬНУЮ СТОИМОСТЬ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ?
При переходе к распределенной обработке информации на основе ПК многие организации пошли по пути использования систем ЭП на базе локальных сетей в файл-серверной топологии. Можно привести аргументы в пользу такого выбора: низкая стоимость оборудования и ПО, простота эксплуатации. Этот подход адекватен тенденции установки ПК на каждом рабочем месте.
Основные возможности Linkworks
Однако, как только возникает задача расширения такой системы ЭП, проявляются и недостатки такого подхода. Дело в том, что ЭП для локальных сетей на базе файловых серверов показывает хорошую работоспособность для локализованных групп пользователей, управляемых из одного центра. При расширении системы появляются проблемы, связанные с управлением, обеспечением секретности, добавлением новых абонентов, а также с ее удорожанием. Постоянная десинхронизация каталогов и увеличение числа выделенных для обслуживания почты ПК - вот основные признаки неблагополучной ситуации.
По оценкам Gartner Group (данные предоставлены инженерным центром "Анкей"), затраты на поддержку почтовой системы, базирующейся на файл-серверной конфигурации, в некоторых случаях могут в 10 раз превышать за-
траты на содержание аналогичной системы, созданной на базе мэйнфрейма.
ПРОБЛЕМУ МОЖЕТ РЕШИТЬ ОТКРЫТАЯ ПОЧТОВАЯ СИСТЕМА КЛИЕНТ-СЕРВЕР
Использование в системе ЭП схемы клиент-сервер позволяет получить многофункциональное решение, базирующееся на небольшом количестве высокопроизводительных серверов. Каждый сервер ЭП реализует функции системного администрирования, управления распределенными каталогами и сетевыми соединениями, т.е. обеспечивает полномасштабное обслуживание пользователей. Система ЭП становится при этом модульной, а значит, способной к расширению. Клиентская ее часть располагается на ПК абонентов и обеспечивает через сервер взаимодействие пользователя с сетью передачи сообщений.
Открытая почтовая система типа клиент-сервер является разумной альтернативой для организаций, которые не предполагают использовать в своей работе мэйнфреймы, но и не удовлетворены системами ЭП на базе файл-серверной ЛВС.
Обычно фирмы, производители систем ЭП, предлагают набор программных продуктов разной степени интеграции. В системе ЭП, базирующейся на модели клиент-сервер, выделяют четыре группы программных продуктов:
·
Система обработки и доставки (агент пересылки сообщений и межпочтовые шлюзы)
·
Справочная адресная система (распределенная служба каталогов)
·
Система взаимодействия с пользователем (почтовый агент пользователя)
·
Административная система. Для модели клиент-сервер характерно, что все подсистемы ЭП работают на сервере, а система взаимодействия с пользователем разделена на две части:
·
Сервер обслуживания клиентов электронной почты (предназначен для обслуживания множества пользователей)
·
ПО клиента (в его функции входит обеспечение одновременного доступа абонентов к почтовым ящикам с входящей и исходящей корреспонденцией, системам обработки, доставки, к индивидуальным хранилищам почты.
Система обработки и доставки отделена от сервера обслуживания клиентов, что позволяет организовать одновременную работу нескольких серверов обслуживания. При этом интерфейс пользователя может базироваться на традиционных понятиях приема-пересылки почтовых сообщений, а может быть ориентирован на манипулирование документами, сообщениями в формате EDI или отражать технологию специализированной обработки группы документов.
РЕШЕНИЯ КОРПОРАЦИИ DIGITAL EQUIPMENT
Корпорация Digital предлагает семейство взаимосвязанных программных продуктов для создания ЭП по технологии клиент-сервер при автоматизации офисов. Это семейство разработано в соответствии с почтовыми стандартами Х.400 и Х.500. Реализация интерфейса пользователя поддерживает платформы DOS, Windows, Unix, Macintosh. Серверная часть ориентирована на платформы Open VMS, Windows NT и Unix-системы (Digital Unix, SCO Unix, IBM AIX и т.п.)
Для прикладного уровня реализации ЭП корпорация Digital Equipment предлагает свои офисные системы, совмещающие функции ЭП и различные аспекты технологии автоматизированной обработки документов:
·
Linkworks - объектно-ориентированная технология работы офиса
·
ALL-IN-1 IOS - интегрированная офисная система обработки документов
·
TEAMlinks - средство для организации совместной работы групп пользователей с документами;
·
DEC Notes - система поддержки электронных конференций.
На пользовательском уровне предлагаются средства передачи не только ЭП (DEC MAILworks), но также факс-сообщений (DECfax MAIL), оцифрованных голосовых сообщений (VOICE:mail) и корреспонденции в стандарте EDIFACT.
На конкретную технологию передачи информации система настраивается с помощью средств интерфейса прикладного программирования (API) или на базе программных интерфейсов систем ЭП, таких, как Microsoft Mail, cc:Mail. Проектирование прикладной системы осуществляется на пользовательском уровне взаимодействия с системой ЭП.
Если специфика прикладной системы не позволяет использовать ни одну из перечисленных систем, можно воспользоваться компонентом системы ЭП транспортного уровня, в который входят:
·
MAILbus 400 (почтовая магистраль, поддерживающая стандарт ЭП Х.400)
·
Х.500 Directory Service (распределенная справочная служба Х.500).
Для взаимодействия с другими системами ЭП в состав транспортного компонента включены шлюзы.
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОЧТАМТ ИНЖЕНЕРНОГО ЦЕНТРА "АНКЕЙ"
На базе средств корпорации Digital специалисты центра "Анкей" разработали универсальную систему ЭП UniMail, основным компонентом которой является электронный почтамт.
На коммутаторе ЭП устанавливаются серверы ЭП (поддерживающие взаимодействие локальных и удаленных пользователей) и транспортный компонент (обеспечивающий взаимодействие, а также связь с другими коммутаторами серверов ЭП, установленных на данном коммутаторе). Серверы ЭП могут принадлежать как прикладному, так и пользовательскому уровню. Служба передачи сообщений, служба факс-сообщений или офисная система могут одновременно присутствовать на коммутаторе или включаться по мере необходимости.
Взаимодействие терминалов и рабочих станций с коммутаторами возможно в сетях стандарта OSI или TCP/IP. Удаленные терминалы или рабочие станции могут подключаться через коммутируемые линии связи с использованием модемов или через существующие сети с коммутацией пакетов Х.25.
Практически электронный коммутатор центра "Анкей" реализуется на базе компьютеров серии Alpha Server с 64-разрядными RISC-процессорами. Многомашинные кластерные системы повышают производительность и надежность систем. В качестве ОС используется Open VMS, поддерживающая различные стандарты Unix-систем и Windows NT.
Все периферийное оборудование, обеспечивающее выход в телефонные сети и сети Х.25, может быть установлено и на шине компьютера, и в локальной сети (Ethernet, FDDI). Использование коммуникационных серверов и шлюзов позволяет перераспределить вычислительную нагрузку, связанную с обработкой ввода-вывода, внутри вычислительного комплекса и полнее использовать возможности кластерной системы.
ЕЛЕНА ПОКАТАЕВА